Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая теория права Л.И.Петражицкого.

 

Петражицкий (1867-1931) - психолог, социолог, правовед. По философским взглядам - позитивист. Работа: "Очерк философии права". Руководящие факторы приспособления к условиям жизни - эмоции. Право - психическое явление, результат жизни общества. Право - механизм селекции желательных для общества норм. Оно не должно зависеть от каких-либо санкций, от принудительности. Согласно Петражицкому, право и нравственность сходны; различие - в тех психических эмоциях, которые определяют их природу.

2 вида права: позитивное и интуитивное. Позитивное - это юридические нормы. Оно отстает от жизни; это происходит из-за психологии лиц, его создающих. Интуитивное право - переживания, не зависящие от внешних авторитетов; это основа права. Среди двух видов права нет лучшего, они переходят друг в друга.

Роль естественного права - выработка нравственных норм, воспитание народной психики. Естественное право является интуитивным. Задача - восстановление естественного права в качестве нравственного идеала.

Результатами воздействия права на общество являются деморализация общества, либо нравственный прогресс. Новая наука - политика права; ее цель - чтобы право приводило к нравственному прогрессу.

 

Правовая система Гумбольдта.

 

Работа: "Опыт установления границ деятельности государства". Теория минимального государства. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) разграничивает понятия "общество" и "государство" (общество - более широкое, более значимое). Позиция гуманистического индивидуализма. Естественные и общие права шире, чем позитивные (создаваемые государством); позитивное право может создаваться только в соответствии с естественным и общим. Понятие "человек" всегда шире понятия "гражданин". Государство должно ограничить влияние на человека. Государство унифицирует человека, препятствует развитию личности; постоянное ожидание помощи со стороны государства приводит к бездеятельности; из-за отсутствия самостоятельности страдает нравственность человека. Государство - это всегда зло, пусть и необходимое. Поэтому функции государства должны быть сужены до обеспечения внешней и внутренней безопасности.

 

47. Карамзин "О древней и новой России".

 

"Записка о древней и новой России" была написана в качестве реакции Карамзина на проекты реформ Сперанского. Расхождения Карамзина и Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов (оба хотели учредить в России основные законы), а в способе их реализации. Сперанский предложил государственные преобразования, предусматривающие существенные изменения в устройстве власти и управления в стране. Карамзин же считал, что важны не формы, в которых существуют гос.органы, а люди, работающие там. Предпочтительнее опираться на нравственные качества правителя, а не на законы, которыми в западных странах принято ограничивать правителей.

Карамзин не выступает против принципа законности в деятельности гос.власти. Но он боится революционных преобразований, а также считает, что необходимо уважать сложившиеся веками порядки.

Также в записке содержится критика существующего гос.аппарата. Основные проблемы: некомпетентность, взяточничество, безответственность. Изменения надо производить не путем создания новых гос.органов, а путем подготовки грамотных, специально обученных кадров. Также необходимо просвещение и нравственное воспитание народа. Но западную систему просвещения Карамзин считал слишком теоретической, оторванной от деятельности.

В вопросе о крепостном праве необходимо не давать крестьянам свободу, а лишь установить над ними "благоразумную власть помещика": ввести умеренный оброк, законный порядок определения размера барщины, хорошее личное обращение и т.п. Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не смогут обеспечить страну хлебом.

 

Учение Бланки.

 

Луи Огюст Бланки (1805-1881) - французский революционер-коммунист. Политические взгляды содержатся в речах, статьях и письмах. Утверждал, что существуют классы и между ними происходит борьба. Народ - это совокупность только трудящихся граждан. Для установления равенства (правильной организации общества) необходимо произвести социальную революцию. Необходимо вооружить всех рабочих, ввести на время революционную власть.

Вначале общество было индивидуалистическим, и оно движется по пути прогресса к коммунизму. Незначительными преградами являются армия, власти, религия. Но главной преградой является невежество - для его преодоления нужно 20 лет.

Для блага революции важно, чтобы она сочетала благоразумие с энергией. Нападать на принцип частной собственности бесполезно и опасно. Коммунизм нельзя предписать декретом, он должен быть вызван свободным решением страны, а это может быть сделано только путем просвещения.

 

49. Теория "крестьянского социализма" Герцена.

 

Александр Герцен (1812-1870) - представитель русского утопического социализма. Создал теорию "крестьянского социализма". Россия является самобытной, поэтому социализм в ней должен быть не такой как в Зап.Европе. Опора социализма - крестьянская община. Герцен видел в общинных порядках зачатки социалистического коллективизма. Но недостатки общины он видел в поглощении личности "миром". Выход - приобщение русского крестьянина к положительным результатам западной цивилизации и науки. Русский мужик более личность, чем западный буржуа, т.к. он соединяет в себе личное начало с общинным. На Западе социализм должен вводиться путем коллективизации, а в России - путем обучения мужиков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...