Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционализм как направление макросоциологии.




Точка зрения функционализма на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX в. Гербертом Спенсером:

• Он сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому телу, которые образуют между собой взаимосвязанную систему.

• Сторонник функционализма рассматривает общество как организмы, составленные из многих частей: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д.

• Каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.

• Функционализм недооценивает тот факт, что в большинстве обществ никогда не достигается полное согласие относительно ценностей

• Спенсер заложил основы функционализма

• Эмиль Дюркгейм (великий французский социолог) развил их

Дюркгейм:

• общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе

• теория Дюркгейма объясняет все общественные явления (девиантное поведение, по его мнению, имеет определенное позитивное значение

Талкотт Парсонс, Роберт Мертон, Кингсли Дэвис (современные функционалисты, последователи Спенсера и Дюркгейма):

• пять пунктов, составляющих теоретические рамки современного функционализма:

1.Общество

• система частей, объединенных в единое целое

2.Общественные системы

• сохраняют устойчивость

• в них существуют внутренние механизмы контроля

3.Дисфункции

• существуют, но преодолеваются сами собой или укореняются в обществе

4.Изменения

• обычно имеют постепенный, а не революционный характер

5.Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей

• формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей

(нет 11)

 

12. Теория конфликта, как направление социологии:

Конфликт - не социальная патология, конфликт - неотъемлемая часть социальной жизни. Если в обществе мало конфликтов, то вот это уже значит, что общество находится в патологическом состоянии.

Основные постулаты:

· Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимодействующих
частей.

· Процессы, протекающие в различных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению системы, ее изменению, а также возрастанию или уменьшению ее интеграции и адаптации.

• В любой системе взаимосвязанных частей обнаруживается отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.

• Многие процессы, обычно считающиеся разрушительными для системы (а именно насилие, разногласие, девиация и конфликты), могут при определенных условиях повышать интеграцию системы и ее адаптацию к внешней среде.

Определение конфликта: «Социальный конфликт - это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников»

Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

· постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;

· любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;

· разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.

Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

· все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;

· Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);

· Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;

· 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные. Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.

 

 

Роль культуры в обществе. Типология культур.

Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур.

Типология культур по пространственно – временному признаку:

· Первобытная культура

· Культура Древнего Мира

· Культура Средних веков

· Культура Нового времени

· Культура Новейшего времени

Типология культур по хозяйственному укладу:

· Мировая культура

· Культура Востока и Запада

· Национальная культура

· Народные (этнические) культуры

· Городские и сельские культуры

· Культура социальных групп (субкультуры)

· Индивидуальная культура.

Типология по О. Шпенглеру:

Выстраивая свою типологию культуры О. Шпенглер, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

Жизненный цикл культур (по мнению Шпенглера) - это жизненный цикл любого живого организма. Смерть каждой культуры и ее изолированность от других культур не могут обеспечить единства культурной и в целом исторической жизни человечества.

В этом плане О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура. Критерием типологизации О. Шпенглера выступает внутренний, психологический строй коллективной души народа.

Суть культуры в этом плане, по мнению Шпенглера - это стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой коллективной душе (народу) присущ свой мир переживаний, свое мироощущение, свой психический первосимвол, из которого происходит все богатство культурных форм, на основе которых коллективная душа живет, чувствует, творит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...