Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ювентология как наука о молодежи.

 

1. Введение.

2. История возникновения ювентологии.

3. Понятие «ювентологии», предпосылки, факторы возникновения.

4. Связь ювентологии с другими науками.

5. Объект, предмет, цель, задачи, принципы, функции ювентологии.

6. Теории молодежи.

7. Вывод.

 

 

Молодежь – это важный ресурс общества и инновационная сила мира. От того, как будет жить и действовать современная молодежь и та, что придет ей на смену зависит будущее планеты, ее развитие. Поэтому в наши дни она, несомненно, представляет большой интерес для исследователей. Соответственно, признание важной роли молодежи обуславливает необходимость поиска адекватных теоретических концепций молодежи. Стихийно идущий в разных научных дисциплинах процесс накопления разнопредметных знаний о молодежи в конечном итоге не позволяет получить обобщения должного уровня, не позволяет добиться эффективного практического и прогностического применения имеющихся знаний. В связи с этим возникает потребность в формировании интегративной единой целостной науки о молодежи, которая определяется как ювентология (ювенология, юнология).

Ювентология (от лат. juvenilis - юный; в Древнем Риме проводились ювеналии - празднества в честь богини Ювенты - покровительницы юности, молодежи; греч. logos - учение, знание; букв. «учение о юношестве, молодежи») - комплексное междисциплинарное знание о становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал.

Надо подчеркнуть, что стремление к комплексному изучению молодежной проблематики проявилось довольно рано, и уже в первых специальных работах о молодежи обнаруживается тенденция к применению для исследования разных наук. Теории молодежи со своего зарождения в начале ХХ века обладали признаком мультдисциплинарности. Книга Г.Стэнли Холла «Молодежь» (1904), которую можно охарактеризовать как первое системное изложение теории молодежи, имела в заглавии показательное уточнение: «ее психология, отношение к психологии, антропологии, социологии, сексу, преступности, религии, образованию». Другие ранние теории молодежи, например, в трудах К.Гросса «К психологии молодежи переходного возраста»(1912), Ш.Бюлер «Душевная жизнь юных»(1922),Э Шпрангера «Психология юношеского возраста»(1924) - обладают мультдисциплинарностью, даже не смотря на связь с одной наукой в названии.

Но мультдисциплинарность в исследованиях молодежи тех лет – это скорее результат незавершенности процесса дифференциации наук, и позже такой подход был отвергнут в пользу узко специализированного знания.

Узкая специализация в исследованиях молодежи стала осмысливаться как бесперспективная в период студенческого бунта 1960-х годов, и уже в начале 1970-х зазвучали призывы к формированию интегральной науки о молодежи, и они привели к появлению теорий ювенологии, претендующих на статус самостоятельной науки.

Одним из первых вопрос в этой плоскости поставил польский социолог Владислав Адамский, он признавал определенную специфику молодежи, так и особенности ее исследования, невозможного в полном объеме в рамках какой либо одной из имеющихся дисциплин. К нему присоединились Л.Розенмайр, Ф. Малер, Б. Нимерко.

Ф.Малер («Введение в ювентологию» 1983г.) развил идеи Мангейма и Розенмайера о статусно - ролевой природе молодежи и проинтерпретировал «статус-роль» в качестве интегральной модели. Ее преимущество виделось в том, что «статус-роль» выражает позицию и отношения одного социально – исторического коллективного субъекта (молодежи) к другим субъектам и обществу в целом. На этой базе, согласно рассматриваемой концепции могут быть преодолены негативные эффекты психологизации социологии молодежи и отделение ювенологии от социологии молодежи. Таким образом, когда ювенология в 1990х годах начала институционализироваться в нашей стране, ее основные идеи уже были обозначены в отечественной и мировой науке.

 

Итак, Ювентология - комплексное междисциплинарное знание о становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал.

Предпосылки возникновения ювенологии:

1) Выделение молодежного возраста как самостоятельного и длительного периода жизни.

2) Острота и специфичность молодежных проблем.

3) Заострение субъектной позиции молодежи в процессе социализации: активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует образцы адаптивного поведения, сколько вносит новое содержание под влиянием изменяющихся условий жизни.

4) Появление ювенологии обусловлено накоплением исследований по молодежной проблематике разными науками.

В числе таких дисциплин медицина, педагогика, этнография, психология, экономика, право и др.; ювенология также стремиться опираться на данные подростковой медицины, валеологии, психологии семейных отношений, социальной работы, также наблюдается тесная взаимосвязь между ювенологией и социологией молодежи.

Обозначим более подробно данный аспект. Взаимоотношения науки о молодежи с естествознанием в первую очередь должны выйти на биологию. Биология, в свою очередь, служит основой медицины. Она занимает особое место среди постоянно и быстро растущего комплекса прикладных наук. Ее специальные дисциплины, решающие проблемы лечения и укрепления здоровья подростков, юношей и девушек, молодых людей, в том числе беременных женщин и рожениц. Взаимоотношения ювентологии с техническими и прикладными науками будут иметь в современную эпоху принципиально важное и все возрастающее значение. Молодежь, как юная и молодая по возрасту, весьма динамичная, наиболее предрасположенная к освоению техники часть общества, в настоящее время активно технизируется, приобщается к технике, а последняя, в свою очередь, все больше «омолаживается», ювентизируется, приспосабливается к потребностям и интересам молодежи. Взаимоотношения ювентологии с математикой на современном этапе будут активно развиваться, особенно с ее новыми направлениями, такими, как математическая статистика и др. Взаимоотношения ювентологии с психологией будут весьма актуальны. Это связано с тем, что психология изучает психику человека, объективные закономерности психической деятельности, формирования и развития психических свойств человека, его потребностей, интересов, привычек, способностей, темперамента и характера. В связи с этим она систематически изучает психические особенности развития подростков, юношей и девушек, молодых людей. Очень важное место во взаимоотношениях ювентологии с другими науками должна занимать педагогика. Можно утверждать, что именно педагогика с ее многовековой и богатейшей историей развития стала одним из основных источников становления науки о молодежи. Ювентология и общая социология: под общей социологией понимается наука об обществе как целостной системе и об отдельных общественных (социальных) институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.. В ней находят свое отражение различные сферы и стороны жизни (семья, системы образования, здравоохранения, управления и пр.), описываются основные общности и группы, их деятельность, поведение и разные виды социальных отношений и взаимодействий. Общая социология может помочь ювентологии своими теоретическими и методическими разработками. Кроме того, она транслирует ювентологии систему социологических понятий, таких как общественный (социальный) институт, общественная (социальная) организация, общественное управление, общественная (социальная) группа, общественная роль, групповое поведение, общественная норма, общественное положение, общественная дифференциация, общественное взаимодействие и др. Ювентология, будучи интегративной дисциплиной, должна быть связана не только с общей социологией, но и с частными социологическими дисциплинами, изучающими отдельные сферы и стороны жизни общества. Особенно нужно отметить связь ювентологии с теми направлениями частной социологии, которые занимаются проблемами общественных (социальных) институтов. Это — социология молодежи, семьи, образования, морали, труда, профессий, города, села и т. д. Весьма существенное место должны занять отношения ювентологии с политическими науками. Политические науки могут представить ювентологии свои определенные проблемы, обширные эмпирические данные, способствовать, несмотря на сопротивление определенных политических сил, сближению данных наук на принципах социальной справедливости и ликвидации эксплуатации человека человеком. Особо важное значение будут иметь взаимоотношения ювентологии с юридическими науками. Подчеркнем, что молодежь практически в любом современном обществе является в большей или меньшей степени дискриминируемой группой. Известны проблемы защиты прав подростков, юношей и девушек, молодых людей, юридические вопросы, связанные с несовершеннолетними, проблемы подростковой и молодежной преступности и девиантного поведения в обществе, дискриминации молодых работников на производстве и службе и т. д. Все это должно подвинуть как специалистов в области ювентологии к широкому сотрудничеству с учеными-юристами, так и наоборот. Особо остановимся на взаимодействии ювентологии с этасологией (От лат. aetas — возраст и гр. logos — слово, смысл, учение). Их взаимосвязи в перспективе, на наш взгляд, будут иметь постоянный и особенно активный характер. Этасология нами определяется как интегративная наука о возрасте людей, которая призвана изучать общие законы функционирования и развития больших групп людей определенного возраста или возрастных популяций в конкретно-историческом обществе. Ювентология, будучи «дочерней» дисциплин этасологии, будет тесно взаимодействовать с ней по следующим основным направлениям. Во-первых, у них формируется единая общетеоретическая, понятийная база, в которой этасология представляет общий уровень, а ювентология — особенный. Это будет способствовать их взаимному развитию. Во-вторых, у них будут складываться общие методологические подходы, которые в ювентологии получат соответствующее специфическое развитие. В-третьих, они будут взаимно обогащать друг друга содержанием своих исследований, идеями, связью с практикой и т. д. Философия и ее определенные структурные области знаний и методов венчают, завершают данный конкретно-исторический круг наук, с которыми ювентология призвана поддерживать тесные взаимоотношения. Выше уже были рассмотрены основные философские предпосылки и условия развития науки о молодежи.(материал взят с сайта http://soc-work.ru/article/315)

Что касается России, то ювенологический проект давно популярен. Большую роль в этом сыграла петербургская школа исследователей молодежных проблем, а более всего Е.Г. Слуцкий, опубликовавший ряд работ о ювентологии и ставший инициатором создания Национальной Академии ювентологии (создана в 1996 г. Первоначально под названием Академия ювенологии), в которой представлены ученые и практики из 25 городов России. Проблематика стала активно разрабатываться в российской науке в 2000-х, особая роль принадлежит «ювентологии» В. В. Павловского (Павловский В. В. Ювентология: Проект интегративной науки о молодежи. М.: Акад. проект, 2001) «ювенологии» Е. Г. Слуцкого (Слуцкий Е. Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы. СПб., 2000; Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого.2004). У истоков Ювентологии также стояли И.В.Скомарцева, О.И.Иванов, М.Б.Скворцова, Ю.В.Манько и др.

Появление таких интегральных проектов авторами связывается с внешними (геополитические, экономические, социальные процессы) и внутренними (внутринаучными) факторами развития познавательных процессов. К внешним факторам относятся сложность и динамичность современных преобразований общественной жизни, будущее которой во многом определиться качеством молодого поколения, «молодежным фактором».

Объектами исследования ювентологии. являются и молодой человек, и социальная общность - молодежная популяция (дети, подростки, молодежь).

Предмет ювентологии включает различные ювенальные процессы и явления, механизмы формирования социально – демографической группы, которая находится в состоянии становления социальной, экономической и гражданской зрелости.

Цель исследований в области ювентологии - интегративный анализ общих закономерностей становления и развития людей молодого возраста.

Задачи решаемые в науке делятся на теоретико – методологические, эмпирические, прикладные.

Теоретико – методологические задачи заключаются в том, чтобы разработать теорию, методологию, методику изучения:

1) конкретно – исторических биосоциальных особенностей всех подгрупп молодежи.

2) взаимной зависимости биосной и социальной составляющих молодежи отдельных подгрупп, их способности к освоению социальных и биосных программ, проявляющихся в опережении, своевременности, запаздывании, активности, успешности, неуспешности данных возрастноориентированных программ.

3) выявление взаимосвязей между различными возрастноориентированными программами по их приемственности, когда выполнение одной программы создает необходимые предпосылки для освоения другой. Обнаружение взаимосвязей и изменений, готовности к реализации последующих программ.

4) типологии молодежных возрастноориентированных программ по объему, содержанию, сложности, конфигурации, комбинации систем, продолжительности и степени освоения и реализации.

Эмпирические задачи заключаются в проведении конкретных исследований в предмете ювентологии и получить ответы на поставленные вопросы. К таким задачам относиться анализ:

1) социального структурирования молодежи и ее подгрупп в процессе становления и развития, включая классовую, социально – групповую, этническую, профессиональную дифференциацию и др.

2) содержания и форм систем государственного, производственного, общественного, группового и индивидуального управления как регулятора биореализации и социализации данной возрастной группы.

3) современных культуры и образа жизни как регуляторов и интеграторов процессов биосоциального становления и развития определенных молодежных подгрупп и молодежи в целом.

4) Роли и места молодежи и ее подгрупп в первом поколении конкретно – исторического общества, а также в ансамбле поколений социума, в процессе преемственности поколений, сохранении традиций и внедрении инноваций.

Прикладные задачи нацелены на то, чтобы:

1) 1)оценить общественную эффективность системы биореализации и социализации молодежи, отдельных феноменов ее становления.

2) Дать прогноз важнейших тенденций развития биореализации и социализации молодежи новой смены молодых людей с учетом изменений в политике, экономике и тд.

3) Обосновать пути оптимизации процессов становления и развития молодых людей в целях более полного использования общественных резервов и возможностей создания благоприятных условий для их своевременного развития.

С предметом, целями, задачами тесно связаны функции ювентологии. Выделим основные из них:

· Познавательная функция, при ее помощи выявляются и фиксируются наиболее важные положения, идеи, понятия, концепции, гипотезы, факты. Развивается особая область научных знаний о молодежи как особой возрастной биосоциальной системе, раскрываются источники, закономерности, принципы становления и развития.

· Прогностическая функция формируется на основе возможности разрабатывать тенденции и варианты развития молодежи в будущем, готовить научно – обоснованные сценарии ее жизнедеятельности в предстоящие периоды, что весьма важно в быстроизменяющемся мире.

· Методологическая функция обеспечивает с помощью своих средств и приемов формирование нового знания, поиск путей оптимальной практической деятельности.

· Критическая функция связана с переосмыслением и опровержением устаревших, ненаучных и ошибочных взглядов, переосмыслением ситуации, мешающей познанию истины и выработке верных, конструктивных решений.

· Праксеологическая функция обеспечивает реализацию полученных результатов на практике, в обществе.

Ювентология базируется на принципах:

1) Интегративности научной системы изучения объектов;

2) Двойственности их биообщественной природы;

3) На представлении о молодежи, как системе с рефлексией;

4) На конкретной историчности исследования становления и развития молодежи;

На основе ювенологии разрабатывается концепция единой государственной ювенальной политики, объединяющей политику в области семьи, детства и молодежи. Генеральная цель ювенальной политики связана с обеспечением государственной безопасности общества на основе активного использования человеческого потенциала. Задачи ювенальной политики определяются созданием экономических, правовых, организационных, социальных условий функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения, повышением качества жизни и социально-правовой поддержкой молодой семьи как основополагающего института общества.

В настоящее время молодежь рассматривается в нескольких аспектах. Первая группа теорий, рассматривающих молодежь как носителя психофизиологических свойств молодости (Г. Стэнли Холл, К. Грос, Ш. Бюлер, З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Юнг, А. Адлер, В. Райх).

Вторая группа теорий представлена концепциями, в которых феномен молодежи раскрывается через призму присущих ей культурных свойств и функций. Представителями данного направления являются Э. Шпрангер, А. Р. Браун, Б. К. Малиновский, М. Мид, Ш. Н. Эйзенштадт, Ф. Тенбрук, Т. Розак, Ч. Рейч и др.

Третье направление исследований молодежи включает в себя концепции, рассматривающие молодежь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений. В рамках данного направления находятся работы таких авторов, как Л. С. Выготский, К. Мангейм, Г. Шельски, Л. Розенмайр, Х. Ортега-и-Гассет, И. С. Кон, С. Н. Иконникова, В. Фридрих, П.-Э. Митев, И. М. Ильинский.

Четвертое направление рассматривает молодежь через социологический аспект (Шпрангер, Ю.Р.Вишневский, Х.Ремшмидт).

 

Изучив данный вопрос «Ювенология как наука» мы можем сделать выводы:

Появление ювенологии обусловлено результатами интеграционных процессов научного знания, проявившихся достаточно ярко в последние десятилетия XX в., а также как итог исследовательского поиска в области изучения различных проблем молодого поколения. Ювенология относится к наукам о человеке, в первую очередь - гуманитарным, а также включает результаты естественнонаучных дисциплин.

Правомерно рассматривать ювенологию как важнейшую проблему современного науковедения.

Ювенология аккумулирует и синтезирует знания о молодом поколении, процессах формирования зрелой личности, накопленные и обобщенные многими отечественными и зарубежными школами. Подводя итог, следует отметить, что предстоит весьма большая работа как по конструированию новой интегративной науки о молодежи, так и по будущему налаживанию ее научных контактов с другими дисциплинами. Так или иначе, мы глубоко уверены в том, что развитие ювентологии и признание ее научным сообществом и общественной практикой — неизбежны.

 

Источники:

1.Ювенология:проблемы становления теории молодежи. Луков В.А.

2. Павловский В. В. Ювентология: Проект интегративной науки о молодежи. М.: Акад. проект, 2001

3. Слуцкий Е. Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы. СПб., 2000; Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого.2004

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...