Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минусы и плюсы кэптивного страхования

 

В области страхового бизнеса все большее значение приобретает так называемое кэптивное страхование, которое осуществляют компании, находящиеся в собственности или под юридическим и финансовым контролем других нестраховых фирм или группы страхователей, желающих застраховать или перестраховать в них свой собственный риск или риск дочерних организаций.

Иначе говоря, кэптивное страхование - это страхование, когда дочерняя страховая компания страхует риски материнской организации или холдинга, в который она входит. Кэптивное страхование является реальным добровольным страхованием, но оно не может быть причислено к открытому страхованию именно из-за отсутствия конкуренции при выборе страховщика.[2.149]

Утверждение, что кэптивное страхование не является "открытым", вызвало споры среди опрошенных страховщиков и недовольство представителей кэптивов. Между тем большинство рыночно-ориентированных профучастников считают правильным отделение этого вида страхования от "открытого". Так, вице-президент ВСС, генеральный директор СК "МРСС" Семен Акерман считает, что кэптивные страховщики, как правило, не имеют хороших продавцов, что может стать причиной их вымирания при смене акционеров. Поэтому такие страховые компании вряд ли смогут выжить в условиях открытой конкуренции. Хотя в то же время генеральный директор "СО Зенит" Александр Кабанов говорит, что в ближайшие годы доля кэптивного страхования на российском рынке, скорее всего, будет увеличиваться за счет укрупнения финансово-промышленных групп.

Кэптивные компании - страховые компании, учреждаемые крупными индустриальными или коммерческими концернами с целью страхования всех или части принадлежащих им рисков.

Нежелание традиционных страховых компаний заниматься некоторыми видами страхования, а также определенные ограничения в размерах страхового возмещения рисков, определяемых величиной уставного капитала, - основные причины роста популярности кэптивной формы страхования.

Важнейшим показателем платежеспособности страховой компании является величина резервов, предназначенных для выплаты страхового возмещения в случае непредвиденных обстоятельств. Чем ниже затраты на ведение дела (издержки страховой компании) и страховые выплаты, тем больше величина страховых резервов, а следовательно, и лучше финансовое положение компании. В страховой сфере существуют виды страхования с традиционно большой степенью риска и ограниченными возможностями его покрытия. Именно это обстоятельство является определяющим для развития кэптивного страхования, стратегия которого формируется, прежде всего исходя из потребностей учредителей кэптивных страховых компаний. Например, какая-либо, предположим, британская электронная компания в течение многих лет накопила большую сумму резервов оборотных средств. Они, по мнению акционеров, используются не достаточно эффективно. В то же время они могут быть инвестированы в соответствии с их предназначением для получения доходов в различные альтернативные проекты, в том числе и в страхование. Предположим, рассматриваемая электронная компания имеет брокерскую фирму, которая, проанализировав различные варианты использования резерва оборотных средств, определила, что наибольший эффект даст их инвестирование в оффшорную кэптивную страховую компанию, также принадлежащую электронной компании.

Учреждая кэптивную страховую компанию, материнская компания может руководствоваться также и рядом других причин, основные из которых сводятся к следующему:

1. Выбор рисков. Материнская компания определяет для кэптивного страхования отдельные виды риска, например те, которые традиционно обладают высокой степенью неопределенности. Скажем, некая транспортная компания, обладающая широкой сетью недвижимости, считает наиболее целесообразным застраховать свое имущество через кэптив, с тем чтобы снизить суммы страховых взносов и возможных, в случае наступления страхового случая, выплат. Однако транспортные средства целесообразнее застраховать в традиционной компании из-за высоких административных расходов (издержек) и довольно больших страховых премий.

2. Снижение издержек и увеличение доходности. При пользовании услугами кэптивной страховой компании учредитель может уменьшить выплачиваемую величину страховой премии по сравнению с обычным страховщиком до 40%. Несмотря на то, что большая часть рисков подлежит страхованию, существуют и такие, которые вообще не страхуются или вызывают большое беспокойство у страховщиков. Даже если они и принимаются на страхование, возможности их покрытия, как правило, сильно ограничиваются. Наиболее характерным примером такого случая является страхование ответственности работодателя, когда страховщики требовали от страхователя внесения очень высокого страхового взноса (премии) за работников, страдающих от последствий вредных производств. Другими видами страхования с высокой степенью риска, а следовательно, и очень большими страховыми взносами, являются так называемые естественные природные катастрофы (разлив нефти, утечка газа, химических веществ и т. п.).

3. Сохранение инвестиционного дохода. Базируясь в оффшорной зоне, кэптивные страховые компании позволяют существенно увеличить доходность в результате льготного налогообложения.

4. Кэптив позволяет материнской компании не только сосредоточить в своих руках все рычаги управления по страхованию своих рисков, но и распространить его на все сферы деятельности, страхование которых представляется наиболее целесообразным, и, наоборот, размещать в традиционных компаниях те виды страховки, которые не дают преимуществ при кэптивном страховании (медицинское страхование и страхование автотранспорта).

5. При организации кэптивной страховой компании возможна разработка специальной страховой программы для страхователей, позволяющей последним сократить интервал страховых выплат и исключить нехватку средств, предназначенных на эти цели. Во многом это достигается тем, что в противоположность обычной страховой компании материнская компания выплачивает страховые премии, исходя из своих собственных предполагаемых финансовых поступлений.

С введением ОСАГО страховой рынок начал развиваться по собственным законам, отличным от положений Концепции развития страхования в России. На фоне общей стагнации лишь кэптивные страховщики могут похвастаться ростом бизнеса.

Предполагалось, что введение обязательных видов страхования послужит локомотивом, который обеспечит существенный рост добровольного страхования. Однако показатели деятельности страховых компаний говорят об обратном. Как заметил один из страховщиков, «ОСАГО локомотивом проехалось по всей страховой отрасли».

Вместе с тем на фоне общей стагнации темпов роста по добровольному страхованию, по данным исследования Агентства массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ), в 2005 году кэптивное страхование увеличилось в два раза, достигнув $2 млрд., или 14% от всех сборов.

Но цифра эта условна, так как нет единого понимания, что такое кэптивное страхование. За рубежом под кэптивным страхованием понимают деятельность страховых компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах. По мнению эксперта Центра экономического анализа «Интерфакс» Анжелы Долгополовой, кэптивное страхование можно понимать как защиту рисков финансово-промышленной группы в страховой компании, которая является дочерним предприятием хотя бы одной из организаций ФПГ. При этом страховщика можно назвать кэптивным, если доля договоров ФПГ в его портфеле превышает 50%.

В исследовании АМСКОМа кэптивное страхование трактуется несколько шире и является реальным страхованием, в котором отсутствует фактор конкуренции. Таким образом, подобный подход позволяет выявлять кэптивную составляющую не только у традиционно кэптивных компаний, но и у вполне рыночных страховщиков – таких, как МАКС, Военно-страховая компания (ВСК) и некоторые другие.

Поэтому следует отличать кэптивные компании, то есть компании, входящие в ФПГ и имеющие долю страхования материнских компаний более 50%, от рыночных компаний, имеющих в своем портфеле некоторую (менее 50%) долю кэптива (так называемого страхования на связях), но не являющихся аффилированными в прямом смысле этого слова.

К первой группе можно отнести страховые компании «Капиталъ Страхование» (ЛУКОЙЛ), «Согаз» («Газпром»), «Газпроммедстрах» («Газпром»), «Лидер» (РАО «ЕЭС России»), «Сургутнефтегаз» («Сургутнефтегаз»), «Нефтеполис» («Роснефть»), «Прогресс-Гарант» (ЮКОС), «Итера-Гарант» («Итера») и некоторые другие.

В наибольшей степени кэптивное страхование охватывает добровольное медицинское страхование, страхование имущества юридических лиц и страхование грузов.

Страхование в кэптивных компаниях характеризуется низкой убыточностью по страхованию имущества и ответственности, то есть выплаты этих компаний страхователям ниже среднерыночных показателей. Они находятся на уровне 10 – 20%, в то время как при страховании имущества физических лиц убыточность практически всегда выше 45%.

Причины, по которым крупные предприятия предпочитают страховаться у своих собственных страховщиков, не совсем понятны, так как «концентрированное» страхование не отвечает экономической целесообразности диверсификации рисков. Эксперты Объединенной финансовой группы объясняют наличие кэптивного страхования высокими налоговыми ставками. А Всероссийский союз страховщиков дает расплывчатый ответ, полагая, что «на начальном этапе наличие кэптивного страхования восполняло крайнюю слабость или отсутствие страхования рыночного». Похоже, что данная функция реализовалась не только на начальном этапе. Так, небольшой рост в целом по добровольному страхованию в первом квартале текущего года эксперты склонны относить именно к существенному росту кэптивного страхования.

Предмет, о котором многие из рыночных страховщиков будут спорить.

Неоднозначная трактовка понятий «кэптивное страхование» и «кэптивная компания», а также сложность выделения договоров по кэптивному страхованию приводят к не всегда одинаковым показателям их деятельности (таблица 1).

 

Таблица 1. Деятельность кэптивных страховщиков в 1 квартале 2004 года

Страховая компания Премия, млн. руб. Выплаты, млн. руб. Убыточность по имущественному страхованию, % Уровень оценки кэптивности по имущественному страхованию, %
1 Согаз 4615 539 25,9 90
2 ЖАСО 3132 518 12,7 70
3 Капиталъ Страхование 3043 232 2,7 80
4 Лидер 2921 289 9,5 95
5 Согласие 2289 247 7,7 70
6 Транснефть 710 34 1,6 95
7 Сургутнефтегаз 657 356 37,7 85
8 Югория 606 94 11,4 90
9 Нефтеполис 511 64 14,4 80
10 Шексна 401 33 6,7 85

Источник: Минфин России, Агентство массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ).

 

Мнения кэптивных страховщиков по поводу таких оценок разделились. Например, в страховой компании «Согаз» подтвердили долю кэптивной составляющей в 90%, а представитель компании «Капиталъ Страхование» утверждает, что приведенные цифры не соответствуют действительности. Правда, он не уточняет, должны ли они корректироваться в меньшую или, наоборот, в большую сторону.

Генеральный директор страховой компании «Согласие» Игорь Жук замечает, что компания не может согласиться с названными цифрами, поскольку выделить договоры, заключенные при отсутствии фактора конкуренции, довольно сложно, а роль рыночной составляющей при принятии решений о страховании в последнее время заметно усилилась. «Так, один из наших крупнейших клиентов, «Норильский никель», при пролонгации и заключении новых договоров рассматривает предложения девяти различных страховых компаний, в целях диверсификации передает часть рисков другим страховщикам. Нередко в подобных тендерах нам приходится конкурировать и с иностранными страховщиками», – добавляет он.

Правда, информация о проводимых тендерах с участием кэптивных компаний вызывает у рыночных страховщиков некоторое непонимание. По словам директора по маркетингу группы «АльфаСтрахование» Евгения Белобородова, свободная конкуренция предусматривает не только возможность участия в тендерах, но и равный доступ всех страховщиков к информации о предприятии, которое устраивает тендер. «Понятно, что в этих условиях конкурировать с кэптивной компанией довольно сложно, так как она неразрывно связана с материнским холдингом и не только изначально обладает большей информацией о нем, но и имеет возможность оперативно получать данные о ходе тендера, вовремя реагируя на действия конкурентов», – считает он.

Причем ряд представителей рыночных страховщиков максимально оценивают участие сторонних страховых компаний в диверсификации рисков в ФПГ на уровне не более 20%, а 80% рисков все равно относят на кэптивного страховщика.

Самая модная тема позиционирования кэптивных страховщиков в последние два-три года связана с их выходом на рынок массового, или розничного страхования и с предоставлением услуг гражданам и среднему бизнесу.

Приводится много плюсов и часто минусов кэптивных компаний, но с точки зрения физического лица – потенциального страхователя наиболее важен уровень сервиса при оказании страховых услуг.

Вот здесь у кэптивных страховщиков начинаются основные проблемы. Часто запас финансовой прочности позволяет объявить цены, например по автострахованию, ниже рыночных, но при этом страхователю полчаса приходится стоять в очереди в отдел продаж, еще больше – в отдел урегулирования убытков, а о круглосуточном диспетчерском пункте и консультации юриста вообще лучше не вспоминать. Вице-президент ВСС и генеральный директор Межрегионального страхового соглашения Семен Акерман отмечает, что «у кэптивных страховщиков сильно развиты подразделения по перестрахованию, но чтобы что-то перестраховать, этот риск необходимо получить. Тут нужны сильные продавцы-агенты, которых у кэптивных компаний очень мало». А управляющий директор компании «Диасофт» Александр Глазков полагает, что уровень сервиса при обслуживании частных лиц зависит от степени автоматизации бизнес-процессов. «Одно дело заключить несколько сотен крупных договоров, другое – обслуживать миллионы физических лиц. Поэтому при выходе кэптивных компаний на рынки массового страхования у них возникают проблемы адаптации их систем к потребностям работы с физическими лицами», – подчеркивает он.

Действительно, кэптивные страховщики, которые выходят на рынок массового страхования, активно стараются преодолеть эти проблемы. Например, в 2001 году при выходе на ритэйловый страховой бизнес компания «Гута-Страхование» начала формировать агентскую сеть, доведя ее до 550 агентов, собирающих порядка 20% от общего объема премий.

Также существует большая проблема, связанная с диверсификацией рисков. Объясняя низкую убыточность страхового портфеля, один из кэптивных страховщиков рассказал о теории катастрофических страховых случаев. «Мы пять лет формируем страховые резервы, поскольку может наступить страховой случай со значительным ущербом, когда компания произведет существенные выплаты, израсходовав на это все запасы предыдущих периодов», – резюмировал он, не подозревая, что полностью разбивает «плюс», связанный с повышенной устойчивостью кэптивного страховщика.

Все же к положительным качествам кэптивных компаний относят повышенную устойчивость страховщика за счет ФПГ, развитую региональную сеть и работу со сложными рисками, которые больше полезны для предприятий среднего и средне-крупного бизнеса, имеющие региональные представительства и филиалы.

Доля рыночного, или конкурентного страхования определяет стабильность компании при ведении страхового бизнеса. Например, год назад РАО «ЕЭС России» заявило о возможной продаже своего страховщика «Лидер». Так как «Лидер», показывая высокие общие результаты, в страховом портфеле имеет в основном кэптивные договоры, то многие эксперты оценили стоимость такой продажи в пределах получения лицензии плюс персонал, то есть не более $200 000. В то же время стоимость страховщика может быть оценена как годовой сбор премий по страхованию (иному, чем страхование жизни), увеличенный в два раза. То есть для «Лидера» по итогам 1 квартала 2004 года в $200 млн. Таким образом, выход РАО «ЕЭС России» из акционеров «Лидера» и, следовательно, использование конкурентного страхования для своих объектов могли бы понизить оценочную стоимость страховщика в 1000 раз.

С другой стороны, кризисная ситуация, связанная с Гута-банком, практически не отразилась на работе страховой компании «Гута-Страхование». Президент страховой группы «Гута» Сергей Федоров связывает это с тем, что доля рисков компаний, входящих в группу, то есть имеющих общих собственников, составляла в июле 2004 года примерно 10% страхового портфеля компании, что позволило обеспечить самостоятельность и независимость бизнеса компании.

Вместе с тем ряд экспертов прогнозируют дальнейший рост рыночной составляющей у кэптивных страховщиков. Начальник департамента маркетинга страховой группы «Согаз» Алексей Смертин считает, что в компании уже к концу текущего года премия по рыночным договорам составит 18 – 20% от общих сборов, к концу 2005-го этот показатель возрастет до 30%, а к концу 2007 года – до 50%.

Но, как полагает генеральный директор страхового общества «Зенит» Александр Кабанов, доля кэптивного страхования также будет увеличиваться за счет укрупнения финансово-промышленных групп. Какие тенденции возобладают на рынке кэптивного страхования, и к чему это приведет, страховое сообщество узнает в ближайшие два-три года. [4]


Список использованной литературы

 

1. Гвозденко А.А. “Основы страхования”, М., “Финансы и статистика”, 2004г.

2. Страховое дело: Учебник. Под редакцией проф. Л.И. Рейтмана, М., “Финансы и статистика”, 2006 г.

3. Шахов В.В. “Введение в страхование”, Издание второе, М., “Финансы и статистика”, 1999г.

4. http://www.expert.ru/


[1] С.Ефимов. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование, 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...