Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение османского государства

Происхождение османов и их история, по крайней мере до конца XIV в., были на протяжении длительного времени мало изучены, поскольку историки до недавнего времени использовали лишь некоторую часть источников, будь то греческие, естественно враждебные, летописи, или более поздние, турецкие, которые восхваляли османскую династию. Новые документы, в большинстве своем из османских и европейских архивов, и критический анализ хроник позволили яснее обозначить происхождение османов.

Мы знаем, что племя, от которого произошли османы, принадлежало к клану кочевых или полукочевых пастухов огузов, уходивших на лето в горы. Это племя, жившее в шатрах, в дали от городов, вышло из Средней Азии, или в то же время, что и сельд-жукиды, или, вероятно, чуть позже, и было оттеснено к западу монголами в первой половине XIII в. О первых вождях племени в Анатолии известно мало; о них сохранились лишь легенды и более поздние исторические выдумки. Между тем представляется достоверным, что давшего имя династии Османа звали Эртогрулом, о чем говорит надпись, выбитая на монете в честь Османа, сына Эртогрула. Теперь обратимся к легенде.

♦ Легенда

Существуют разные версии о возникновении Османской империи. Наиболее распространенная, с небольшой разницей в деталях, встречается в большинстве хроник.

Эртогрул — в какое время, не выяснено — отправляется в Малую Азию вместе с отцом Сулейман-ша-хом и двумя братьями, Сункуром Текином и Гюндог-ду. Они остаются там на протяжении многих лет, затем решают вернуться на родину. Сам Эртогрул предпочитает остаться в Анатолии с четырьмя сотнями шатров. Он посылает одного из трех своих сыновей, Сару Яти, к сельджукскому султану Конии Аладдину с просьбой о предоставлении земли. Примерно в 1260 г. Аладдин жалует ему местечко Сойют (Сегют) на реке Сакарья с целью обороны от Византии. После кончины Эртогрула в 1280 г. его сын Осман становится во главе эмирата и без промедления идет против греков.

♦ Действительность

Если очевидно, что эта «история», рассказанная османскими летописцами, была вымышлена с политическими целями, то сопоставление турецких и византийских источников начала XIV в. позволяет выявить следующие факты.

В XIII веке тюркские племена бегут на Запад под натиском монголов. Коренное население Анатолийского плато оттесняет их, и они скапливаются на западной границе сельджукского султаната Кониа.

В поисках новых пастбищ тюркские племена оказываются в пограничной зоне. Близлежащие византийские центры позволяют им сбывать продукцию и пополнять запасы.

Река Сангариос, ныне Сакарья, усиленная линией крепостей, представляет собой, таким образом, границу между Византией и турецкими эмиратами.

Вначале турки и византийцы сосуществуют без особых столкновений. Граница не так непроходима, как того хотел бы византийский император; мусульмане и христиане соседствуют на рынках, поддерживают обмен и связи. Контакты облегчаются тем, что на византийской территории есть обращенные в христианство тюрки, говорящие на том же языке.

Но сосуществованию неизбежно должен был наступить конец. От столкновения к столкновению турки все больше убеждаются в своей силе. Осман собирает толпы солдат, жаждущих наживы, ищущих приключений и готовых к бою. Законоведы и «мужи пера» покидают анатолийские города, чтобы присоединиться к нему и оказать помощь в построении нового государства. Осману удается направить этот людской поток в нужное русло и привести его к победе под своим знаменем. 27 июля 1302 г. Осман выигрывает сражение с византийцами у Никомедии (Измит). Отныне он становится во главе эмирата (беилик) на северо-западе Анатолии. Он способен противостоять византийцам и соперничать с соседними туркменскими княжествами, часто довольно сильными и грозными, как, например, Гермийан, Караман, Джандар, Сарухан, Теке, Ментеш...

ПОДЪЕМ ДИНАСТИИ ОСМАНА

 

Еще до конца XIII в. Осман поставил под свой контроль восточную часть византийской Вифинии. К 1317 г. Осман (умер в 1326 г.) оставляет командование армией своему сыну Орхану, который пересекает долину реки Сакарья и захватывает укрепления, защищающие подступы к Брусе. В конечном итоге к 1326 г. город сдается, а восточнее, в то же время, взят еще и Болу.

С 1326 по 1365 г. Бруса (Бурса) была столицей Османского государства.

Заслуга Орхана состоит в том, что это он действительно основал Османское государство, установив внутреннее управление: с 1327 г. отмечается появление чисто османских монет — знак определенной независимости; создание настоящей армии, главной составляющей которой становится корпус янычар — элитные части, сформированные из профессиональных солдат; кроме того, реорганизуется кавалерия. В таком развитии османской армии нельзя не видеть воинственного религиозного влияния идеи о завоевании «мира неверных». Согласно надписи на мечети Шехадет в Бурсе Орхан носит титул — «Султан-победитель, Борец за веру...». Однако он проповедует далеко не ортодоксальный ислам, прибегая к тайным знаниям, культу Али и двенадцати имамов, сохраняя многие племенные тюркские обряды.

Орхан и его преемник Мурад I (1362—1389) ведут постоянную и неотступную войну против Византии: после Брусы/Бурсы (1326) они захватывают Ни-кею/Изник (1331) и Никомедию/Измит (1337). В 1354 г. османы пересекают Дарданеллы и, в течение нескольких лет, завоевывают города Галлипо-ли/Гелиболу (1354) и Адрианополь/Эдирне (между 1362—1371), которые около века будут их главными базами в Европе. В результате многочисленных побед над сербами и болгарами, в частности в битвах при Марице (1371) и на Косовом поле (1389), значительная часть Балкан перешла под их владычество. Последовали и другие триумфальные успехи в Македонии, Болгарии, Сербии. Каждой завоевательной войне в Европе предшествовала экспансия, часто вполне мирная, в направлении Анатолии, что укрепляло основы их державы.

В 1389 г. четвертый османский правитель Байя-зид I, получивший прозвище Йилдырым («Молниеносный», «Молния»), унаследовал значительные владения в Европе и Азии. Монарх с широкими амбициями, он хотел придать иное измерение своему государству. Обратив по началу свое внимание на восток, он один за другим завоевал все турецкие эмираты (Сарухан, Айдын, Ментеше, Хамид, Караман, Гермиян, Сивас) и покорил в целом Анатолию. Блистательная победа при Никополесе (25 сентября 1396 г.) над армией крестоносцев, пришедших освободить Балканы, только укрепила его амбиции. Но он был побежден и пленен Тамерланом в битве при Анкаре (20 июля 1402 г.). Урезанная в своих размерах османская территория становится театром разрушительной гражданской войны между четырьмя сыновьями Байязида. Только в 1413 г. Мехмеду I удается оттеснить своих братьев, но в течение нескольких лет ему и его преемнику придется столкнуться с различными восстаниями и мятежами.

Первейшей заботой Мехмеда I было восстановить и консолидировать Османское государство. Зато его сын Мурад II пошел по пути территориальной экспансии и одержал важные победы над Венецией, Венгрией и другими противниками османской державы на Балканах. В Европе османы контролировали Фракию, Македонию, Фессалию, Добруджу, Болгарию, не считая Албании, Валахии и части Сербии. Византия была ужата до пределов Константинополя и его окрестностей, а также Морей. В Анатолии им пока не подчинялись только Смирна (Измир), Синоп (Синоп) и Трапезунд (Трабзон).

Когда в 1451 г. Мехмед II перенял власть от своего отца Мурада II, империя была по-прежнему поделена на двое. Старая мусульманская земля — Анатолия была отныне неотъемлемой частью исламской цивилизации Ближнего Востока. Только что завоеванная, Румелия жила по-прежнему представлениями и обычаями приграничного люда, эклектической верой и мистикой дервишей. Между ними — старой столицей в Бурсе и новой столицей в Эдирне —должен был быть перекинут мостик. 29 мая 1453 г., спустя два года после восшествия султана и семь недель после начала осады, янычары вновь ринулись на штурм крепостных стен Константинополя. Многие горожане полегли на поле боя; полумесяц был водружен на куполе храма Святой Софии. В христианской Европе это событие получило значительный отголосок.

РАСЦВЕТ ИМПЕРИИ

 

Эпоха расцвета Османской империи — это период от воцарения Мехмеда II (1451) до конца правления Сулеймана Великолепного (1566). На протяжении ста лет турецкое владычество распространилось на всю балканскую Европу, на часть Центральной Европы, на арабский Ближний Восток и на Северную Африку, за исключением Марокко. Этот период отмечен также взлетом интеллектуальной мысли, развитием искусств и художественного творчества, в том числе возведением больших султанских мечетей. Главное состоит в том, что султан контролирует всю торговлю: от Индийского океана через Красное море или через Персидский залив торговые пути проходят через арабский мир, доходят до Средиземного моря, затем направляются в сторону столицы и Западной Европы, которая к тому времени еще не успела сделать из пути через Кейптаун серьезного конкурента; торговля обеспечивает империи колоссальные ресурсы, которые прибавляются к доходам, идущим от территориальных завоеваний.

Великим достижением того периода является взятие 29 мая 1453 г. Мехмедом II (отныне он Фатих, Завоеватель) Константинополя. Обладание этим городом дает султану последнее недостающее звено между Европой и Азией, и делает его наследником византийских императоров, а в религиозном отношении означает победу ислама над христианством. Султан приобретает огромный авторитет в мусульманском мире.

В начале XVI в. территориальное расширение Османской империи идет по трем направлениям:

на восток, где османские войска под предводительством Селима I Грозного (1512—1520) расправляются с персидскими Сефевидами на Чалдыранс-кой равнине (23 августа 1514 г.); восточная Анатолия и Азербайджан переходят в османское подданство;

на юг, где в результате стремительного военного похода османы покоряют мамлюкский султанат, который на протяжении двух веков господствовал в Египте, Сирии и на западе Аравии. Затем, используя новые владения, они распространяют свое владычество или контроль по разным направлениям: на запад, в Северной Африке до границ с Марокко; на юг, вдоль обоих берегов Красного моря в Африке и Аравии; на восток, в Индийском океане и, немного позднее, в Ираке, получая, таким образом, плацдарм в Персидском заливе. Отныне османские султаны властвуют над Меккой и Мединой, этими двумя священными городами, а также над арабскими странами, составлявшими сердце ислама; это поднимало их престиж, но и накладывало ответственность;

на запад: Сулейман I, прозванный на Западе Великолепным, вновь предпринимает войну в Европе.

Его войска овладевают Белградом (1521 г.), Родосом (1522 г.), затем венгерской Будой (1526 г.), но терпят поражение у Вены (сентябрь —октябрь 1529 г.). При Сулеймане Великолепном с 1520 по 1566 г. Османская империя достигает вершин своего могущества. Одновременно, с точки зрения развития искусств, науки и литературы, это — период блистательного расцвета османской цивилизации. И в этой культуре в высшей степени просматривается личное влияние монарха как мецената, покровителя, даже непосредственного вдохновителя.

ЗАКАТ ИМПЕРИИ

В сравнении со славным периодом XVI в. два следующих (XVII и XVIII в.) были куда менее блистательными, несмотря на попытки ряда деятелей поддержать авторитет и престиж государства.

Разгром османского флота при Лепанто (1571) не повлек за собой серьезных последствий, но из-за него заканчивается безраздельное средиземноморское господство и османские войска вынуждены везде держать оборону. Неудачи, которые османы терпят в Венгрии от войск Габсбургов в конце XVI в., в Грузии и Азербайджане от персов в начале XVII в., бунты, вспыхнувшие в Анатолии и Сирии, служат очевидным свидетельством ослабления государства. Упадок усугубляется также финансовыми трудностями, крестьянскими восстаниями в Анатолии.

Если в начале XVII в. Ахмеду I (1603—1617) удается добиться стабильности, пошатнувшейся при его предшественнике, то его сын Осман II (1618—1622) вообще заканчивает трагически — впервые султан не только смещен с трона, но и казнен (май 1622). Его преемник, Мурад IV (1623—1617) восстанавливает свою власть, жестоко расправившись с мятежниками, и выправляет положение в империи, но после него вновь начинается беспорядок. Нужно ждать прихода к фактической власти великого визиря Мехмеда Кеп-рюлю (сентябрь 1656 г.) в эпоху царствования Мех-меда IV (1648—1687), чтобы в Османском государстве двадцать лет продолжался ощутимый подъем, который, к сожалению, был скомпрометирован военными неудачами (поражение под Веной в 1683 г., успехи России на Украине и в Крыму), приведшими к Кар-ловицкому миру (1699), первому неблагоприятному договору, подписанному османами.

Три основных аспекта характерны для XVIII в.:

внешние проблемы. Османская империя постоянно находится в состоянии войны со своими соседями, в частности с Россией, Австрией и Персией. Эти конфликты ведут османов к территориальным потерям и к существенному падению их «превосходного образа»;

установление отношений с Западом. Решив понять причины прогресса западных государств, их технической оснащенности, османы снаряжают послов в крупнейшие европейские столицы: Вену, Париж, Москву, Варшаву (1719—1723);

проведение армейских реформ. Трудности и поражения в войнах, которые немедленно сказываются на положении внутри страны, убеждают некоторых османских государственных деятелей в необходимости реформ в основных государственных структурах, прежде всего в армии и на флоте, которые потерпели чувствительные поражения.

В целом Османское государство, страдающее от многочисленных недугов, уже едва отражает военные атаки крупных держав, ему становится трудно противостоять давлению, обусловленному влиянием Запада, когда в его арабских провинциях и на балканских территориях вспыхивают восстания. Такое положение приводит к кризису XIX века, отмеченному тем, что в последствии назвали «восточным вопросом». Это определение соответствовало событиям, которые привели к постепенному расчленению империи: независимость Греции (1829), конфликт с Мехмедом Али в Египте (1824—1841), взятие Алжира французами (1830).

♦ XVII—XVIII вв. — века упадка?

До последнего времени считалось, что XVII— XVIII вв. были для османов эпохой заката. Но в наши дни историки не столь однозначны. В происходивших тогда процессах они скорее видят признаки кризиса, а не обязательно упадка, поскольку это понятие подразумевает продолжительность, необратимость и всеохватность. Конечно, в своем развитии Османская империя проходила период очень острых кризисов, но если брать близкие по времени события, то достаточно вспомнить религиозные войны и Фронду во Франции, или Тридцатилетнюю войну в Центральной Европе. Однако в их отношении не говорят об упадке — этот термин предполагает сравнение с прошлым, но больше, как бы заранее, оценивается будущее. Ведь когда говорится об упадке, имеется в виду, что в определенный момент все сферы жизни страны находятся в плачевном состоянии: не только политическая и военная, но и экономическая, социальная, культурная и т.д.

Между тем уже первые результаты недавних исследований вносят существенный нюанс в устоявшуюся негативную оценку этих двух веков. Отметим, в частности, что ослабление центральной власти не мешало султану и его сановникам, через благотворительные фонды, продолжать программу застрой-ки Стамбула, Мекки и обустройства путей паломничества в провинции; конечно, это было строительство, уступающее предыдущим векам, но тем не менее весьма существенное. Многие сановники возводили библиотеки, фонтаны и дворцы в городах Анатолии и Ближнего Востока. Если некоторые текстильные ремесла утратили блеск XV и XVI вв., как изготовление шелка в Бурсе или шерсти в Салониках, то другие, напротив, процветали, например, производство шерсти и войлока в Болгарии или ангорской шерсти в районе Анкары. По-прежнему распространено ремесленничество по меди и другим металлам. Именно в XVII и XVIII вв. крепнет организация городских ремесленных цехов, их социальное влияние достигает вершин. В это же время внедрение новых культур — кукурузы, кофе, табака дает импульс развитию сельского хозяйства, стимулирует внутреннюю и внешнюю торговлю. Как видим, историческая реальность представляется более сложной и многогранной.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бадак Александ Николаевич, Войнич Игорь Евгеньевич, Волчек Наталья Михайловна, Воротникова О. А., Глобус А.. Всемирная история: В 24 т. / И.А. Алябьева (ред.) — Минск: Литература. Т. 15: Эпоха просвещения. — Минск: Литература, 1996 — 512с. \

2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. — Изд. испр., доп. — М.: АСТ, 2000. — На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3: Новая история. — М.: АСТ, 1999 — 719с.

3. Коллас. История Турции. — К.; М.: ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.

4. История Востока: В 6 т. / РАН; Институт востоковедения / Р.Б. Рыбаков (ред.) — М.: "Восточная литература" РАН, 2000. Т. 3: Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI- XVIII вв.. — М.: "Восточная литература" РАН, 1999 — 696с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...