Структура педагогической технологии
Общая характеристика педагогических технологий Наиболее общее, метапредметное понимание технологии заключается в признании её научно и/или практически обоснованной системой деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей [5.С. 8]. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции [5. С. 48-51]. 1. Педагогические технологии как средство, то есть как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Р. де Киффер, М. Майер и др.). 2. Педагогические технологии – процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определённом алгоритме, программе, системе взаимодействия участников образовательного процесса (В. Беспалько, А. Кушнир, В. Монахов, С. Гибсон, Т. Сакамото, Б. Скиннер и др.). 3. Педагогические технологии – обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П. Пидкасистый, С. Ведемейер, Р. Кауфман и др.). 4. Педагогические технологии – как многомерный процесс (М. Кларин, Е. Коротаева, Г. Селевко, П. Митчелл, К. Силбер и др.). В.М. Коротов: «Рождение педагогической технологии – закономерный этап развития педагогической науки, процесс, неотделимый от общего поворота науки к практике. В этом смысле педагогическая технология – органичная составная часть того мощного прорыва человечества в будущее, который мы именуем научно-технической революцией. Педагогическая технология – это научное решение практических задач воспитания и обучения подрастающих поколений общества, то есть единство педагогической теории и практики» [1. С. 8].
М.И. Мухин: «… подлинный гуманизм – это, прежде всего, высокий профессионализм. Педагогическая технология как раз и включает использование новейших достижений педагогики и высокий профессионализм работающих в её сфере, и тем самым обеспечивает условия для разностороннего развития личности каждого ребёнка, раскрытия его задатков и талантов, укрепления чувства собственного достоинства, уверенности в собственных силах и способностях» [3. С. 16]. М.М. Левина: «Педагогическая технология – это проект и реализация системы последовательного развёртывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся» [2. С.14]. Г.К. Селевко: «Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» [5. С. 51]. Структура педагогической технологии Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три взаимосвязанных компонента: научный, формализовано-описательный и процессуально-деятельностный [5.С. 51-52]. Научный аспект: - знания о процессе (закономерности, термины, понятия, опыт прошлого, обобщение опыта, техническая база, анализ); - методология (положения, принципы, философские основы, факторы развития, подходы); - классификация (по направлению, по ориентации, по организации, по основаниям, по др. признакам); - зона развития (проекты, прогнозы, гипотезы, программы, обоснование). Формализовано-описательный (дескриптивный) аспект: - концепция (цели, ориентации, принципы, положения, методология, философия); - содержание (образовательная область, ориентация на сферы личности, дидактическая структура);
- модель (алгоритм) (шаги, ступени, операции, действия, приёмы от начального этапа до конечного этапа); - процессуальная характеристика (методы, формы, организация, модель, управление, стили); - учебно-методическое обеспечение (программы, учебники, дидактические материалы, диагностический инструментарий). Процессуально-деятельностный аспект: - целеполагание (анализ опыта, диагностика состояния, дерево целей); - планирование (выбор средств, построение программ); - организация (виды деятельности, диагностика, мониторинг); - реализация целей (содержание, методы и формы, управление); - анализ результатов (результаты мониторинга, анализ, рефлексия). Вертикаль технологий: 1. Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). 2. Макротехнологии (отраслевые педагогические технологии) охватывают деятельность в рамках какого-либо отрасли, области, направления обучения и воспитания, учебной дисциплины. Общепедагогический и общеметодический уровни. 3. Мезотехнологии (модульно-локальные) технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. 4. Микротехнологии – это технологии направлены на решение узких оперативных задач. Они относятся к индивдуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень) [5.С. 53].
Г.К. Селевко: «Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности), в качестве которых выступают: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость» [4. С. 15].
Литература: 1. Коротов В. М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Соликамск: изд-во СГПИ, 1996. – 78 с. 2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 272с. 3. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. – М.: Институт развития личности РАО, 1994. – 184 с. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|