Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вотчины Московского государства: определение, виды, особенности правового статуса.




Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу, состоящее из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

По характеру субъектов В. Делились:

 

1. Дворцовые-. собственные земли царя и его семьи; государст­венные принадлежат ему же, но как главе государства. Дворцовые зем­ли и жившие на них крестьяне эксплуатировались обычными для феодализма способами: на них распространялись повинности в виде барщи­ны или оброка.

2. Церковные- принадлежали церквям.

3. Частновладельческие- принадлежали феодалам.

По способу приобретения:

Родовые Купленные Пожалованные
1. Возникли в результате деления род-го имущ-ва 2. Каждый член владел и пользовался 3. Часть имущ-ва оставалась за родом 4. Отдельный член рода мог продать только с согласия всего рода 5. До начала 20 в. Сохр. Право родового выкупа. - земли, преобретаемые ч.лицом у сторонних людей 1. Субъектом соб-ти выступали супруги 2. Купленные могли формироваться в родовые - земли, передаваемые правителем ч.лицам в качестве дара. 1. Права на такое пожалование сохранял правитель (мог забрать).

 

Крестьянство Московского государства: основные категории, особенности правового статуса.

В XIV и XV вв. в Московском государстве продолжают развиваться частные формы зависимости; в XVI и XVII вв. устанавливается общее прикрепление сельских жителей.

 

Крестьяне
Население черных волостей Владельческие
Вытные - это члены общин, владеющие податными участками ("вытями"). 1. - это члены общин, владеющие податными участками ("вытями"). 2. В имущественном отношении они - постоянные владельцы (но не собственники своих участков) Безвытные это лица, невходящие в общину, т.е. незанимающие тяглого участка, а обрабатывающие земли по частным условиям с отдельными членами общины. 1. они именуются "полсуседями", "половникам", "козаками" (т.е. батраками), а также бобыли, занимающие дворы, но не пахотные участки. 2.Их личные права не ограничены ничем и, по-видимому, превосходят права вытных людей, именно они могут переходить на частновладельческие вотчины; но фактическое их положение, как лиц неимущих, ставило их в тесную зависимость от хозяина. 1. Жили на землях вотчинников и помещеков. 2. Раблтвли на феодала 3. Права были ограничены, зависели от феодала.
     

 

Крестьяне

 

Старожильцы

(долго жили у одного феодала) половники(бедняки, не имели земли, отдавали пол урожая)

 

Серебраники

(взявшие серебро в догл и обязанные его отработать)

Бобыли

(Получали от феодала желище, и иногда нетяглую землю)

 

Системы управления Русского централизованного государства (дворцово-вотчинная, путная, приказная).

Дворцово-вотчинная

Во времена Московского государства дворцово-вотчинная система делилась на две части:

А)Управление дворца

во главе- дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами.

Б)Другую часть образовывали так называемые пути, обслуживающие непосредственно князя и его окружение (должности: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и т.д. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами. Из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления все больше превращаются в общегосударственные учреждения. Так, дворский с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого (по численности) и разветвленного (по структуре) аппарата. Чины дворца

-дьяки - специализировались на определенном круге дел.

-выделяется великокняжеская казна, которая становится самостоятельным ведомством. Была создана также большая дворцовая канцелярия с архивом и иными структурными подразделениями.
2)Приказная

Как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин "приказ". Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ.

Классифик. Приказов по Юшкову:

1) Дворцово-финансовый П.

1) П. Большого Дворца

2) П. Большого прихода

3) Военные П.

A. Разрядный (назнач. На должности служилых).

B. Стрелец.

C. Казачий

D. Иноземный

E. Бронный

4)Суд.-админ. П.

А) Поместный (раздача вотчин/поместий, иски по земельным спорам).

Б)земский

В) Холопий

4) Облостные П.

А) Сибирский

Б) Указ казенного дворца и т.д.

5)Ведавшие спец. Отраслями управления

А)посольский

Б)ямской и др.

Состав приказов.

Судья(начальник)

- из Б.Думы, мог возглавить неск. Приказов.

 

Дьяки

· Число зависело от значимости и размера приказа

· Выбирались из рядового дворянства, дух.лиц, из круп.купечества.

· Возгл-ли приказные столы, судили, доклад. Царю.

· За службу получ. Поместье и денеж.оклад.

 

 

Подъячие- канцелярск. Служилые из дворян и детей приказных людей.

1)молодые- перепис.документы, неск.лет служ.без жалования

2)подъячие средней статьи- состав. Текст док-тов, работали с архивом, получ. Ден.оклад.

3) Старые п.- возглавляли повытья, руководили составлением документов за ден. Оклад.

 

· Переводчики

· Толмачи

· Золотописные

· Рассыльные

· Сторожа и т.д.

В общем, в штате около 40 человек.

Структура приказов.

Столы (самые крупные; главные- дьяки)

 

(по территор-му и функц-му признаку)

Повытья.

Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.

112. Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.).
Дворцовые перевороты и полицейская регламентация государственной системы сказались на изменениях структуры и функций как высших, так и центральных властных учреждений. На вершине органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица)Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но в определенные периоды он зависел от высших государственных учреждений.

1)Екатерина I.

Меншиков, Толстой, Апраксин посоветовали Екатерине учредить специальный орган, который бы возвышался над всеми государственными учреждениями империи.

8 февраля 1726 года был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. В состав этого совета вошли А.Д. Меншиков (фактически глава совета), П.А. Толстой, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман (немец, начавший службу в России при Петре I) и др.

Функции:

1)ведал всеми важными внутренними и внешними делами.

2)назначение высших чиновников,

3.финансовое управление,

4. отчетность ревизионной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии - военная, адмиралтейская и иностранная.

Центральный орган - Тайная канцелярия, созданная при Петре I, в 1726 году ликвидируется, и контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному тайному совету. Сенат, провозгласивший Екатерину I самодержавной императрицей, ею же был подчинен Верховному тайному совету и потерял титул правительствующего, стал называться высоким. Последний посылал Сенату указы и требовал отчетов (доношения). Совету подчинялись Главная полицеймейстерская канцелярия и Преображенский приказ.

Кондиции», составленные для следующей императрицы - Анны - ограничивали самодержавную власть царицы и ставили ее под контроль Верховного тайного совета. Без согласия Верховного тайного совета императрица не должна была решать вопросы войны и мира, проводить назначения выше полковника, расходовать денежные средства, давать вотчины, назначать себе преемника, выходить замуж.

2)Анна Иоановна.

4 марта 1730 года был упразднен Верховный тайный совет.

Произошли изменения в высших органах власти.

· Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены.

· Был вновь создан 1731 году Кабинет министров. Вначале имел только управленческую функцию, но затем получил широкие полномочия и законодательные права. Три подписи кабинет министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров сковывал действия Сената. Фаворит Анны Бирон стал герцогом курляндским и всесильным человеком в Российском государстве.

· Иностранцы у власти

3)1740- Елизовета Петровна.

· Возвращение к Петровскому порядку

· Ликвидация Кабинета

· Сенат- высший гос. орган

· Восстанавливалась петровская личная императорская канцелярия – Кабинет (должен был принимать документы на имя монарха, оформлять указы за его личной подписью, объявлять высочайшие повеления и руководить финансовой стороной дворцового хозяйства).

· восстановила петровское «установление» - чрезвычайные совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики («Конференции»).

· существовала Тайная канцелярия, которая в 40-60_е гг. вела расследование слухов, порочивших царицу.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.