Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление индустриального общества. Возникновение промышленно-финансовых групп

Мир в начале XX в.

 

1.Становление индустриального общества. Возникновение промышленно-финансовых групп.

2. Особенности политического развития.

3. Международные отношения в 1900-1914 гг. Территориальный раздел мира.

 

Становление индустриального общества. Возникновение промышленно-финансовых групп

Мир в начале XX в. Страны мира к началу XX в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Раз­рыв между ведущими державами и остальной частью мира опреде­лялся в первую очередь уровнем экономического развития. К на­ча­лу ХХ века боль­шинство самых развитых по эко­но­ми­че­ско­му по­тен­ци­а­лу дер­жа­в всту­пили в эпоху индустриаль­ной ци­ви­ли­за­ции, от­ка­зы­ва­ясь от традицион­ной – аг­рар­ной. Это было связано со всё более на­би­рав­шей обо­ро­ты про­мыш­лен­но­стью, ко­то­рой требовались новые рынки сбыта, уве­ли­че­ние материаль­но-ре­сурс­ной базы и проч. Страны Западной Европы, в Северной Америке и Япония прошли этап промышленной революции. Новая техника не только широко исполь­зовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам и в этой древнейшей сфере деятельности человека.

Ка­пи­та­лизм всту­пил в свою наи­выс­шую стадию – монополистический капитализм или империализм. Индустри­аль­ная ци­ви­ли­за­ция поз­во­ли­ла людям со­здать машинное про­из­вод­ство, что об­лег­ча­ло труд ра­бо­че­го и уве­ли­чи­ва­ло производство то­ва­ра в разы, при­ве­ла к со­зда­нию новых, более быст­рых средств пе­ре­дви­же­ния – аэро­пла­нов, ав­то­мо­би­лей, новых быст­ро­ход­ных ко­раб­лей.

На­ча­ло ХХ века ха­рак­те­ри­зу­ет собой т.н. тех­но­ло­ги­че­ский рывок. Появление радио, те­ле­гра­фа, те­ле­фо­на, элек­три­че­ства, са­мо­лё­та и др. позволило че­ло­ве­ку пе­ре­смот­реть своё от­но­ше­ние к миру. Он стал намно­го ближе. Инженеры круп­ных за­пад­ных ком­па­ний раз­ра­ба­ты­ва­ли новые типы пассажирских ко­раб­лей, более быст­ро­ход­ных и мощ­ных. По дну Атлантическо­го оке­а­на был про­ло­жен те­ле­граф­ный ка­бель, ко­то­рый со­еди­нил США и Ев­ро­пу. Про­кла­ды­ва­лись новые мор­ские пути. Со­зда­ва­лись транснациональ­ные компании.

Отличительной особенностью развития общества на рубеже веков являлся быстрый рост научно-технической основы. В области техники наибольшее значение имели электрификация промышленных пред­приятий и транспорта, переход к автоматической системе машин, широкое использование двигателей внутреннего сгорания, совер­шенствования химической технологии.

Одним из решающих факторов освоения новой техники стало применение электричества. Электрификация стала основой тех­нического прогресса, обусловив более эффективное использова­ние природных энергетических ресурсов и рациональное распре­деление производительных сил.

Как ка­за­лось мно­гим, вер­ши­ной на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са был постро­ен­ный ан­глий­ской ком­па­ни­ей рос­кош­ный лай­нер – «Ти­та­ник». Он казался непо­топ­ля­е­мым, но за­то­нул в пер­вом же рейсе, на­по­ров­шись на айсберг.

Проблемы модернизации. Многие страны сталкивались с про­блемой модернизации – экономических, социальных, полити­ческих и культурных преобразований, направленных на форми­рование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом слу­жили государства Западной Европы.

Эшелоны модернизации:

1-й эшелон – Великобритания, Франция – страны старого капитализма (центр), индустриальное общество развивалось эволюционно.

2-й эшелон – Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия – страны молодого капитализма (срединная зона), модернизация проводилась за счет целенаправленных реформ.

3-й эшелон – Латинская Америка, Испания, Португалия – страны, отдаленные от центра, преобладают нормы традиционного общества и процессы модернизации распространялись ограниченно. В Аф­рике и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Экономика ведущих европейских стран. Решающим фактором экономического и политического развития Великобритании ос­тавалась эксплуатация огромных колониальных владений и рост вывоза капитала. За счет этого Англия, несмотря на потерю про­мышленной гегемонии, оставалась в числе развитых стран. Одна­ко усиление экономических проблем вело к росту рабочего дви­жения и возникновению в 1906 г. на основе ряда тред-юнионов новой лейбористской (рабочей) партии. Экономические трудно­сти, увеличение расходов на вооружение, новая волна борьбы Ирландии за независимость создавали большие проблемы.

Несмотря на значительный промышленный подъем, Фран­ция отставала от других крупных государств. Главная причина сравнительной отсталости французской индустрии была в осо­бенностях ее экономики. Она носила ростовщический характер, капиталы вывозились за границу, часто в виде государственных займов. Замедление темпов экономического развития, отсталое рабочее законодательство и рост налогов в связи с увеличением расходов на вооружение привели к усилению позиций социали­стов.

В начале XX в. по уровню промышленного производства Герма­ния выдвинулась на первое место в Европе. Преимущественное развитие тяжелой промышленности было вызвано в значитель­ной мере потребностями армии, железнодорожного строитель­ства и судостроения. Готовясь к переделу мира, Германия увеличивала свои военные расходы. В 1914 г. она уже имела 232 новых боевых корабля и заня­ла по их количеству второе место в мире, уступая лишь Англии. В германском обществе были распространены идеи милитаризма и шовинизма.

В начале XX века Германия стала классической страной монополистического капитализма. Монополистические объединения возникли здесь раньше и охватили производство глубже, чем в других странах. В 1905 г. в Германии насчитывалось примерно 385 картелей, объединявших 12 тыс. предприятий. Возникают промышленно-финансовые группы – это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах. Финансовые группы – гигантские союзы монополий, распоряжающиеся огромными капиталами.

Индустриальная цивилизация имела положительные стороны: технологический рывок позволил человеку пересмотреть своё отношение к миру. Он стал намного ближе. Уве­ли­чи­ва­ю­щей еже­днев­но свой по­тен­ци­ал промышлен­но­сти по­сто­ян­но тре­бо­ва­лись сво­бод­ные руки, люди, ко­то­рые могли бы встать за ста­нок и работать на про­из­вод­стве. В обществе стал наблюдаться демографический рост.

Отрицательные стороны: это привело к появлению большой безработицы, экономические кризисы стали платой за интенсивность развития. Монополизация производства приводила к обострению конкуренции и разорению мелких собственников. Росту цен. Борьба монополистов за сферы господства порождала непрестанные столкновения, сплетаясь в клубок непримиримых противоречий, которые привели государства к I мировой войне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...