Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и становление технологических наук




Технологические процессы относятся к системе: технологические науки – технология – техника. Эти процессы исследуют, моделируют и разрабатывают в технологических науках, осуществляют – в технологии и реализуют – в технике. При этом технология первична, а техника как результат технологии – вторична. Только полное соответствие технологических параметров их реализации в технике позволяет получить положительные результаты преобразования вещества, энергии и информации [8,9].

Технологичная форма движения материи должна достигнуть определенного объёма и уровня развития, чтобы кристаллизоваться в технологическую науку. Первое свойство технологической науки – это рационализм, т.е. исключение из нее всего неразумного, неэффективного, тормозящих положений и др.  Истинные научные знания должны отражать теории и законы. Второе свойство науки ‑ превращение знания в научное. Третье – выделение специфического вида социальной деятельности и её целей.

Таким образом, для возникновения науки необходимо:

‑ накопление материала знаний – истоков науки;

‑ дифференциация знаний с выделением рационально-практического знания;

‑ объективный анализ знаний в познавательных целях;

‑ выделение научной деятельности как особого вида гуманитарной, технологической и технической деятельности;

‑ превращение научной деятельности в профессию.

Дальнейшее развитие науки зависит от уровня знаний и интеллекта. Технологическая деятельность человека бесконечно разнообразна с технологическим критерием – что производить, как производить и какими средствами труда.

Технология появилась в человеческом обществе вместе с развитием человека. С первых дней появления человека он стал решать примитивные технологические вопросы: приготовление пищи, одежды, жилья и др. со временем совершенствуя их. Накопленный опыт только XVII веке позволил создать технологическую науку и только позднее в XVIII веке появилась техническая наука. Следовательно, технологические науки появились раньше технических наук.

Первая технологическая наука появилась в России, создателем которой был М. В. Ломоносов (1711‑1765 г.) в виде его труда «Первое основание металлургии или рудных дел» (1742‑1763 г.).

М. В. Ломоносов в своих замечательных трудах «Элементы математической химии» (1741 г.) и «Курс истиной физической химии» (1752 г.) заложил основы новой науки - физической химии, которая в современном виде является одним из основных разделов технологических наук. «Истинный химик – говорил М. В. Ломоносов – должен быть теоретиком и практиком» (1738‑1746 г.). Это относится и к технологии. Следовательно, и технолог должен быть теоретиком и практиком, т.к. теория и практика едины, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

После появления технологических наук в XVIII веке, они в последующем стали интенсивно развиваться и получили обобщение в понятии технологии как совокупности ремесленного искусства в работах И. Бекмана. В классификации наук А. М. Ампера технологические науки занимают определенное место.

В начале XIX века И. Бекман в своем труде «Очерк общей технологии» (1806 г.) попытался создать общие принципы создания всеобщей технологии. Но в тот период развития это была только идея, и не было технических условий для её создания. Поэтому только в XIX веке технология окончательно выделилась в отдельную отрасль науки.

Гениально предвидел развитие технологических наук Д. И. Менделеев, который в своей статье «Технология» (1901 г.) писал: «Технология принадлежит к числу наук, очень молодых, возникших лишь в XIX веке … тем не менее в практическом сочетании частностей должно ждать своих обобщений, с которыми в будущем может выступить технология как самостоятельная прикладная наука». Им рассматривается технология как теоретическая дисциплина, которая все частности переносит на уровень эффективного достижения сознательных человеческих целей.

Но только сейчас впервые В. П. Кашириным (1988, 1992 г.) были обобщены и проанализированы общая теория технологических наук и технологий [8,9].

Технологические науки и технологии существуют в диалектической триаде: они исследуются и моделируются в технологических науках – разрабатываются в технологии – и реализуются на практике в технике [12].

Поэтому структура технологических наук и технологий состоит из двух взаимосвязанных процессов: научного и инженерного (рис.1) [13].

                    а                                                        б

Рис.1. Структура технологических наук (а) и технологий (б) [13].

 

Научный и инженерный процессы происходят вследствие диалектического развития нового познания и созидания – разрешения противоречия между устаревшим и новым прогрессивным. В научном процессе познаются и моделируются новые знания, а в инженерном – созидают в производстве жизненно важные материалы, изделия, приборы, оборудование и другую необходимую продукцию.

В целом технологические науки подразделяются на теоретико-технологические науки, занимающиеся производством знаний о своих технологических объектах, и инженерно-технологические научные дисциплины. Все они в итоге разрабатывают эффективные технологические методы и способы, теории расчета, проектирования, организации и управления технологическими процессами с конкретной целью – повышения степени полезности любой продукции у потребителей.

Таким образом, технологические науки подразделяются на два уровня: теоретическую технологию и инженерно-технологические дисциплины. Теоретическая технология изучает и описывает закономерности предметного взаимодействия, устанавливает параметры и условия протекания процессов преобразования вещества, энергии и информации. Инженерная технология занимается конкретизацией теоретической технологии и её реализацией в производстве.

Следовательно, технология есть сумма технологических наук плюс инженерство:

Объективная необходимость требует для диалектического развития технологических наук и технологий фундаментальной подготовки инженеров с высоким уровнем знаний и интеллекта – основы модернизации производства нашей страны [14,15].

Диалектическое, прогрессивное развитие нашей цивилизации направлено в сторону именно повышения степени полезности абсолютно любой продукции у потребителей в виде суммы отдельных полезностей: экологической, технической, экономической и социальной. Ибо сумма этих полезностей продукции у потребителей и определяет наиболее оптимальные, высокие технологии и их основу – технологические науки – у изготовителей. Безусловно, высокие технологии требует существенного увеличения затрат у изготовителей, которые должны перекрываться повышением степени полезности продукции у потребителей.

В целом технологические науки являются основным источником качественного изменения общественного бытия. Именно степень технологизации общества определяет уровень развития нашей цивилизации. Повышение степени технологизации общества обусловлено развитием образования – повышением уровня знаний и интеллекта (разума), выраженного в их гармоничной взаимосвязи.

Следовательно, каков уровень знаний и интеллекта, таков и уровень - выпускаемой современной продукции. Поэтому, первопричиной, источником технологизации общества является высокий уровень образования – разрешение противоречия между существующим, устаревшим образованием и новейшим, прогрессивным образованием. Только повысив уровень знаний и интеллекта можно добиться успешного прогрессивного развития нашей страны.

Определяющими факторами развития технологических наук и технологий являются: экономические и социальные потребности общества и состояние науки. Так, ведущие страны мира превращаются в общества знаний и информации, где все зависит от уровня образования, науки и высоких технологий.

О необходимости создания в стране наиболее высокого и бесплатного образования на всех уровнях достаточно подробно приведено в работах [14,15].

Наука – познание объективных истин в их объективном отражении законов и свойств Природы, общества и самого человека. В данный период наука характеризуется следующими чертами:

‑ новизной исследуемых процессов и предметов на всех уровнях мега-, макро-, микро-, наномира и др.;

‑ моделированием физико-химических, технологических, экономических и социальных процессов;

‑ гармоничным объединением знаний гуманитарных, технологических и технических наук;

‑ развитием междисциплинарных наук: технологических, синергетических, бионанотехнологических и множества других;

‑ усилением единства теории и практики, т.е. единства познания и созидания;

‑ направленностью на глубокое познание материи, на основе которого целевым назначением является повышение степени полезности абсолютно любой продукции у потребителей;

‑ решением социальных и экологических проблем повышения качества жизни человека;

‑ увеличением использования различных форм интенсивной электромагнитной энергии и др.

В итоге наука является началом высоких технологий – без науки ни о каких высоких технологиях не может быть и речи.

Специфика технологических наук характеризуется двумя факторами:

‑ основная масса инженеров – основа модернизации – использует теоретические достижения всех наук для совершенствования всей инфраструктуры технологических процессов;

‑ развитие технологических наук прочно связано с главной движущей силой цивилизации – производительными силами общества.

В состав производительных сил входят: человек – орудия труда – предмет труда, что является моделью технологических связей любого вида материального производства.

Комплексный характер технологической науки выражается в органической связи научных знаний о человеке, материальной технике и качественно определенном предмете труда. При этом, знания и информация являются существенными ресурсами в материальном производстве ‑ технологических процессах.

Поэтому технологические науки представляют собой системы научных знаний о закономерностях функционирования и развития технологического способа производства благ в материальной жизни общества. Центральным основанием технологических наук является их единство с конкретными науками с формированием технологической картины Мира.

Философским основанием технологических наук является диалектический материализм, а сами технологические науки представляют собой новую отрасль мировой науки. Хотя до сих пор отсутствуют учебники по общей технологии и технологической науке. Поэтому необходимы глубокие знания и интеллект об основных направлениях диалектического развития технологических наук.

4. Основные направления диалектического развития
технологических наук

Главная задача диалектического развития технологических наук и технологий – это переход на более высокий технологический уровень на основе объективных законов диалектического материализма. Ибо только диалектический материализм не только объективно отражает объективную реальность, объективно познает её, но и обуславливает объективное созидание технологического Мира в гармонии с природным Миром. Здесь диалектическое познание и созидание прочно взаимосвязаны и взаимообусловлены по закону В. Гёте «Познавать и созидать, созидать и познавать. Это как вдох и выдох».

Диалектическое познание и созидание есть объективное отражение в сознании объективного Мира – получение новых знаний о свойствах материи и превращение на основе законов диалектики их в конкретные, положительные результаты в области прогрессивного развития теории и практики.

Теория и практика едины, гармонично взаимосвязаны и взаимообусловлены, имеют одинаковую ценность в диалектическом развитии техногенного Мира. Поэтому диалектическое познание и диалектическое созидание являются фундаментом технологических наук и технологий.

Современными направлениями диалектического развития технологических наук являются [16]: нанотехнологии, биотехнологии, химические технологии, знаниевые технологии, технологии управления, технологии нефтедобычи, технологии энергосбережения, металлургические технологии, горнодобывающие технологии и многие другие. Отдельные виды технологических наук сливаются в различной степени в конвергентные (сближение, схождение, объединение) технологии.

Нанотехнологии несут переворот в технологической науке. Если раньше человек брал из Природы познанные технологии, то нанотехнологии позволяют создавать новые, еще пока непознанные технологии Природы. Это позволяет синтезировать новые материалы и создавать изделия с заданными свойствами.

Поэтому основными направлениями развития нанотехнологий в технологической науке являются следующие:

‑ формирование новых материалов и изделий с заданными свойствами и высокой степенью полезности любой продукции у потребителей;

планарные технологии – последовательное нанесение на подложку ряда слоев различных материалов, что позволяет значительно изменить их свойства путем изменения напряжения между слоями;

наноспинтронная технология – это управление спином электронов в наночастицах, что позволяет регулировать магнитные и электрические свойства веществ;

‑ атомарное и молекулярное конструирование приборов и инструментов;

‑ моделирование нанотехнологических процессов с использованием компьютерных методов и технологий искусственного интеллекта;

‑ применение основного технологического параметра управления электронами и наночастицами – электромагнитной энергии;

‑ нанометрология;

‑ создание новых производств нанопродукции;

‑ использование конвергентных информационных технологий.

В будущем нанотехнологии (10-9м) будут переходить в пико- (10-12м) и фемтотехнологии(10-15м) и др., т.е. переходить вглубь материи с повышением интенсивности различных видов электромагнитной энергии.

Биотехнологии (генная, клеточная инженерия и др.) позволяют управлять, развивать и лечить растения, животных и человека. Особое место здесь занимают бионанотехнологии – легирование клеток растений и живых организмов наночастицами, позволяющими развивать, затормаживать и уничтожать (больные) клетки в зависимости от состава и свойств наночастиц под воздействием электромагнитной энергии по прототипу легирования металлов. Так, например, по бионанотехнологии получили пуленепробиваемую кожу; предложено легировать торф наночастицами с получением наноторфа и др.

 

Энергетические технологии:

‑ технологии переработки гелия‑3. Это благородный газ, составляющий 23% космической массы и занимающий в Космосе второе место после водорода. Гелий‑3 является экологически чистым топливом и представляет собой высокоэффективный энергоноситель. Но его на Земле практически нет, а на Луне сколько угодно. Поэтому доставка гелия‑3 на Землю позволит решить многие энергетические проблемы;

‑ ядерные технологии переработки урана 238 путем использования реакторов на быстрых нейтронах с освоением сверхтяжелых элементов. Существующие ядерные реакторы с водяным охлаждением ненадежны. Разработанный сотрудниками, физтеха УрФУ А. Р. Бекетовым и С. П. Распопиным ядерный реактор нового поколения с расплавленной активной зоной безопасен и обладает замкнутым топливным ядерным циклом.

‑ газогидратные технологии. Из всех доступных видов топлива природный газ обладает наиболее полным сгоранием, является источником наиболее экологически чистой энергии. Наиболее эффективной технологией, существенно снижающей стоимость газа, является его транспортировка в виде газовых гидратов в контейнерах и брикетах.

Ископаемые газогидраты ‑ это твердое соединение воды и газа, где 1 м3 газогидрата содержит 200 м3 газа. Запасы газогидрата охватывают треть всей суши Земли и девять десятых Мирового океана. Следовательно, энергетической проблемы на Земле не существует: необходимо строить атомные энергостанции нового поколения, полностью безопасные; бурить скважены для добычи газогидратов, подавать газ на электростанции с переводом жилья на электроэнергию, расширять производство электроэнергии Солнца, термоэлектричества, ветра и воды, расширять производство магнитных двигателей и др.

Ионосферный круговой ток открывает новые энергетические перспективы для Земли при создании космических электростанций, мощность которых на два порядка превышает мощность всех электростанций Мира. Органические ископаемые ресурсы энергии будут перемещаться в химическую промышленность.

Термоэлектрические технологии относятся к энергетике будущего и позволяют получать энергию с низкой стоимостью и высоким КПД.

Магнитные двигатели, разработанные на основе мультиэлектронной теории сверхпроводимости для 290 кВт электростанций, могут быть использованы для автономного питании бытовых электроприборов, силовых установок, судов, самолетов, автомобилей, космических станций и др.

Горнодобывающие технологии заключаются в безотвальном использовании каждого 1м3 добытой породы с наибольшей степенью полезности её применения для производства различных материалов и изделий. Отвалы являются результатом разорванной единой технологической цепочки, когда отходы одного производства являются ценнейшим сырьем для другого производства. Эта проблема решается введением рациональной налоговой системы: предприятия, работающие на отвальном сырье полностью освобождаются от всех налогов на 10-20 лет, а для предприятий с отходами вводится максимальный налог.

Горнодобывающие технологии включают в себя следующие факторы:

‑ подключают отраслевую науку для разработки технологий производства из отходов продукции нового поколения с максимальной прибылью;

‑ используют технологии разделения отвальных пород и поставок их различным предприятиям;

‑ применяют технологии обогащения без отходов.

Ещё Д. И. Менделеев говорил о том, что «развивать надо только те производства, которые не дают отходов». Основой такого развития являются технологические науки.

В горнодобывающей промышленности карьерный и шахтный методы себя исчерпали. Необходим её перевод на геотехнологии, что обусловлено исчерпаемостью богатых месторождений, уход добычи на большие глубины, необходимостью разрабатывать бедные месторождения и даже отвалы. Сущность геотехнологии заключается в бурении скважин, закачивания в них переводящие сырье в растворы кислоты, щелочи, химические соединения, бактерии и др., выкачивания продуктов на поверхность. Особенно эффективны геотехнологии для вскрытия месторождений морского и океанского дна.

Химические технологии – естественная прикладная наука о способах и процессах производства продуктов, осуществляемых с участием химических превращений, технически, экономически и социально целесообразным путем. Здесь объектом изучения является химическое производство [13].

Химическая технология подразделяется на две группы: неорганическая химическая технология (производство химических соединений, продуктов ядерно-промышленного комплекса, металлургию и др.) и органическая (биотехнология, высокомолекулярный синтез, и др.).

Основой химической технологии являются химические науки в области химико-технологических систем, познание в которых происходит в двух процессах: научном и инженерном [13]. Оба эти процесса осуществляются вследствие диалектического развития нового познания и созидания – разрешения противоречия между устаревшим и новым, прогрессивным.

В научном процессе познаются и моделируются новые знания, а в инженерном – например, металлургические технологии. Переход металлургической промышленности на инвестиционные высокие технологии позволит получать черные и цветные металлы нового поколения. Так, например, сталь нового поколения, выплавляется при температуре около 2000оС, обладает значительно более высокой прочностью, чем обычная сталь. Это относится и к цветной металлургии.

Металлургические технологии включают в себя:

‑ технологии обогащения руд различного состава;

‑ гидрометаллургическую переработку руд, концентратов, продуктов пирометаллургической переработки, шламов, отходов и др.

‑ переработку отходящих газов, шлаков с повышением экологии металлургических процессов;

‑ разработку высокоэффективного оборудования для обогащения руд, различного сырья и новых плавильных агрегатов с повышенным КПД и др.

Развитие человечества вступило в эпоху информационной цивилизации – эру, основанную на знаниях и информации. В данное время в экономике соотношение нематериальных активов и материальных активов составляет в среднем 80:20. Поэтому, диалектическое развитие технологических наук и технологий определяется не материальными ресурсами и рабочей силой, а знаниями и информацией, т.е. в итоге уровнем развития знаний и интеллекта (разума) [16,17].

Знаниевые технологии лежат в основе технологических наук и включают в себя следующие технологии:

‑ технологии синтеза новых знаний;

‑ технологии управления знаниями;

‑ моделирование процессами производства знаний;

‑ информационные технологии повышения знаний;

‑ патентование знаний и знаниевой продукции.

Технологии управления включают в себя:

‑ технологии автоматического управления;

‑ технологии организационного управления;

‑ интеграции классической теории организационного управления и теории оптимального управления;

‑ информация и интеллектуализация управления.

Управление ресурсами и их переработкой должно иметь высокое технологическое обеспечение.

Математические технологии – это условно любые технологии, выраженные в математической форме в виде матриц и алгоритмов с компьютерными программами искусственного интеллекта. [18].

Следовательно, каждая технология имеет свою матрицу, свой алгоритм с компьютерной программой искусственного интеллекта. В итоге форма технологий – математическая с необходимым описанием, а содержание технологий – диалектический материализм в виде технологической формы движения материи. Конкретизация этого положения выражается в том, что в основе технологий лежат технологические науки, представляющие собой синтез последних достижений фундаментальных наук, техники и социологии.

Математические технологии позволяют: качественно и количественно управлять технологиями, стабилизировать производство на данном уровне развития, получать продукцию постоянного качества и в дальнейшем диалектически совершенствовать и развивать новые, высокие технологии.

Космические технологии – попытки использовать космические процессы, открытые астрономами, в земных условиях. К ним относятся, например, БАК – большой андронный коллайдер, многочисленные ядерные реакции и др. Так, астрономами обнаружен во Вселенной самый прочный материал, в котором связаны ядра железа и никеля – его прочность в десять миллиардов раз выше прочность стали. В земных условиях – это минералы камасит α-(Fe, Ni) и тэнит γ-(Fe, Ni), прочность которых меньше прочности стали. Следовательно, ядерные реакции, основанные на ядерных связях, существенно повышают прочность материалов по сравнению с существующими химическими реакциями, основанными на электронных связях: ковалентных, ионных, металлических и мультиэлектронных.

Здесь приведены лишь отдельные основные направления диалектики тесного развития технологических наук и технологий. Фактически материя безгранична, познанная до сих пор только на 5%. Поэтому технологические науки и технологии также безграничны и бесчисленны, что открывает перед нами широчайшие возможности познания новых свойств материи и создания материалов и изделий нового поколения.

В итоге, главным направлением диалектического развития технологических наук и технологий является ускорение объективного развития гармоничного единства гуманитарных, технологических и технических наук. Цель такого единства – повышение уровня знаний и интеллекта.

Одними из перспективных технологий будущего являются конвергентные технологии, объединяющие различные междисциплинарные науки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...