Хронология развития финансового кризиса и методы его преодоления
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Глава 1. Развитие финансового кризиса 1998 года Причины кризиса
После распада СССР Россия в 1990-е годы постоянно испытывала финансовые трудности. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный государственный долг. По данным Центробанка, на момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 млрд. долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО и фондовом рынке - свыше 36 млрд. долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд. долларов в год [18]. Ситуацию усугублял обвал на Азиатских биржах. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии спровоцировал «бегство» иностранного капитала из российской экономики, и в частности с рынка ГКО. Непосредственной причиной кризиса является снижение мировых цен на сырье (прежде всего на нефть, газ, металлы). Сырьевая зависимость российской экономики всегда называлась в качестве основного фактора отставания предприятий не сырьевого сектора, что с середины 1970-х гг. определило дальнейший интенсивный путь её развития. Так в 1998 г. цена на нефть достигла своего исторического «дна» и составляла 10 долл. за баррель, что являлось ниже цены себестоимости добычи в РФ [18]. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой. Еще один фактор кризиса - аккумуляция «отсроченной инфляции», в результате которой был произведен отказ от денежного стимулирования экономики в пользу кредитной эмиссии и разрастания пирамиды ГКО.
На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд. р. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. Правительство России через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой, которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО [14]. В 1998 году рынок ГКО практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Все большая часть государственных облигаций выпускалась для того, чтобы покрыть долг по предыдущим траншам облигаций, и поступления в государственный бюджет падали. В целом за январь - июнь из бюджета пришлось профинансировать погашение выходящих из обращения ранее эмитированных выпусков ГКО на сумму 17,3 млрд. рублей. Текущий объем государственных обязательств увеличился с января на 51 млрд. рублей, составив к концу июня 436 млрд. рублей. В течение всего 1998 года только 17,2 процента общей суммы вырученных средств от размещения государственных ценных бумаг были направлены на финансирование бюджетного дефицита. От выпуска ГКО в федеральный бюджет поступило только 10,4 процента объема реализации. Финансовая система страны оказалась в состоянии долгового кризиса, когда доходы от эмиссии новых обязательств уже не позволяли покрывать нарастающие расходы по обслуживанию и погашению ранее сделанных обязательств, объемы которых существенно превысили налоговые поступления в федеральный бюджет. Так же среди причин кризиса можно назвать отсутствие ясной программы развития промышленности, главным образом отразившееся в несовершенстве мер по укреплению национальной валюты. Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта. Большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить.
В подобных условиях могли развиваться лишь экспортно-ориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание. Финансовые средства оказались оторванными от реального сектора экономики и вращались либо в рамках рынка ГКО, либо в замкнутых цепочках сырьевых экспортеров. Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами, несмотря на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь лет капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Все это свидетельствует с том, что у государства не было сколько-нибудь просчитанной политики экономического роста. Непродуманная фискальная политика приводила к постоянному повышению ставок налогов, что в итоге приводило к уменьшению их собираемости, так как вследствие данной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику и объективно происходило сужение налогооблагаемой базы. Ускорил развитие кризисной ситуации и усугубил последствия кризиса политический кризис, противостояние думы и правительства. Привлечение Б.Н. Ельциным в правительство “молодых реформаторов”: А.Б. Чубайса, Б.Е. Немцова и других, и последующая замена премьер-министра В.С. Черномырдина на С.В. Кириенко, было попыткой административными мерами справиться с нарастающей кризисной ситуацией. К сожалению, у реформаторов не хватило экономических и политических ресурсов для предотвращения кризиса. “Левая” дума отвергала все законопроекты по структурной реформе экономики, налогообложению, сокращению государственных расходов. Однако в феврале 1998 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О чрезвычайных фискальных, институциональных и законодательных мерах по преодолению бюджетного кризиса”, в котором, в частности, имелась статья следующего содержания: “Поручить Правительству Российской Федерации в срок до 1 марта 1998 года провести реструктуризацию внутреннего долга по состоянию на 30 сентября 1997 года (в том числе по государственным краткосрочным обязательствам…, а также по индексации вкладов населения в Сберегательном банке Российской Федерации…) с конвертацией государственных обязательств по этой задолженности в купонные облигации государственного займа сроком погашения 10 лет и с гарантированным доходом в размере 4 процентов годовых в реальном исчислении (сверх темпа инфляции)” [2].
Дальнейшее прохождение этого законопроекта было заблокировано Правительством и ЦБ РФ, которые направили в Государственную Думу отрицательные заключения и просили отказаться от его принятия, мотивируя это отсутствием необходимости реструктуризации государственных обязательств и способностью Правительства РФ обеспечить их своевременное обслуживание, постепенно удлиняя при этом сроки заимствований, и таким образом выйти из долгового кризиса, не прибегая к принудительной реструктуризации задолженности по ГКО. Разногласия между правительством и думой привели, в частности, к задержке выделения транша МВФ весной 1998 года в тот момент, когда он еще мог оказать стабилизирующий эффект [21]. Все перечисленные выше факторы привели к суверенному дефолту, объявленном Правительством РФ 17 августа 1998 г., содержание которого сводилось, в том числе к отказу от исполнения обязательств по ГКО и девальвации национальной валюты.
Хронология развития финансового кризиса и методы его преодоления
октября 1997 года промышленный индекс Доу-Джонса достиг рекордной отметки 554 пункта и эту дату можно считать началом финансового кризиса в России, так как он разрушил все достигнутые к 1997 году макроэкономические результаты и повлек за собой смену курса экономических преобразований [19].
Обострение мирового финансового кризиса, коснувшееся развитых рынков и обрушившее цены на ряде развивающихся рынков, оказалось спусковым крючком для начала разрушительных процессов в России. ноября ЦБ увеличил ставку рефинансирования с 21% до 28%. Одновременно была повышена с 6 до 9% норма резервирования привлеченных валютных средств. В результате доходность гособлигаций выросла до 26-27% годовых [16]. Интервенции на рынке ГКО позволили Банку России вплоть до последней недели ноября предотвращать повышение ставок выше 30%. Однако возросший спрос на валюту со стороны нерезидентов, продавших свои пакеты государственных облигаций, привел к быстрому сокращению золотовалютных резервов и поставил под удар устойчивость курсовой политики. За ноябрь внешние резервы ЦБ сократились с 22,9 млрд. долл. до 16,8 млрд. долл. Центральный банк, лишившись четверти международных резервов, отказался от попыток поддержания низких процентных ставок и ушел с рынка ГКО. Средняя доходность ГКО возросла до 35-40%. Дополнительным фактором, ухудшившим ситуацию на финансовых рынках, стали осуществленные в конце ноября изменения в составе правительства. Эти изменения означали окончательный отказ от программы правительства «молодых реформаторов». Инвесторы потеряли веру в способность исполнительной власти проводить осмысленную последовательную финансовую политику. В декабре эффективность выпуска ГКО впервые стала отрицательной. Министерство финансов Российской Федерации вынуждено было выделить из федерального бюджета средства, необходимые для обслуживания облигационного долга, в сумме около 600 млрд. рублей. Новые облигации стали выпускаться только для погашения предыдущих выпусков ГКО. В конце января 1998 года цены на нефть опустились ниже $15 долларов за баррель, достигнув самого низкого уровня за четыре года. Далее падение цен продолжилось: 27 февраля цена достигла $14 за баррель, 3 марта - $13,9 за баррель, 13 марта $12. В феврале - апреле 1998 года на рынках наступил период относительной стабилизации. В значительной степени подобные положительные тенденции были следствием нескольких шагов президента и правительства, которые внесли ясность в ближайшие перспективы экономической политики. В частности, президент заявил об ужесточении бюджетной политики и достижении уже в 1998 году первичного профицита федерального бюджета. марта президент отправил в отставку Кабинет Министров России. Исполняющим обязанности премьер-министра был назначен С. Кириенко. Краткосрочная реакция финансовых рынков на реформирование правительства была достаточно позитивной. С приходом нового правительства главным направлением экономической политики становится оздоровление бюджета.
Ситуация с налоговыми поступлениями в первом квартале 1998 года складывалась несколько лучше, чем в 1997 году. В то же время исполнение расходной части как федерального, так и консолидированного бюджетов в первом полугодии 1998 года разительно отличается от предшествующего. Фактическому сокращению подверглись практически все статьи бюджета, за исключением обслуживания государственного долга и расходов на государственное управление. В мае начинается обвал на финансовых рынках. Стремительно растет доходность ГКО. Правительство предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Переговоры с МВФ шли трудно: поначалу фонд настаивал на том, чтобы жесткие меры, предпринимаемые для преодоления кризиса, были одобрены парламентом, но последний отвергал почти все законопроекты правительства РФ, особенно налоговые. Дальнейшее обострение кризиса доверия сдерживается только слухами о близком соглашении с МВФ по займу на 10-12 млрд. долларов США. июля правительство РФ предложило владельцам ГКО конвертировать их в валютные обязательства с более длительными сроками обращения. Улучшение ситуации произошло после объявления 13 июля 1998 о том, что МВФ, МБРР и правительство Японии предоставят России 22,6 млрд. долларов финансовой помощи. С 13 по 19 июля средневзвешенная доходность ГКО снизилась до 53%. В конце июля 1998 г. Россия получает первый транш - 4,8 млрд. долларов. Финансовые рынки положительно отреагировали на это событие: доходность государственных обязательств уменьшилась до 45%. Дополнительным фактором, ухудшающим ситуацию, явилось обострение банковского кризиса. Оно было спровоцировано ухудшением ситуации на финансовых рынках на фоне жесткой денежной политики первого полугодия 1998 года. Важную роль в обострении кризиса ликвидности банковской системы сыграло падение котировок российских государственных валютных ценных бумаг, служивших обеспечением кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате такого падения возникли дополнительные требования к российским банкам по увеличению страховочных средств. Для до внесения этих средств банки предприняли продажи имеющихся в их портфелях ГКО, а также корпоративных акций с последующей конвертацией вырученных средств в валюту. Доходность государственных обязательств увеличилась до 56%, ускорилось падение фондового рынка. Единственным возможным выходом из создавшегося положения стала девальвация рубля. 17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась [12]. Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза. 1 сентября ЦБ РФ отказался от поддержания верхней границы валютного коридора, к середине месяца курс доллара поднялся в четыре раза по сравнению с уровнем августа этого же года (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика курса доллара с 15.08.1998 по 09.09.1998г. [20] Финансовый кризис показал неэффективность проводимых в 1996-1998 годах монетарных методов снижения инфляции - реформаторы опирались на монетаристскую идею зависимости инфляции от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и переоценивали эффективность рыночного регулирования экономики. Поэтому с 1994г. проводилась дефляционная политика, применялись инструменты рестриктивной бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики для сжатия денежной массы: ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов, сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Однако сжатие денежной массы внутри страны вызвало колоссальный рост неплатежей, денежных суррогатов, бартерных расчетов. В результате большой объем платежей осуществлялся без участия денег, имеющих законную платежную силу. Но денежные суррогаты не могут выполнять функцию сбережения и накопления, поэтому предприятия теряют возможность сформировать инвестиционные ресурсы и в результате данного метода снижения инфляции происходит падение объемов производства и еще большее падение капиталовложений. «Замораживание» вложенных в ГКО банковских активов парализовало деятельность многих крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской сфере. Множество банков оказались банкротами. В целях вывода страны из кризиса Правительство и Центральный банк приняли программу «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране». Она предусматривала: ― нормализацию условий жизни населения путем государственной поддержки производителей жизненно необходимых для населения товаров (продовольствие, медикаменты) и снижения таможенных пошлин на импорт отдельных видов жизненно необходимых товаров, погашения задолженности федерального бюджета по выплате заработной платы и ужесточения ответственности за ее несвоевременную выплату, выплаты компенсаций наименее обеспеченным группам населения в связи с ростом цен; ― создание условий устойчивого функционирования экономики через стабилизацию курса рубля, увеличение золотовалютных резервов, реструктуризацию банковской системы, введение ограничений и запретов для неплатежеспособных банков, не подлежащих реструктуризации, реструктуризацию государственного долга; ― восстановление и развитие реального сектора (сокращение налоговой нагрузки на реальный сектор и значительное ослабление долговой нагрузки на экономику); ― а так же обеспечение нормального функционирования рынка, формирование и развитие конкурентной среды в сфере производства и обращения, привлечение прямых иностранных инвестиций и повышение эффективности процесса приватизации. Таким образом, для восстановления платежеспособности банков ЦБ выделял им стабилизационные кредиты, было создано «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» с целью восстановления и стабилизации банковской системы и к середине 2001 года банковский сектор экономики в основном преодолел последствия кризиса. [7, с.206] После августовского кризиса Центральный Банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, повышая уровень монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковской системы. Успешное проведение этой работы, а также девальвация рубля и повышение цен на сырье дали импульс для роста ВВП.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|