Поразмышляйте над местом и ролью морали и её основных категорий в бизнесе и деловых отношениях. Свои размышления оформите в виде эссе. Объем работы в рукописном виде не менее 1,5-2 листов, в печатном виде не менее 1 страницы (шрифт 12, межстрочный интервал -1).
Человеческая история длинна, нравы разных эпох различны. Природа, структура и функции морали всегда остаются в центре внимания этики. Проанализируйте позиции представителей разных этических направлений и школ и подумайте, к каким последствиям может привести поведение, основанное на их представлениях. Изложите свои размышления и выберите идеи, которые созвучны Вашим представлениями о морали и нравственности. Постарайтесь объяснить свой выбор.
Направления и их идеологи
| Суть этической
концепции
| Основные положения
|
Гедонизм
(от греч. hedone – наслаждение)
Эпикур
| Добро – это то, что приносит наслаждение и избавление от страданий
| Счастье – это наслаждение. Лишь жизнь в многообразии чувственных ощущений является высшей моральной ценностью. Подлинные удовольствия – телесные Удовольствие относится к настоящему, воспоминание о благе или его ожидание не есть удовольствие.
|
Этика киников
(циников)
Антисфен
Диоген
| Основа счастья и добродетели – пренебрежение к общественным нормам (цинизм)
| Закон жизни – закон природы. Необходимо отказаться от всяких человеческих удобств, богатства, славы ради достижения независимости и внутренней свободы
|
Эвдемонизм
(от греч. eudaimonia – блаженство,
счастье)
Демокрит
| Основа морального поведения человека – стремление к счастью
| Основа счастья – мудрость и чувство меры. Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, говорить и поступать. Суета сует – стремление к богатству, славе и почестям
|
Этика софистов
(от греч. sophistes – искусник, мудрец)
Протагор
| "Человек – мера всех вещей"
| Добро и зло – суть релятивные понятия: что для одного является добром, для другого может быть злом. Справедливость – это не что иное, как выгода (польза) сильнейшего.
|
Этика Сократа (дальнейшее развитие идей – Платон)
| "Познай самого себя, и ты познаешь мир"
| Источник блага – Бог. Существенное в морали – неизменные и вечные добродетели, главная из них – мудрость. Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека.
|
Этика Аристотеля
| Нравственная цель должна опираться на нравственные средства
| Основа уравновешенной и благополучной жизни – в умеренности (во всем хороша "золотая середина"). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Основа нравственности – справедливость; особенность справедливости в том что она направлена на других.
|
Этика стоицизма
Сенека
Марк Аврелий
| "Жизнь – не благо, смерть – не зло". "Лучше достойно умереть, чем недостойно жить"
| Осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом чувство собственного достоинств. Жить в согласии с природой, добродетельно, разумно
|
Христианская этика средневековья
Августин Блаженный
| "Возлюби ближнего своего как самого себя".
"…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…"
| Любовь – универсальный принцип морали. Бог – единственный критерий нравственности. Зло – отступление от божественных предписаний; высшая нравственная задача – искупление первородного греха
|
Этика гуманизма
Дж. Бруно
Д. Пико Мирандола
| Мораль – форма самоутверждения личности, способ реализации ее внутренних сил и возможностей
| Морально развитый человек – энтузиаст, вечно стремящийся к обновлению и движению вперед.
Человек – творец самого себя и всего, что его окружает. В этом состоит его путь от звериного к божественному. Любовь истинно морального человека отражает единство телесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
|
Натуралистическая этика
(от nature – природа)
П. Гольбах
К. Гельвеций
| "Добродетель есть не что иное, как польза людей, соединенных в общество"
| Преодолевая свое природное себялюбие, человек может и должен стать "разумным эгоистом", т. е. правильно понять свои интересы и руководствоваться "компасом общественной пользы" для их осуществления. Что полезно, то и нравственно
|
Рациональная этика
И. Кант
| Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщей
| Мораль – и в этом ее определяющая роль – ограничивает человеческую природу и ставит человека выше стихийных душевных порывов. Чувственные инстинкты нравственными будут только тогда, когда они поставлены под контроль долга (разумного долженствования)
|
Марксистская этика
К. Маркс
Ф. Энгельс
| Мораль социально обусловлена и имеет своей основой экономические отношения
| Этика должна быть практически действенной силой, а не только сводом благих пожеланий. Мораль вторична относительно реального бытия человека и, в конечном счете, определяется тем образом жизни, который ведут люди в социально-экономическом плане. Мораль человека развивается им самим, и есть средство самовыражения и саморазвития, а не нечто, стоящее над ним.
|
Пессимизм
А. Шопенгауэр
| "…страдание – неизбежный и истинный удел человека". Оптимизм – свидетельство плоской тупости его сторонников или кровавое издевательство над безмерностью человеческого страдания
| Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов: люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимается как свое. Из принципа сострадания вытекает две нормы поведения: не вреди никому и помогай каждому по мере сил. Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности
|
Нигилизм
(ницшеанство)
Ф. Ницше
| "Бог умер"
| Нравственный идеал человека – "сверхчеловек", который находится "по ту сторону добра и зла", постулируемых христианством. Главная ценность – "воля к власти", в которой реализуется вся мощь жизненных сил человека.
|
Экзистенциализм
Ж.-П.Сартр,
А. Камю
| Человек обречен на
свободу
| Окружающий мир – мир абсурда, с которым человек находится в постоянном конфликте Человек в каждый момент своего существования находится в пограничной ситуации, и у него нет никаких критериев правильного выхода – он свободен. Абсолютная свобода человека предполагает абсолютную ответственность.
|
Прагматизм
Ч. Пирс,
У. Джеймс
| Этика – практическая наука
| Основу морали составляет достижение выгоды любой ценой и любыми средствами. Человек в своих поступках должен руководствоваться на личной моральной ситуацией, поступать исходя из настоящего и ближайшего будущего.
|
Современная этика
| Гуманизация всей
системы общественных отношений
| Создание таких условий, когда каждый человек осознает, что высшей ценностью для него является другой человек. Знания и умения необходимо должны быть сопряжены с моральными качествами личности.
|
Заповедь «не сотвори себе кумира» первоначально была направлена против языческих идолов. А в чем опасность и нравственный вред любых кумиров? Обоснуйте свой ответ.