Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суть и специфика философии

Тема 1.1. Черты философского знания. Мировоззрение

Термин «философия» возник из соединения двух греческих слов: «фило» (φιλο) – «любовь» и «софия» (σοφία) – «мудрость», что дословно означает – «любовь к мудрости». Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности в ряде наиболее развитых стран того времени (Индия, Китай, Вавилон, Египет, Греция) относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т.е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI века до н.э.). Первое же разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону (V век до н.э.). Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель (IV век до н.э.). Общим пониманием для первых философов становится процессуальность философского знания: философия не констатирует истину, а направлена к ней, это – постоянный, динамичный, никогда не останавливающийся поиск мудрости. До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля, философия стремится стать развернутым, системным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и об объективном мире, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Именно поэтому с V века до н.э. философское знание начинает позиционировать себя как строго логичное и рациональное.

Специфика философии состоит в том, что она стремится построить не поэтическую, воображаемую, выдуманную, а рациональную (от латинского слова ratio«разум»), достоверную картину мира. В этом плане философия была вынуждена преодолевать ограниченность предшествовавших философии типов мировоззрения: мифологии и религии (в её первоначальных формах). В отличие от них философия ориентируется не на традицию и авторитет, не на стереотипы сознания, а на свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Именно философия впервые представила мир в качестве действия безличных объективных сил. Вместо сверхъестественного объяснения, формируется взгляд на мир как целостность, развивающуюся по естественным законам, где основанием служит либо бесконечная делимость, либо делимость до определенных пределов (атомы). Таким образом, философское знание изначально целостно, критично, проблемно и свободно. Последнее выражалось в том, что любой человек аргументировано, на основе методов логики и теоретического анализа, мог участвовать в сознательном поиске, обсуждении и свободном выборе философских проблем и представлений. Эти характеристики во многом определили то, что уже с момента своего возникновения философия стала претендовать на статус наиболее зрелого и совершенного знания. Наличное знание 1-го тысячелетия до нашей эры (кроме зарождающихся математики и логики, которые возникли в недрах философии) носило лишь описательно-констатирующий характер. Поэтому именно философия стала претендовать на рациональное выявление и объяснение движущих сил, причин наблюдаемых явлений и процессов, которые существуют в мире. Вплоть до XVII века она выступала в качестве своеобразной «науки наук», или «царицы наук», единственно способной дать системное теоретическое объяснение всего происходящего в окружающем мире и в самом человеке.

Начиная с XVII века рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике, стимулировали увеличение их объёма и многообразия. Это вызвало дифференциацию знаний, что привело к появлению разных отдельных частных наук (механики, физики, биологии, астрономии, социологии и других). Но, разложение единого знания на отдельные науки, не привело к исчезновению философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции (объединения) отдельных знаний, получаемых частными науками и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. От частных наук философию отличает то, что в ней нет эмпирического уровня (сбор и анализ фактов), нет предмета. Философия – это чисто теоретическая форма познания мира. И в этом её сила, так как она не «привязана» к конкретным фактам материального мира, что позволяет ей вырабатывать наиболее общие закономерности развития универсума (мира как взаимосвязанной системы).

Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на наиболее общих мировоззренческих проблемах природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования мира, общества и человека. Основными (базовыми) вопросами философии стали следующие: Как возник мир? Кто его создал или он был вечно? Существуют ли закономерности развития мира или он развивается хаотично? Каково место человека в мире? Может ли человек полностью познать мир? Может ли человек управлять миром и различными его сторонами? Существуют ли устойчивые закономерности развития общества? Чем человек отличается от животных? В чём смысл жизни человека? На эти вопросы невозможно дать однозначные ответы, пригодные для всех времен и народов. Люди, ставящие вышеназванные вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причём в разные исторические эпохи меняется не только набор философских вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Поэтому философское знание всегда гуманно и открыто.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...