Требования к написанию рефератов
ГРЕДНОВСКАЯ Е.В. Уч.г. Контакты с преподавателем Гредновской Еленой Васильевной: e-m: sao4niki@mail.ru Т.: 8-951-816-39-55 РУКОВОДСТВО По курсу «Философия и методология научного познания» дистанционной формы работы
Уважаемые студенты магистерской формы обучения! Для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия и методология научного познания» вам предлагается освоить теоретический материал в виде лекционного курса, а также ознакомиться с первоисточниками – научными философскими текстами. На этой основе вам предстоит выполнить практические задания, по результатам которых вы сможете получить экзаменационную (зачетную) оценку, набрав сумму баллов по накопительной системе (60-100). Для получения зачета минимальная сумма баллов составляет 59 б. Баллы по видам работы
Итоговая оценка Суммированные баллы, полученные за все выполненные формы работы, соответствуют шкале, принятой в БРС.
ПРОГРАММА КУРСА 1. Программа курса «Философия и методология научного познания»состоит из следующих 2-х разделов и соответствующих им тем.
Раздел I. Общие проблемы философии и методологии науки • ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ • ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
• СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ • ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ • МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ • НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ • ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ • СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Раздел II. Философско-методологические проблемы областей научного знания • Философско-методологические основы математики и информатики • Философско-методологические проблемы физики и астрономии • Философско-методологические проблемы наук о Земле • Философско-методологические проблемы экологии • Актуальные философские проблемы современной биологии • Проблемы антропогенеза • Философия здоровья • Философия техники,(Философские проблемы техники и технических наук) • Социально-культурное бытие химических знаний • Философские проблемы социально-гуманитарного познания • Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания • Проблемы общей методологии социальных и гуманитарных наук • Философия истории (Историософия: структура предмета и дискурса) • Постнеклассические модели истории • Философия экономики • Философия политики: основные течения новейшей философии политики • Методологические проблемы политики • Философия образования • Методология исторических наук • Философско-методологические проблемы юриспруденции • Философия права • Философско-методологические проблемы социальной экологии • Типология современной художественной культуры: философскомировоззренческие основания • Методологические подходы в истории науки • Философско-методологические проблемы современного литературоведения. • Современное синергетическое мировоззрение 2. Освоение материала предполагается в следующем виде:
По разделу I. Общие проблемы философии и методологии науки • лекционного материала и материала учебников; • материала научных статей и их устный (письменный) анализ по соответствующему плану; • тестирования по материалу базового понятийно-категориального и общего историко-философского содержания курса философии науки.
По разделу II. Философско-методологические проблемы областей научного знания: • реферат (текст); • презентация реферата
3. Формы работы, предполагающие контроль и отчетность по разделу I. Общие проблемы философии и методологии науки
Работа по статьям • Научные статьи известных философов и исследователей посвящены проблематике философии науки в спектре, охватывающем все актуальные проблемы философско-научного знания и методологии науки в данной области.
• Работа по статьям предполагает устный (письменный) анализ-аннотацию по предложенному плану прочитанной статьи.
Статьи для семинаров-коллоквиумов (тексты статей прилагаются, см. в отдельной папке)
• Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге. М.: 1991 • Бодрийяр Ж. Ксерокс и бесконечность // В кн.: Прозрачность зла <http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_01.php > C.75-88 • Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3 • Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма // Вопросы философии. 1999. №10 • Сухачёв В. Ю. Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой http://www.anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html • Мамардашвили М.К. Идея преемственности и философская традиция // В кн.: Как я понимаю философию. – М.190. С.91-99 • КозловаМ.С. Был ли Л.Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманию природы философии) <http://iph.ras.ru/page50370753.htm> • Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга Слова и вещи // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000550/index.shtml> 9. Хайдеггер М. Вещь < http://philosophy.ru/library/heideg/th.html > 10. Фуко М. Герменевтика субъекта <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000553/>
План аннотаций статей для письменного анализа Общий план (для письменного анализа) • Блок-схема: основная идея автора, ключевые аргументы, раскрывающие основную идею, вывод автора.
• Краткое освещение вопросов к статьям, предложенных для устного обсуждения (см. ниже). • Ключевые слова статьи, отражающие специфику понятийного аппарата автора (10 единиц). • Объем аннотации 2-4 стр. А4 (при интервале1, кегль 14). Вопросы к статьям (для устного обсуждения) 1. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге. М.: 1991: • «бездумность» современности как бегство от мышления; • вычисляющее мышление и осмысляющее мышление; • «укорененность» человека и утрата укорененности; • технизированность мира и осмысляющее мышление; • отрешенность от вещей как не-бессмысленность, постижение смысла мира техники; • опасность технического прогресса: особенности понимания.
2. Бодрийяр Ж. Ксерокс и бесконечность // Прозрачность зла <http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_01.php > C.75-88 • возникновение «умных машин» как разочарование в уме и тяжести беспомощного интеллекта; • манифестация мысли в технике как способ ухода от самой мысли; • власть виртуальной машины, способной держать мысль в состоянии бесконечного напряженного ожидания»краткосрочности исчезающего знания»; • отсутствие мысли в машине как отсутствие иллюзии и двойственности; человек как «удовольствие быть человеком»,как «способность превзойти себя»; • слияние человека и машины как «новая парадигма чувствительности»; • человек-машина как «не-человеческое измерение»: непреодолимая близость экрана; деполяризация пространства и неразличимость человеческого тела; переплетение экрана и ментального экран мозга; искажение желания; приобретение способности к воспроизведению и исчезновении «единственного»; виртуальное принуждение как конец свободы.
3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3: • способы мышления в «науках о природе» и «науках о духе»: особенности и точки пересечения; • «окружающий мир» как представление об объективном мире и идея истины в научном смысле как бесконечность задач европейской культуры;
• «естественная», «мифо-религиозная» и «теоретическая» установки: различия и особенности; • понятия «дух Европы», «телеология европейского рационализма»; • «кризис Европы» как заблуждение рационализма (объективизм, натурализм, «овнешнение» знания) • возможные выходы из кризиса европейского существования.
4. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма // Вопросы философии. 1999. №10: • «очевидные» и «скрытые» уроки постмодернизма; • «логоцентризм» и «телоцентризм» как критика рациональности и как переход к «новой архаике»; телесно-визуалистская ориентация культуры; • роль средств социальной коммуникации, «тело» в социальности и в культуре; игра с телом как замена игры со словом; понятие • стилевые нормы и каноны постмодернизма: эклектизм, «нормативность анормативности», «невразумительность и невменяемость», «конец стиля»; • ответственность и свобода: пределы свободы и ответственности; «сознательная невменяемость и свободный отказ от ответственности» как уроки постмодернизма; мультикультурализм и политкорректность постмодернизма; • сужение границ Я, свободы и ответственности в телоцентризме постмодернизма и «новая архаика»; человек постмодернизма – как «тотальная видимость», «кажимость» и перспективы нового гуманизма.
5. Сухачёв В. Ю.Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой < http://www.anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html> • а) Как вы понимаете выражение «промысливание заботы о Я» как традиции, идущей с Античности, и наследуемой Декартом? В чем, на ваш взгляд, выражается эта преемственность у Декарта? б) Раскройте смысл следующих выражений: «понять Я как целое значит спрашивающего поставить под вопрос», «вопрошая мысль, сущее, богов, человек вопрошает самого себя». Каким образом с этими размышлениями связано утверждение автора статьи о том, что Декарт мыслит Я как «предельность»? • а) Что, на ваш взгляд, позволяет Декарту «подвергать Я вопрошанию, допросу», ставить «Я под подозрение»? б) Согласны ли вы с утверждениями о «собранности Я из фрагментов», о том, что «Я систематически уничтожается (время о-пределивает и избывает Я)», о существовании «Я в зеркалах», «Я, играющего по чужим сценариям»? Связано ли с этими представлениями «подозрение Я в неаутентичности»? • а) Что означает картезианское сомнение «как девальвация богов, вещей, сценариев, предлагаемых Другим и другими»? б) Почему, на ваш взгляд, необходим «эксперимент в истинности Я», каким именно образом реализуется его «готовность превратить Я в проблему», «отделить от всего, что предоставляет подтверждение существования Я»?
• а) Как бы вы пояснили «запрет на право Другого подтверждать мой процесс мышления», «отказ от всех форм алиби, приходящих снаружи», «отказ от подтверждения истинности мышления, идущего снаружи»? В чем именно для вас мог бы заключаться смысл этого запрета? б) Что для Декарта означает «осознание как свидетельствование», самопознание как «основа познания только в опыте существования»? Каким образом с этим связано произнесение «Я мыслю...», «представляющее собой само существование» («когда я говорю, я осознаю себя»)? • а) Как можно понять декартовское утверждение о том, что «существование вещей не определяет моего существования»? О каком опыте невозможности опоры человеческого Я на вещи здесь идет речь? б) «Отказ от знания вещей открывает пространство для знания Я» – согласны ли вы с этим утверждением? О каком пространстве самопознания здесь может идти речь?
6. Мамардашвили М.К. Идея преемственности и философская традиция // В кн.: Как я понимаю философию. – М.190. С.91-99 • В чем заключается оригинальность М.К. Мамардашвили в понимании идеи преемственности в отличие от ее общепринятого ее понимания? • Какие «конституирующие акты сознания» позволяют осуществить опыт такой преемственности (когда в сознании любого человека могут возникнуть идеи великих мыслителей без ознакомления с их концепциями)? • Что означает, с точки зрения Мамардашвили, «быть живым» и «держать живым» какого-то философа в процессе мыслительного акта? Чем в этой связи отличается подлинный процесс мышления от имитации мышления? • Как вы понимаете выражение Мамардашвили «сознание опыта, а не сознание об опыте»? • Прокомментируйте последний абзац текста, в котором котором речь идет о том, что философское мышление и отвлечен6ный язык философии создает «пространство, в котором может быть воссоздан мыслящий»?
7. Козлова М.С. Был ли Л.Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманию природы философии) <http://iph.ras.ru/page50370753.htm> • тезис о «бессмысленности философских утверждений», • формы существования высказываемого и невысказываемого, • формы существования философии и философских фраз; • понятие концептуальной схемы языка, роль молчания в философии; • философские фразы как псевдоутверждения; • философские сверх-высказывания и нормальная работа языка, концептуальный и эмпирический планы рассуждений; философские фразы как логико-грамматические правила
8. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга Слова и вещи //В кн.: Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000550/index.shtml> • возможности, границы и критерии познания действительности в новых условиях современности: постепенная «децентрация человека в мире»; ниспровержение иллюзии познания в гуманитарном знании; • французский структурализм как отзыв на социальный запрос 60-х, отличительные особенности задачи; • основные установки и исследовательские задачи работы М.Фуко «Слова и вещи»; суть понятия «эпистема»; • виды эпистем в Новое время: ренессансная эпистема, классическа эпистема, современная эпистема; их характеристики; • «проблема человека в истории» сточки зрения Фуко как «исчезновение человека», как «смерть человека»; • понятия «дискурс» и «дискурсивные практики» в концепции Фуко.
• Хайдеггер М. Вещь < http://philosophy.ru/library/heideg/th.html >
• существо близости, близость как устранение дали, близость как выражение не через предметность вещи, а через выявление ее сущности; • вещественность вещи как «вещи в себе», «вещи как вещи»: как не созданная изготовлением, как высвобожденная изготовлением; • пустота как вмещающее в емкости, как приемлющая емкость; • принудительность научного знания как недопущение существования вещи самой по себе в качестве определяющей действительности, как уничтожение вещи и как забвение вещественности вещи; • неявленность вещи как вещи: пустота в физическом смысле как не-пустота вещи, как впускающая пустота, как приемлющая емкость, как двоякость пустоты; • веществование вещи как собирание, подношение (существо) полной чаши (вещи) как многосложное простое собирание; • при-ближение как само веществование вещи, как отражение осуществляюще-высвечивающей зеркальности мира, как «мирение», в еществование как при-ближение мира. • Фуко М. Герменевтика субъекта <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000553/> • забота о себе (концепция epimeleia/cura sui) в античной философии; забота о самом себе как эгоизм или уход в себя акцент картезианства вновь самопознании как основного пути постижения истины; • духовность как философский поиск; познание как единственный способ постижения истины; забота о себе как практика в общественно-политическом контексте; • формы самореализации субъекта: виды деятельности, внешне напоминающие заботу о себе; основные линии эволюции понятия заботы: диететика, экономика и эротика; • забота о себе как божественное самопознание, движение к божественному самопознанию через тройное отношение «заботы о себе» в политической, педагогической и эротической деятельности; • забота о себе как врачевание души: исправление, освобождение знания; самореализация как акт врачевания, как терапевтическое средство; • необходимость другого в процессе самореализации: типы мастерства и умения, невежество и память как игра; глупость (Stultitia) как иной полюс самореализации; • забота о себе как спасение: значения понятия «спасение», спасение как приятие самого себя; постижение истины как забота о себе: необходимость трансформаций и модификаций, которые делают человека способным к восприятию истины.
4. Формы работы, предполагающие контроль и отчетность по разделу II. Философско-методологические проблемы областей научного знания:
Написание рефератов • предполагается самостоятельный выбор тем рефератов в 2-х вариантах: 1) из списка тем рефератов, соответствующих данному разделу курса; 2) из индивидуальной научной деятельности в рамках работы над магистерской (кандидатской) диссертацией; • написанный реферат может быть оценен также в 2-х формах (по выбору): 1) без защиты; 2) с устной защитой Темы рефератов • Философско-методологические основы математики и информатики • Философско-методологические проблемы физики и астрономии • Философско-методологические проблемы наук о Земле • Философско-методологические проблемы экологии • Актуальные философские проблемы современной биологии • Проблемы антропогенеза • Философия здоровья • Философия техники,(Философские проблемы техники и технических наук) • Социально-культурное бытие химических знаний • Философские проблемы социально-гуманитарного познания • Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания • Проблемы общей методологии социальных и гуманитарных наук • Философия истории (Историософия: структура предмета и дискурса) • Постнеклассические модели истории • Философия экономики • Философия политики: основные течения новейшей философии политики • Методологические проблемы политики • Философия образования • Методология исторических наук • Философско-методологические проблемы юриспруденции • Философия права • Философско-методологические проблемы социальной экологии • Типология современной художественной культуры: философско-мировоззренческие основания • Методологические подходы в истории науки • Философско-методологические проблемы современного литературоведения. • Современное синергетическое мировоззрение
Требования к написанию рефератов • Реферат должен иметь план, состоящий из введения, узловых вопросов темы и заключения, материал следует излагать строго по плану. • В конце реферата необходимо привести список использованной литературы. При этом перечисляют монографии и статьи в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Кроме фамилии, инициалов авторов и названия работ, следует указать место издания, издательство, год издания. В тексте реферата должны быть ссылки на указанную литературу. • Общий объем реферата 18–20 страниц формата А4, отпечатанных на ПК, шрифт 14, через 1,5 интервала; поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1 см • Титульный лист реферата оформляют следующим образом: вверху пишут название учебного заведения, в середине – название реферата, ниже справа – фамилию и инициалы аспиранта (соискателя), контактный телефон, а также название кафедры и фамилию, инициалы научного руководителя диссертации, внизу – год написания реферата.
Контакты с преподавателем Гредновской Еленой Васильевной: e-m: sao4niki@mail.ru Т.: 8-951-816-39-55
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|