Использование игрового метода.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим – то она и привлекает учителей, в том числе и иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как: - игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом; - обучение игре осуществляется посредством собственной деятельности учащегося, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации; - игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников; - игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;
- в игре команды или отдельные ученики изначально равны; - обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение; - в игре есть всегда некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа; - игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как: - создание психологической готовности учащихся к речевому общению; - обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Таким образом, мы выяснили, что игровой метод заключает в себе обучающие возможности и позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности.
Функции игрового метода В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений); эстетическая (наслаждение, которое испытывается от игры). Здесь следует добавить, что, если мы обратимся к исследованиям Ф. Шиллера, то именно он говорит об эстетической функции игры. Для него игра - наслаждение, связанное со свободой от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Он говорит, что "предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом". [14] Указание на эстетическую функцию игры мы можем встретить и у таких ученых, как Г. Спенсер и В. Вундт. Если же мы говорим об игровой деятельности в процессе обучения, то можно выделить следующие функции: 1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения, иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности. 2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир. 4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. 5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. 6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре). Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. Таким образом, место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Заключение
В данной работе мы подняли одну из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблема организации обучения с использованием игровой методики. Игре отводятся самые различные функции. Это и образовательная функция, и воспитательная и многие другие. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно - потребностной сферы учащегося. Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.
Обучающие игры отвечают современным требованиям Государственного образовательного стандарта и являются одним из элементов коммуникативного подхода, так как стимулируют речевую деятельность учеников и создают благоприятные условия для общения, свидетельством чего является активное и непринужденное общения учеников на иностранном языке во время проведения обучающих игр в классах. Они также являются одним из элементов личностно - ориентированного подхода к обучению, так как дифференцированные задачи создают условия, в которых ученики с разными уровнями речевых умений и привычек работают с другими, не замечая этой разности. Обучающие игры предоставляют возможности для развития творческих способностей учеников во время урока за счет того, что роль учителя ограничивается только объяснением задачи ученику, а дальше ученик играет самостоятельно и подбирает те языковые средства, которые именно он считает необходимыми в ситуации. Использование различных игровых приемов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Незнание определенной лексики и грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры, и от этого будут страдать остальные участники. Поэтому при грамотной организации уроков учителем ученики всегда будут готовиться особенно тщательно, не желая подводить своих товарищей. И в заключении хочется заметить, что использование игр на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определенную роль в переходе учащегося на новую, более высокую ступень психического развития.
Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с. 2. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. – М.: Знание, 2002. – 204 с. 3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Изд.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 265 с. 4. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 2003. - №1. – С.17-45.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2000. – 198 с. 6. Конышева А.В. Использование игровой технологии в обучении грамматики английского языка // Материалы V научно-практической региональной конференции учителей средних школ: Учитель XXI века: новые технологии в обучении иностранному языку. – Новополоцк, 2002. – С. 14-18 7. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 175 с. 8. Конышева А.В. Английский для малышей. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2004. – 160 с. 9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Просвещение, 2001. – 202 с. 10. Пассов Е.В., Кузовлев В.П. Мастерство и личность учителя (На примере деятельности учителя иностранного языка). – М.: Флинта «Наука», 2001. – 240 с. 11. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Минск: ООО «Лексис», 2003. – 184 с. 12. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – М., 2002. – 243 с. 13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: т. 8. – М., 2001. – 660 с. 14. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Статьи об эстетике. – М., 2000. – 430 с. 15. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2001. – 304 с. 16. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова с.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. – М., 2003. – 231 с. 17. Шауцкий С.Т. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 2004. – 223 с. 18. Блонский П.П. Психологические исследования. – М., 2001. – 308 с. 19. Макаренко А.С. Лекции о воспитании. – М.: Просвещение,2000.- 246 с. 20. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. – М.: Просвещение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|