Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические Основы лидерства

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет послевузовского образования

И переподготовки кадров

 

 

ВЫПУСКНАЯ ДИПЛОМНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Лидерство в профсоюзных организациях

Студентов высших учебных заведений»

 

 

Работу выполнил: слушатель отделения «Государственная молодежная политика» факультета ПВО и ПК по программе «Государственное управление и менеджмент в социальной сфере»

Туков Мурат Мухамедович

Научный руководитель:

Никонов А.В.,

Кандидат философских наук

 

 

Волгоград – 2001 г.

 

ПЛАН

выпускной дипломной квалификационной работы на тему

«Лидерство в профсоюзных организациях студентов

высших учебных заведений»

 

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы лидерства.

1.1. Лидер, кто это?

1.1.1. Лидер и лидерство.

1.1.2.Качества присущие лидеру.

1.1.3. Окружение лидера.

1.1.4. Лидерство и современность.

1.1.5. Лидер или вождь.

1.1.6. Лидер или руководитель.

1.1.7. Общие теории лидерства.

1.1.8. Теории лидерства в американской психологии.

1.2. Место и роль профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений в общественно-политической жизни Ростовской области.

1.3. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов.

ГЛАВА 2. Лидерство и руководство в профсоюзной организации студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

2.1. Профсоюзная организация студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

2.2. Проблемы конкретного лидера и его оптимальное поведение.

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Профсоюзные организации студентов в России стали массово появляться в начале 90-х годов. В основном, это были:

во-первых, трансформировавшиеся комсомольские организации Высших учебных заведений, и как следствие, их руководителями стали комсомольские вожаки, ставшие в одночасье профсоюзными лидерами;

во-вторых, выделившиеся из профсоюзов преподавателей высших учебных заведений обособленные профсоюзные организации студентов.

А чаще всего, оба этих варианта имели место одновременно.

Так как профсоюзное студенческое движение бурно стало развиваться только последнее десятилетие, литературы посвященной этой конкретной теме практически нет. То же самое и в отношении лидерства в студенческих профсоюзных организациях. Есть огромное количество изданий, затрагивающих проблемы социального и политического лидерства, а проблемы лидерства в студенческих профсоюзах не рассматриваются. При изучении этих проблем, приходилось брать за основу периодические издания профсоюзных организаций и личный опыт деятельности в этой сфере автора, но они рассматривались с помощью критериев социального и политического лидерства. Особенно интересными были издания про руководство в летних студенческих отрядах. Несмотря на то, что студенческих отрядов давно нет, их опыт необходимо использовать, разумеется, с меньшим акцентом на идеологию.

Не смотря на то, что современная литература уделяет мало внимания проблемам лидерства в студенческих профсоюзных организациях, эта тема актуальна и интересна.     

Студенческие профсоюзы сами по себе феномен. Профсоюзы образуются по профессиональному принципу, а студенты – это не профессия, даже если студент это – профессия, то в любом случае его «работа» – временная. Скорее всего, студенты это – социальная группа, искусственно объединенная для определенной цели – получить высшее образование. При этом не стоит забывать, цели студентов одинаковы, но у каждого своя.

Основная задача профсоюзов – отстаивание интересов трудящихся (в нашем случае – учащихся), а прежде всего их социальных прав. Профсоюзные организации студентов играют важную роль и в воспитании молодежи.

При формировании студенческого профсоюзного движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Ему присущи черты и социального лидера, и политического он выступает как:

- объединитель студентов,

- защитник их интересов,

- инициатор обновления жизни,

- организатор их деятельности.

Выступая как объединитель студентов, лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.

 Выступая как защитник интересов студентов, лидер отстаивает, прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты студентов от произвола бюрократии и беззакония.

Выступая как инициатор обновления жизни, лидер должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни.

Выступая как организатор, лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей на осуществление намеченных целей.

Как себя вести профсоюзному студенческому лидеру в современных условиях, какие проблемы стоят пред ним? Именно этому и посвящена данная дипломная работа.

После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект и цель исследования.

Объект исследования – социальное и политическое лидерство в Современной России.

Предмет исследования – проблемы лидерства в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений, как аспект социального и политического лидерства.

Цель работы – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений.

В качестве примера рассматривалась профсоюзная организация студентов Южно-Российской государственном университете экономики и сервиса (ЮРГУЭС), г. Шахты Ростовской области.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

- изучение литературы, затрагивающей проблемы лидерства отечественных и западных авторов (Глава 1, часть 1);

- определение значимости профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений в регионе (Глава 1, часть 2);

-  определение особенностей руководства в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений (Глава 1, часть 3);

- изучение опыта деятельности и руководства в профсоюзной организации студентов ЮРГУЭС (Глава 2, часть 1);

- изучение проблем конкретного лидера – председателя профсоюзного комитета студентов ЮРГУЭС и выработка его оптимального поведения, определение его объективных качеств (Глава 2, часть 2).

В результате исследования автор предполагает обобщить теоретические наработки в области лидерства западных и отечественных исследователей, изучить опыт лидерства и руководства конкретного лидера и предложить собранные материалы для обсуждения профсоюзным лидерам ВУЗов Ростовской области. Автор также предполагает возможность применения данной работы или ее некоторых частей при подготовке методических изданий для руководителей профсоюзных организаций студентов.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

Лидер, кто это?

1.1.1. Ли­дер и ли­дер­ст­во.

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко­водить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции «черт» — лидер обладает определенными свой­ствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, кото­рый при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходи­мые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина / 38 / выделены типы лидеров в зависимости от ха­рактера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-испол­нитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личност­ные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который явля­ется лидером в одной группе, совсем не обязательно ста­нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделя­ют:

- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

- социальный тип лидерства (на производстве, в проф­союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

- политический тип лидерства (государственные, об­щественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять зада­чи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со­стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапар­та: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взгля­дом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обя­зано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких досто­инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут­реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей­ствовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требу­ется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти струк­туры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обес­печить личностную поддержку членам группы.

Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций:

- информационно-аналитической;

- выработки программ;

- принятия решения;

- органи­зации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действи­тельности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения — программа действий — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер доби­вается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что пред­усматривает / 36 /:

- подбор и расстановку исполнителей;

- доведение до них решений;

- уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

- создание внешних и внутренних условий исполне­ния;

- координацию деятельности исполнителей;

- подведение итогов и анализ результатов. Мобилизация начинается с формирования команды лидера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...