Возрождение и гуманизм в Европе
Эпоха Возрождения или Ренессанс – это переходный этап между Средними веками и Новым временем. Само слово возрождение впервые было упомянуто еще в середине шестнадцатого века художником и историком искусства Джорджо Вазари. По его мнению, Возрождение – это возвращение к истокам и великим ценностям античной культуры, своего рода пробуждение после мрачного и грубого средневековья. Впоследствии эта точка зрения прочно укоренилась в истории культуры. Сторонники такого подхода полагают, что уже пятнадцатый век, а в Италии четырнадцатый век, был для средневековой культуры периодом упадка, когда эта культура словно бы умерла и уступила место молодой, энергичной культуре Возрождения. Но было ли Возрождение - возвращением к античности? Или это что-то новое по отношению к культуре Средних веков? Культура Средних веков оригинальна и ценна сама по себе. Нельзя забывать прекрасные произведения искусства, архитектурные стили, скульптуру, появившиеся в это время. А Возрождение - это обещание нового, но не по отношению к средневековью, как могло показаться. Это обещание нового воспринималось деятелями Возрождения как открытие ценностей, значимых во все времена. В некотором смысле Ренессанс противопоставлял себя не средневековью, а всему, что было известно до него и будет открыто после. В этом он похож на все культурные эпохи, которые человечество когда-либо переживало. Возрождение не противоположно средневековью, оно иное по сравнению с ним. Каждая из этих культурных эпох по-своему выражала ценности единой традиции западноевропейской культуры. Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, также Нидерланды, Германию, Францию, Англию. В связи с этим в истории культуры различают Итальянское и Северное Возрождение. Под ними подразумевают не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса, свойственные Италии, с одной стороны, и Англии, Германии, Испании, Нидерландам, Швейцарии и Франции, то есть Северным странам, – с другой. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.
Культура Возрождения развивалась вокруг человека. Одной из причин этого интереса стала растущая городская культура. В городе более чем где-либо человек открывал достоинства обычной жизни. Это происходило потому, что горожане были более независимыми людьми, чем крестьяне. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, которые, полагаясь только на самих себя, существовали благодаря своему ремеслу. Здесь существовали центры образования – университеты, и центры духовной культуры – библиотеки; здесь развивались архитектура, скульптура и живопись. Культура эпохи Возрождения характеризуется подъемом с искусства, литературы, науки и общественной мысли, светских по содержанию. Этот период славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Как вы помните, культура Возрождения первоначально возникла и сформировалась в Италии в четырнадцатом веке. Этот период называют эпохой Раннего Возрождения. Следующий за ним этап, когда все те идеи и начинания, которые появились в предыдущий период, были развиты и дополнены, называют Высоким Возрождением. Оно также началось в Италии в пятнадцатом столетии, а затем его влияние распространилось на всю Западную Европу.
В пятнадцатом веке Италия переживала экономический и культурный подъем. Богатые северные города продолжали оставаться значительными центрами духовной и хозяйственной жизни страны. Успехи производства привели к возникновению новых форм организации промышленного и сельскохозяйственного производства – мануфактур. Велики были успехи торговли. Купцы и банкиры поддерживали деловые отношения со многими странами Европы. Высококачественные изделия ремесла, главным образом тонкое сукно и шелковые ткани вывозились далеко за пределы Италии. Но эти успехи усугубляли социальные противоречия, раздиравшие страну. Обострение социальных противоречий, а также соперничество между Священной Римской империей и Папой Римским привели к тому, что на территории Северной Италии стали появляться отдельные государства. Они стремились к единовластию и боролись за независимость, как от императора, так и от Папы Римского. Многие из них долго оставались городскими коммунами. Однако со временем власть в них захватили либо крупные сеньоры, либо богачи незнатного происхождения. Так во главе города Феррара встал представитель феодальной фамилии - д'Эсте, а во Флоренции установилась диктатура ряда богатых семейств. В одна тысяча четыреста тридцать четвертом году во Флоренции к власти пришли крупнейшие итальянские банкиры Медичи. Первый из них - Козимо Медичи, политик, проницательный и дальновидный, правил на протяжении тридцати лет, не посягая на республиканские порядки, столь привычные гражданам знаменитого города. С республиканскими традициями порвал внук Козимо Медичи Лоренцо, прозванный Великолепным. Показать изображение Лоренцо Медичи. Он был поэтом, меценатом, знатоком искусства и единоличным правителем государства. При флорентийском дворе ему удалось собрать широкий круг выдающихся художников, писателей и мыслителей. Это были первые представители гуманистической идеи, которая зародилась в Италии еще в четырнадцатом веке. Характерными чертами гуманизма было пристальное внимание к человеку, культ разума и знания, осмысление социальной роли науки.
В первой половине пятнадцатого века гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка – гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда. Широкое распространение получают тексты античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения. Показать дворец Медичи во Флоренции. Наряду с гуманистическими ценностями античной философии деятели Возрождения вернули из забвения индивидуализм, или представление о первенстве личности перед коллективом и обществом. В Средние века человек не мог представить себя как личность. Попытки проявления индивидуальности и самостоятельности рассматривались как покушение на авторитет церкви и строго наказывались ею. Положение людей в Средневековье соизмерялось с их достатком и сословными привилегиями. Поставив в центр своего внимания человека, гуманисты обратились, прежде всего, к его личным качествам: характеру, знаниям. Они считали, что человек сам творит свою судьбу. Он должен жить активно, целеустремленно, настойчиво добиваясь поставленных перед собой целей. А это могут быть конкретные цели: получение новых знаний, личное счастье или же продвижение по службе и достижение высоких государственных постов. Яркое выражение индивидуализм получил в творчестве Никколо Макиавелли. Он сформулировал новые взгляды на государство и общество в целом в своих сочинениях. Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии Флорентийской республики. После восстановления власти Медичи в одна тысяча пятьсот двенадцатом году Макиавелли оказался в изгнании. Годы ссылки (с одна тысяча пятьсот тринадцатого года по одна тысяча пятьсот двадцатый год), которую он отбывал в своем небольшом имении под Флоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой работы, порой создания самых значительных трудов: «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия», трактата «О военном искусстве». Особенно большую известность Макиавелли принесла книга «Государь». В ней в форме наставления для Лоренцо Медичи Макиавелли изложил те основные принципы политики, которые он считал самыми приемлемыми. Эта книга явилась результатом наблюдений Макиавелли за деятельностью Чезаре Борджиа и размышлений философа о путях объединения Италии. Образцовый “новый” государь, по мнению философа, должен был обладать несгибаемой волей, направленной на создание сильного государства. Для достижения этой великой цели, правителя не должны были смущать никакие действия. Иначе говоря, его главным правилом становится принцип – цель оправдывает средства. «Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия», - писал Макиавелли.
Столь смелая идея книги вызвала бурную полемику и осуждение, особенно со стороны церкви. Ее осудил папа Климент VII. Все же книга определила понятие макиавеллизм, которым обозначали циничную, безнравственную политику. Католическая церковь, которая всегда критически относилась к культурному наследию античности и развитию естественных наук, изначально не одобряла гуманистов. Однако позже, убедившись, что гуманизм не задавался целью критиковать саму церковь и выступать против нее, она смирилась с распространением гуманистических идей. Более того, после избрания в одна тысяча четыреста сорок седьмом году Папой Римским Николая V католическая церковь стала поддерживать деятелей Возрождения. Поэтому последующих Пап Римских даже стали называть ренессансными. Со второй трети пятнадцатого века и в первые десятилетия шестнадцатого века многие папы стали пленниками ренессансной утонченности. Все они в той или иной степени не только не сопротивлялись распространению светской культуры Возрождения, но и активно поддерживали ее. Папы римские стремились к тому, чтобы их двор затмил своим величием и блеском королевские дворы Европы. Они коллекционировали древние рукописи, покровительствовали художникам, музыкантам и ученым. Церковь сравнительно терпимо относилась и к бурному развитию гуманистического естествознания. Научные открытия, которые не затрагивали основ христианской веры, приветствовались клириками.
Так, в эпоху Возрождения огромных успехов достигла математика. К примеру, итальянские ученые Николо Тарталья, Джероламо Кардано нашли способ решать уравнения третьей степени. Кроме этого, Николо Тарталья стал основателем баллистики – науки о движении в воздухе выпущенных из огнестрельного оружия снарядов. Выдающимся ученым эпохи Возрождения был Паоло дель ПоццоТосканелли. Он был математиком, астрономом и врачом, совершил открытия в области географии, изучая книги и карты и анализируя отчеты путешественников. Тосканелли верил, что до Индии возможно добраться, если все время плыть на запад через Атлантику. В одна тысяча четыреста семьдесят четвертом году, за восемнадцать лет до путешествия Колумба, Тосканелли послал ему карту и письмо, в котором убеждал предпринять такую попытку. Бурное развитие естественнонаучных знаний в Италии приоткрыло новый мир природы и человека, основанный на познаваемых законах бытия. Этот мир значительно отличался от средневекового мистического, полного загадок и фантастических представлений. Научные достижения эпохи Возрождения по-новому осмыслили пространство, время, движение, что помогло создать новую картину мира. Наиболее полно это отразилось в произведениях великих итальянских мастеров.
Карта 2 Карта 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|