Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа магистранта

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Методические указания и рекомендации

По самостоятельной работе магистрантов

 

 

Рекомендованы для использования в учебном процессе

учебно-методической комиссией по направлению

по направлению 240100.68 “Химическая технология “

 

КЕМЕРОВО

 

Рецензенты:

 

Митченков И.Г., зав. кафедрой философии, д.ф.н., профессор

 

Перкель А. Л., зав. кафедрой ТООС, д.х.н., профессор

Баумгартэн Михаил Ицекович. Философские проблемы науки и техники [ Электронный ресурс ]: метод. указания по самостоятельной работе магистрантов по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» для направления 240100.68 “Химическая технология“ очной формы обучения / М. И. Баумгартэн. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2013. – 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM); зв.; цв.; 12 см. – Систем. Требования: Pentium IV; ОЗУ 32 Мб; Windows XP; (CD-ROM-дисковод); мышь. – Загл. С экрана.

 

Данное методическое пособие включает краткое ознакомление с назначением и содержанием курса, его цели, задачи, место в учебном процессе, методические указания по написанию рефератов, по работе с литературными источниками, по внешнему и внутреннему оформлению работы, список основной и дополнительной учебной литературы.

 

 

© КузГТУ

© Баумгартэн М. И.

 

Методические указания по самостоятельной работе магистрантов по курсу «Философские проблемы науки и техники» разработаны в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначены для магистрантов направления 240100.68 “Химическая технология“ очной формы обучения. Данное методическое пособие включает краткое ознакомление с назначением и содержанием курса, его цели, задачи, место в учебном процессе, методические указания по написанию рефератов, по работе с литературными источниками, по внешнему и внутреннему оформлению работы, список основной и дополнительной учебной литературы.

 

Цель освоения дисциплины

Сформировать у магистрантов комплекс понятий о специфике научного знания и методов науки, о глубокой связи науки и техники в современном информационном обществе, о главных задачах современной философии науки и техники.

Задачи освоения дисциплины

– формирование у магистрантов прогрессивного мировоззренческого подхода к пониманию реальной картины мира;

– понимание концептуальных направлений развития естественных и технических наук;

- формирование философского подхода к реальности;

- познание концептуальных парадигм в фундаментальных и прикладных науках с осознанием совокупных связей;

– формирование представлений об основных методах и закономерностях естественнонаучного познания.

2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки:

С помощью философских и методологических представлений и принципов осуществляется актуальный внутридисциплинарный и междисциплинарный синтез научно-технического знания, необходимый для воссоединения науки и техники с общей культурой человеческого общества, для восприятия общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники»

Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

- способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-1);

- к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).

- способностью и готовностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей (ПК-14);

- использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты (ПК-16).

 

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать: - основные научные школы, направления, концепции, источники знания; специфику естественных, технических и гуманитарных наук; методы и приемы научного исследования; методологические теории и принципы современной науки; методологию научных исследований;

уметь: - осуществлять методологическое обоснование научного исследования; использовать законы развития науки и техники при научно-техническом прогнозировании;

владеть: - навыками историко-методологического анализа научного исследования и его результатов; методологическими представлениями при выборе стратегии научных исследований.

Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

 

Темы, разделы Кол-во часов Компетенции
ОК-1 ОК-2 ОК-6 ПК-14 ПК-16
Тема 1. Наука.Основные понятия философии науки. Этапы развития науки. Особенности современного этапа.   +   +    
Тема 2. Методологические концепции развития науки. Поппер К., Кун Т., Лакатос И., Фейерабенд П., Полани М., Тулмин С.     +   +  
Тема 3. Научный метод познания; уровни научного познания: эмпирический, теоретический; структура научного познания. Методы научного познания.   + + + + +
Тема 4. Факт. Проблема. Проблемная ситуация. Гипотеза. Закон. Теория. Научно-исследовательская программа.   +   +    
Тема 5. Философия техники. Основная проблематика. Инженерная и гуманитарная философия техники.   +     +  
Тема 6. Этапы формирования технических наук. Синтез научно-технического знания.   +     + +
Итого  

4. Структура и содержание дисциплины «Философские проблемы науки и техники»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 72 часа.

 

Форма обучения очная
Курс  
Семестр  
Всего, ч  
Лекции, ч  
Практические занятия, ч  
Самостоятельная работа, ч  
Форма промежуточной аттестации Экзамен /1

 

Лекционные занятия

Неделя семестра Раздел дисциплины, темы лекций и их содержание Объем в часах
  Тема 1.Наука.Основные понятия философии науки. Этапы развития науки. Особенности современного этапа. [1-9].  
  Тема 2.Методологические концепции развития науки. Поппер К., Кун Т., Лакатос И., Фейерабенд П., Полани М., Тулмин С. [1-9].  
  Тема 3.Научный метод познания; уровни научного познания: эмпирический, теоретический; структура научного познания. Методы научного познания. [1-9].  
  Тема 4.Факт. Проблема. Проблемная ситуация. Гипотеза. Закон. Теория. Научно-исследовательская программа. [1-9].  
  Тема 5.Философия техники. Основная проблематика. Инженерная и гуманитарная философия техники. [1-9].  
  Тема 6.Этапы формирования технических наук. Синтез научно-технического знания. [1-9].  
Итого    

Практические занятия

 

Неделя семестра Тема занятия Объем в часах
  1. Методология и методы научного познания. Методология, метод – философская трактовка. Методология научного познания. Многоуровневая система методологических знаний. Методы научного познания. Методы эмпирического уровня. Методы теоретического уровня. Методы, применяемые на обоих уровнях научного познания.  
  2. Строение научного знания.Проблема как элемент научного знания. Типология проблем. Научный факт. Научная гипотеза. Построение и отбор гипотез. Научные законы: их типы и виды. Научная теория. Структура теории. Научные картины мира (общий аспект).  
  3. Математика и развитие науки.Математика: зарождение и развитие. Математика и естествознание. Конструктивизм, логицизм и конвенционализм. Теоремы Гёделя. Построение математических теорий в науке. Интерпретация математического аппарата в естествознании. Математическая гипотеза как метод описания реальности.  
  4. Классическая наука и формирование классической модели науки.Рефлексия в науке как методологический принцип в познании действительности. Исторический экскурс формирования детерминизма (античность, средневековье, Новое время, XIX век, современность). Отличные от детерминизма концепции (индетерминизм, телеология, тектология, неодетерминизм). Редукционизм.  
  5. Исторические аспекты фундаментальных наук. Физика.Генезис. Основные проблемы. Материя и её формы. Пространство и время. Термодинамика. Электромагнетизм. Элементарные частицы. Взаимодействия. Метрика. Строение Вселенной от микромира к мегамиру. Большой Взрыв. Эволюционная парадигма.  
  6. Философские проблемы химии.Строение вещества. Атом. Молекула. Структура атома, структура молекулы. Химические связи. Химические реакции. Химические процессы. Катализ. Синергизм в химии. Химия живого.  
  7. Философские проблемы биологии.Клеточная теория. Строение клетки. Уровни биологических структур: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой. Эволюционная парадигма. Передача наследственной информации. Генетика. Генная инженерия.  
  8. Философские проблемы геологии.Строение и формирование Земли. Формирование материков. Фиксизм и мобилизм. Геотектоника. Климат. Геохронология. Влияние Космоса.  
  9. Естественнонаучные картины мира.Исторический экскурс в сменяемость научных парадигм. Мифологическая картина мира. Религиозная картина мира. Механистическая, электромагнитная и квантово-полевая картины. Формирование новой синергетической парадигмы. Глобальные научные революции.  
  10. Синергетика в природе и обществе.Законы синергетики. Самоорганизация в живой и неживой природе. Системы и их разновидности. Термодинамика необратимых процессов. Синергетика и информация. Хаос и порядок. Аттракторы. Синергетика в социологии. Принципы гармонии.  
  11. Глобальный эволюционизм и антропный принцип.Эволюционные идеи в различных науках. Теория Ч. Дарвина (биогенез), теория Большого Взрыва (космогенез), теория зарождения Земли (геогенез). Теория зарождения человека и общества (антропосоциогенез). Слабый антропный принцип. Сильный антропный принцип. Тонкая подстройка Вселенной.  
  12. Экология как современная комплексная наука.Система «человек – природа – производство». Влияние человека на природу. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского и живое вещество. Биосфера и ноосфера. НТР и проблемы экологии. Глобальные экологические проблемы.  
  13. Техника и технологии – их роль в обществе.Материализация научных знаний в технике и технологиях. История возникновения техники и технологий. Эволюция техники и технологий. Связь и взаимосвязь науки и техники. Позитивные и негативные последствия применения техники и технологий. Инженерная деятельность.  
  14. Этические проблемы науки и техники.Нормы и ценности научного сообщества. Идеалы науки и научности. Истинность, фундаментализм в науке. Нормативно-ценностная система и формы классического идеала. Этика науки и ответственность ученого. Этический кодекс. Этика технического прогресса. Ответственность в науке и технике.  
Итого    

 

Самостоятельная работа магистранта

Самостоятельная работа магистранта заключается в написании реферата по теме, выбранной из ниже приведенных в п.5.1.

Реферат сдается на проверку на 14-ой неделе семестра.

 

Период работы Вид работы Текущий контроль
1 - 4 недели Выбор темы реферата, поиск необходимой литературы, составление содержания реферата Проверка содержания реферата
5 – 8 недели Написание основной части реферата, поиск дополнительных источников Проверка основной части
9 -12 недели Написание введения и заключения реферата Проверка введения и заключения
13 -14 недели Оформление реферата, сдача преподавателю Оценка реферата

 

Темы рефератов

 

1. Основная проблематика философии науки.

2. Методология науки по К. Попперу.

3. Методология науки по Т. Куну.

4. Методология науки по И. Лакатосу.

5. Методология науки по П. Фейерабенду.

6. Методология науки по С. Тулмину.

7. Методология науки по М. Полани.

8. Структура научного познания.

9. Методология и методы научного познания.

10. Гипотеза и теория.

11. Математика и развитие науки.

12. Философские проблемы физики.

13. Философские проблемы химии.

14. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии.

15. Концептуальные системы химии как относительно самостоятельные системы химических понятий и как ступени исторического развития химии.

16. Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем, явившийся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ.

17. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии (изучение изомеров и полимеров в работах Кольбе, Кеккуле, Купера, Бутлерова).

18. Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в химию, 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редукция фундаментальных разделов химии к физике.

19. Философские проблемы биологии.

20. Философские проблемы геологии.

21. Синергетика в природе и обществе.

22. Философские проблемы техники.

23. Инженерная философия техники.

24. Гуманитарная философия техники.

25. Этические проблемы науки.

26. Этические проблемы техники.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...