Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международный день театра кукол

21 марта — Международный день театра кукол (англ. World Puppetry Day)

Марионетки-трансформеры.

В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА - Международного союза деятелей театра кукол (Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Магдебурге известный деятель кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана вынес на обсуждение предложение отмечать во всем мире Международный день театра кукол. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос в 2000 году так и не был решен.

Только лишь через два года, в июне 2002 года в Атланте, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена.

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день театра кукол.

Президент УНИМА (2000 - 2004) Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».

Музей кукол

 

Театр кукол в психологии

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.

Литература

  • Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. — Приложения. — Кн. 1. — Спб., 1895. — С. 85-185.
  • Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство
  • Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра плоских изображений. — М.: Наука (ГРВЛ), 1983. — 184 с.
  • Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра объёмных форм / Отв. ред. В. И. Брагинский. — М.: Наука (ГРВЛ), 1992. — 312, [8] с. — 800 экз. — ISBN 5-02-017450-5. (обл.)
  • Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 160 с. — 27 000 экз. — ISBN 5-09-003567-9. (в пер.)
  • Образцов С. В. Актёр с куклой. — М.: Искусство, 1938-Глава: Кукла-актёр. С. 75-92.
  • Вадимов А. А., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. — М.: Искусство, 1966 — С. 44-50, 88-90.
  • Игрушка. Ея исторiя и значенiе. Сборник статей подъ редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1912 — С. 85-139.
  • Марш П., Александер И, Барнетт П. Не счесть у робота работы. — М.: Мир, 1987 — С. 1217, 116—119.
  • Шпет Л. Г. Актеёр-человек среди кукол-актёров. (Что же такое театр кукл? В поисках жанра./Сборник статей. — М.: ВТО, 1980 — С. 23-28.)
  • Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры. //Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПБ.: Искусство — СПБ, 1998 — С. 645-649. Ю. М. Лотман. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллин, 1992, с. 377—380
  • Шафранюк В. А. Понятие о куклах-актёрах и традиционные заблуждения. — М.: Стелс, 2001——С.11-62.
  • Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство
  • Задоров И.А. РЕКТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КУКЛА-АКТЕР».(Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова) Ссылка: http://cyberleninka.ru/article/n/rektrospektivnyy-analiz-podhodov-k-opredeleniyu-ponyatiya-kukla-akter

Примечания

Театральная энциклопедия. Том 5. Главный редактор П. А. Марков М.: Советская энциклопедия, 1967 г. стр. 118—126

Направление на самопознание через искусство

Актёрского мастерства

 

В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогает курс по актёрскому мастерству.

Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков профессии актёра, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми, он идёт по жизни легко и играючи.

Начинается курс со знакомства с собой. Этот этап позволяет открыть в себе своё творческое "я", свободно и естественно выражать эмоции. И начинается курс с работы с голосом. Взволнованный голос выдаёт внутреннее состояние человека. Преподаватели помогут зазвучать голосу в полную силу, расширят его диапазон, улучшат тембр.

Затем следует работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки и др.

Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению.

Затем следуют упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве. Но тело всего лишь отображает состояние души человека. Поэтому на курсе идёт глубокая проработка этого аспекта.

Также изучается на этом этапе импровизация. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.

Психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даст человеку вдохновение и переступить через страх.

На курсе большое значение придаётся развитию воображения и внимания. Ведь, как правило, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят.

Второй этап включает в себя работу над диалогом, монологом, умением общаться с партнёром, работу с новыми образами. Он состоит из:

  1. Путь к самому себе. Это этап принятия себя, развитие способности видеть прекрасное, понимание других людей.
  2. Путь к партнёру. Здесь человек учится общению с людьми, воздействовать на партнёра и отвечать на его контрдействия через различные этюды.
  3. Путь к автору. Человек погружается в мир идей и образов автора. Это актёрское умение органично действовать в логике персонажа.
  4. Путь к характеру и образу. На этом этапе человек учится пониманию персонажа, изучает его походки, жесты, речь. Это помогает лучше понимать мысли и чувства других людей.

Курс актёрского мастерства помогает человеку открыть в себе новые чувства и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного потенциала, даёт человеку харизму. Он становится непревзойдённым оратором, легко общающимся с публикой. Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как человек после курса легко управляет своими чувствами и эмоциями. Через своё тело он управляет своим настроением и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом.

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Нормативно-правовое обеспечение реализуемой программы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

2. Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.);

3. Конституция Российской Федерации;

4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

6. Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 03.12.2011г. №378-ФЗ;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.07.2007 № 261 «О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

9. Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»;

10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41.

11. Устав учреждения

12. Положение о стационарном отделении;

13. Должностные инструкции.

 

1.2. Направленность программы

Для социальной реабилитации детей, находящихся в условиях ГКУ «СРЦН «Улыбка» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода», разработана дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

Данная программа особенно актуальна для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Стоит отметить, что составлена она с учётом психологических особенностей детей, обусловленных их неблагоприятной социальной ситуацией развития. Для них характерны неустойчивость внимания, несобранность, быстрая утомляемость, отвлекаемость, недостаточная координация движений пальцев и кисти рук, недоразвитие мелкой моторики, общее недоразвитие речи, неумение заполнить свой досуг интересным делом. Кроме того, у них мал жизненный опыт, невелик кругозор, низкий уровень общей осведомлённости об окружающем мире. Все эти нарушения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная работа по их коррекции. Занятия с бумагой будут способствовать преодолению ряда нарушений в развитии детей, их реабилитации.

1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение различным техникам работы с бумагой, но и развитие у детей: творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости, посредством использования новых современных технологий; в тесном переплетении содержания различных техник и способов работы с бумагой, в знакомстве с новыми материалами, которые упрощают процесс и выигрывают в декоративности.

Следовательно, есть все основания рассматривать занятия с бумагой, как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не талантливых детей нет, и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.

Актуальность программызаключается в том, что занятия по данной программе:

- дают возможность детям «открыть себя» наиболее полно, то есть развить навыки необходимые для творческого самовыражения, которые могут пригодиться в разных областях человеческой деятельности;

- помогают поддерживать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. У детей постепенно формируется устойчивая потребность к познанию. Дети учатся самостоятельно находить знания в литературе, в интернете;

- воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Эти занятия не только эстетически увлекательны, но и имеют подтвержденный медиками терапевтический эффект - расслабление нервной системы, снижение уровня внутренней тревожности;

- совершенствуют мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию и память, что необходимо для успешного овладения письмом и речью и благотворно влияют на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе;

- развивают умения, навыки и культуру ручного труда.

Педагогическая целесообразность программы.

Ручной труд занимает равное по значению место среди дисциплин, призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель данной программы. При работе с бумагой разрабатывается мелкая моторика рук, что помогает развитию интеллекта, способностей ребенка. Развивается наблюдательность, фантазия, творческое мышление и речь. Прививаются навыки трудовой профессиональной деятельности.

Занятия по данной программе имеют большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

1.4. Цель и задачи программы

Цель программы – создание оптимальных условий для успешной реабилитации детей, самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы

Задачи программы:

Обучающие:

-

Развивающие:

-

Воспитательные:

-

1.5. Категория слушателей

Программа ориентирована на детей в возрасте с 5 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Чаще всего это воспитанники Центра, которые в семьях подвергались жестокому обращению (пренебрежение нуждами) и были свидетелями физического и психологического насилия, пережившие различные психотравмы, проживающие с родителями, которые имеют различные зависимости и т.д. Всё это формирует определённые психологические особенности:

- Высокий уровень тревожности (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). Тревожное состояние формируется социальной средой, в которой жил ребёнок, и, как правило, проявляется агрессивным поведением по отношению к окружающим.

- Высокий уровень агрессивности. Агрессия – это защитная реакция на новую ситуацию с одной стороны, что часто наблюдается у многих воспитанников, а с другой, как сформированный способ реагирования на невыполнение своих требований, потребностей, либо как следствие тревожного состояния.

- Низкий уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому такие воспитанники чаще всего конфликтны и агрессивны во взаимоотношениях со сверстниками, либо наоборот боязливы и застенчивы, что также вызывает трудности при общении в группе сверстников.

Основным и самым опасным является тот факт, что страдает, главным образом, не только здоровье и физическое развитие этих воспитанников, но и эмоциональная и, что гораздо важнее, морально-нравственная сфера. Поскольку воспитанники, от которых отказались их родители и родные, уже не имеют тех «корней» и к обществу не привязаны, они идут от него, а в некоторых случаях и против него. Поэтому очень важно правильно организовать работу с ребёнком для того, чтобы, несмотря на «плохую» генетику, и семейную ситуацию развития этого ребёнка, у нас ещё было время показать им другую, более позитивную и добрую сторону жизни, чтобы у них был выбор.

 

1.6. Принципы реализации программы

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы:

Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач развития мелкой моторики детей, с учетом «природы» детей, возрастных и индивидуальных особенностей; опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач воспитания и развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

Принцип наглядности - один из самых древних известных принципов (его называют «Золотым правилом дидактики»). С помощью слуха усваивается 15% информации, зрения – 25%, слуха и зрения – 65% информации. Благодаря наглядности происходит усвоение в памяти человека информации легко, быстро и прочно, а затем словесное воспроизведение. Органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха.

Принцип оптимизации и гуманизации - полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество.

1.7. Объем и порядок реализации программы

Программа предполагает проведение групповых занятий 3 раза в неделю продолжительностью 1 академический час, в первую половину дня. При проведении занятий, группы делятся на подгруппы. Количество детей в подгруппе от 4 до 7 человек. Продолжительность академического часа составляет 20-25 минут, общее количество академических часов в течение 3 месяцев – 36 часов.

Все занятия по программе групповые, некоторые из них включают в себя выполнение коллективных творческих работ. При низком уровне развития детей и отсутствии необходимых навыков применятся индивидуальный подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа в процессе коллективных занятий с каждым ребенком – это так же залог успеха.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...