Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская культура как часть культуры Чечни

Русская культура исторически вписалась важной составной частью в культуру Чечни. Заглянув в далекое прошлое, найдем подтверждение тому в языке чеченцев, живших в 16 веке. Тогда происходило массовое переселение вайнахских племен на равнинные плодородные земли, которые были уже заселены русскими (казаками). Развивавшиеся торгово-экономические связи способствовали тесным контактам между русскими и вайнахскими племенами. В те давние времена в чеченском языке появились первые заимствования из русского языка - слова: пунт (пуд), кийла (килограмм), ишкап (шкаф), чамда (чемодан), чейник (чайник) сухар (сухарь) и другие.

Первые контакты вайнахов с казаками были разные, но в целом они обогащали культуру региона, работали на прогресс. Летописец, не оставивший своего имени, писал, что чеченцы и русские, «как и всякие соседи ссорились и мирились, угоняли скот и дарили лихих скакунов, менялись оружием и торговали хлебом, похищали девушек и пировали на свадьбах, запоминали кровных врагов и братались с кунаками». Известное фольклорное «Сказание об удальце Ахмаре Автуринском» оставило в истории чеченской литературы сюжет на эту тему: о встрече двух воинов – чеченца и казака, во время которой они решили не меряться силой, в результате чего один бы обязательно погиб, а подружиться навеки.

Чеченский этнограф Умалат Лаудаев писал: «Основав на плоскости аулы, чеченцы и ингуши тотчас воспользовались выгодами, которыми могли, из земли своей: подражая русским, они заменяют свои горские сохи плугами; производят правильное хлебопашество и по этой отрасли промышленности превосходят прочие племена окружных стран».

Исследователь прошлого века отметил взаимопроникновение культурных традиций двух народов в быту. В станице Гребенской, пишет он, «избы бревенчатые, часто дубовые и с острой, высокой крышею, а кровля с «коньком», окна украшены резьбою... К удовольствию своему вы видите и чеченские сакли, стоящие рядом и на одном дворе с русскою избою… Домашняя обстановка гребенца еще более поражает оригинальностью, когда переступаешь порог его дубовой, великорусской избы. Первая комната больше напоминает чеченскую кунацкую, нежели жилище русского: на стенах развешаны шашки, кинжалы и разное другое оружие кавказского горца; на полу стоят пестрые сундуки, а на них разложены перины, ковры и коврики азиатского образца и изделия. Большинство членов семьи здесь сидят по-чеченски, поджавши под себя ноги; образов никаких не видно, и из мебели в ходу чаще чеченская треногая скамеечка, нежели стул или русская скамья».

Нынешняя чеченская письменность на основе русской графики существует с 1938 года. До этого были непродолжительные эксперименты с введением письменности на основе арабской и латинской графики. Но еще ранее была первая попытка создания чеченского алфавита с помощью русских букв. Ее предпринял в 1862 году П.К. Услар. Своими трудами по изучению чеченского языка и распространению грамотности среди чеченцев он объективно внес вклад в становление современной чеченской нации. Ему принадлежит исследование «Чеченский язык», в которое вошли образцы чеченских сказок, преданий и пословиц. П. Усларом была открыта первая школа для чеченцев в крепости Грозной, где 25 детей обучались чтению и письму на чеченском языке. На любительских спектаклях, игравшихся здесь, ставились пьесы А.Островского, других русских классиков. С помощью П. Услара чеченец К. Досов составил первый чеченский букварь на основе русской графики. Русский ученый считал, что «сближение с русской жизнью, хотя бы даже умственное, бесконечно важно для Кавказа». Он был уверен, что именно образование и культура могут сблизить горцев с русскими.

Здесь нельзя не вспомнить слова знаменитого дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь». О связи жизни и творчества крупнейших русских писателей – А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого - с Кавказом, можно узнать здесь. В Чечне, в крепости Грозная жил русский поэт А.И. Полежаев. Большую роль сыграл край вайнахов в судьбе писателя А.С. Грибоедова. По этому поводу В.Г. Белинский высказался так: «Дикая и величавая природа этой страны, кипучая жизнь и суровая поэзия ее сынов вдохновляли его...» За ситуацией в Чечне внимательно следили и революционные демократы А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. В их наследии – статьи, осуждающие колонизаторскую политику властей в крае.

Интерес к Чечне проявляли многие известные русские художники 19 века: Г.Гагарин, Ф.Горшельд, Л.Дмитриев-Кавказский и другие. Отец и сын Лансере создали - один в бронзовых статуэтках, а другой в графике - произведения о жизни казаков и горцев, иллюстрации к прозе Л. Н. Толстого "Казаки" и "Хаджи-Мурат". Монументальные полотна «Пленение Шамиля», «Смерть генерала Слепцова» и другие написал автор знаменитой панорамы «Бородинская битва» русский живописец Ф.А. Рубо. А маринист Айвазовский отразил красоту кавказских гор в большом полотне "Алхан-Юрт".

 

19 век воспитал первых чеченских и ингушских деятелей культуры. Все они имели самые  тесные контакты с Россией. Один из них - художник Петр Захаров-Чеченец, о жизни и творчестве которого рассказывается здесь. В кавказоведении стали известны имена вайнахских этнографов, историков, просветителей. Среди них Чах Ахриев, Умалат Лаудаев и другие. Свою этнографическую работу о чеченцах У. Лаудаев начал такими словами: «Из чеченцев, я первый пишу на русском языке о моей Родине, еще так мало известной». Учителями и наставниками первых вайнахских интеллигентов были российские ученые - П.Услар, А.Берже, Н.Воронцов, Н.Семенов, В.Долбежев, Г.Вертепов и многие другие.

В 70-90-х гг. 19 века сформировалась пророссийская чеченская элита. Выходцы из офицерских и купеческих семей получали образование в учебных заведениях крупных российских городов. В то же время уже 1 марта 1867 года в Грозном было открыто женское бесплатное училище. В нем обучалось 200 учениц, позже оно было преобразовано в гимназию. В 1876 году было создано театральное общество, затем общество хорового пения. Грозный посещали знаменитые русские артисты Чарский, Дауров, Васильев-Вятский и другие.

В период трех русских революций (1905-1917 гг.) на чеченское общество оказала влияние российская социал-демократия. Она сформировала демократические взгляды просветителей Адиль-Гирея Долгиева, Ассадуллы Ахриева, Таштемира Эльдарханова братьев Мутушевых, братьев Шериповых. Оценивая свои задачи уже с позиций европейского мышления, они занялись подъемом национального самосознания, стали для Чечни первыми историками, экономистами, политическими деятелями, редактировали первые газеты, писали первые учебники для школ. Представители светской чеченской интеллигенции получили образование в России. Так, С. Арсанов учился в Политехническом институте в Петербурге, Х. Ошаев - в Лесном институте, И. Бекбузаров - в Медико-хирургической академии в Петербурге; Ставропольскую гимназию закончили М. Кадиев, М. Курумов, А. Ахтаханов и другие.

Таким образом, культурное строительство в Чечне в начале 20 века началось под влиянием русской культуры. Оно набирало стремительные темпы при поддержке энтузиастов своего дела, приехавших сюда из разных уголков страны. Уже в 1923 г. началась ликвидация безграмотности в селах. В 1929 г. был создан Союз писателей. С 1 мая 1928 г. начала работу радиовещательная станция. Образованное в 1929 г. научное общество в 1930 г. было преобразовано в НИИ краеведения. В Грозном начали работать два педтехникума, два нефтяных техникума, рабфак Ростовского института инженеров транспорта, два сельхозтехникума, медтехникум, нефтяной институт. 1 мая 1931 г. открылся первый национальный театр. С 1 сентября 1938 г. начал работу педагогический институт с тремя факультетами: историческим, физико-математическим и филологическим, с дневным, вечерним и заочным отделениями. Были организованы творческие союзы писателей, художников, архитекторов и композиторов. Распахнул двери Музей изобразительных искусств, начал работать Дом народного творчества. В республике издавалось 16 газет.

Трудно перечислить все имена людей разных национальностей, которые закладывали фундамент новой культурной жизни в Чечне. Большинство из них были русские. Если взять только одну сферу – музыкальную, то и здесь можно вспомнить десятки имен. Первые записи чеченского музыкального фольклора были сделаны еще в середине XIX века русским ссыльным на Кавказ декабристом. В 1925 году научно-художественная экспедиция при участии композитора А.А.Давиденко собрала по Чечне и издала сборник исторических, обрядовых и танцевальных народных песен. В 1959 году вышел еще один сборник старинных и современных песен и танцев чеченцев и ингушей. Среди его составителей - Е.А.Колесников, А.М. и М.М.Халебские. А.М. Халебский стал впоследствии художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца ЧИ АССР. В 1936 году был создан оркестр народных инструментов. Реконструкцией чеченских народных инструментов занимались профессор Московской консерватории В.М.Беляев, музыкальный мастер-конструктор П.А.Шошин. Значительную работу по развитию чеченской профессиональной музыки провели композиторы Н.С.Речменский, В.И.Шнапер, В.И.Ашкенази, Е.Казановский, А. Шаргородский, Е.Захарович, А.Розенберг и другие. Многие композиторы создали произведения разных жанров на основе чеченской народной музыки. Среди них А.Давиденко, М.Коваль, С.Ряузов, В.Шведов, А.Александров. Чеченцы-композиторы - Умар Бексултанов, Саид Димаев, Аднан Шахбулатов, Али Димаев - получили высшее музыкальное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Учеником балетмейстера И.К. Ковтунова стал всемирно известный танцор, чеченец Махмуд Эсамбаев.

В свою очередь, на становление новых литературных жанров и писательских кадров в Чечне оказывало влияние творчество крупных литературных авторитетов советского периода: писателей М.Горького, М.Шолохова, В.Маяковского, С.Есенина. Многие советские писатели побывали в Чечне еще в 20-е годы. Так, на строительстве железной дороги к Грозному побывали писатели М.Горький и С.Серафимович. Результатом этой поездки стали рассказ Горького "Ущелье" и рассказ Серафимовича "Лихорадка". Литературные связи оказывали громадное влияние на развитие культуры чеченского народа.

Настало время взаимных гастролей драматических театров, филармонических коллективов, танцевальных ансамблей. Чечня расширяла свои культурные горизонты, знакомясь с творчеством российских артистов. Чеченских деятелей искусства узнала вся страна и многие зарубежные государства.

В области науки появлялось все больше квалифицированных местных ученых. Молодые чеченские доктора и кандидаты наук защищали свои диссертации под руководством авторитетных ученых в различных городах России.

В годы становления чеченской культуры десятки тысяч специалистов из России годами работали и в городах, и в самых глухих хуторах, поселках, селах Чечни - пока не подросла, собственно, национальная интеллигенция. Прочные профессиональные контакты русской и чеченской творческой и научной интеллигенции, зародившиеся в те годы, продолжаются поныне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...