Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная социокультурная действительность и проблемы общения




Современная социокультурная действительность может быть охарактеризована как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и морали.

Особенности общения в современной социокультурной действительности связаны с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры.

Что касается непосредственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей друг с другом. Поездка на работу в общественном транспорте, покупки товаров в магазине, просмотр спектаклей — все это способы времяпрепровождения, которые связаны с многочисленными контактами. Особенность таких контактов заключается в том, что, во-первых, они многочисленны; во-вторых, поверхностны. И то и другое не является критерием качественного общения.

В последние несколько десятков лет весьма популярны различные обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой — совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе — одиночество среди людей особенно в крупных городах.

Многие  средства  массовой  коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения  взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что современный средний городской человек проводит у телевизора около 5 часов в день!. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происходит. Эго квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Приставка квази (от лат. — quasi) употребляется, перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Если индивид систематически смотрит какую-либо передачу, у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он  их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе (имидже) ведущих. Увеличение  доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром — также одна из проблем общения в современной социокультурной действительности.

Вполне  понятно,  что  поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиобщения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно.

 

 

Заключение

Итак, общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

Общение – важная составляющая часть жизни человека, особенно когда он находиться в обществе и желает эффективно взаимодействовать с другими людьми: обеспечить карьерный рост, попросить помощи, а может и просто излить кому-то душу. Поэтому-то  общение  бывает  разным: в зависимости от того, какие  цели  мы  преследуем. Но  нам  всегда  хочется, чтобы  эффект от  общения  шёл в едином русле  с  нашими  желаниями. Однако  очень часто на нашем пути встают различные проблемы. Одна из глубинных проблем общения – человеческий эгоцентризм. Отсюда – невозможность признать свои ошибки, сложность сочувствия, неприемлемость чужой точки зрения, неумение слушать, грубость по отношению к родным людям. Очень часто близкому человеку мы из-за собственного плохого настроения делаем жестокие замечание, в то время как с посторонними людьми ведём себя довольно вежливо. Карнеги попытался указать людям на их ошибки. Он составил ряд правил, призванных подретушировать эти проблемы. Но, применяя эти правила, можно научиться лишь внешне, несколько фальшиво, строить взаимоотношения с окружающими. Поэтому  очень важным является  научиться  жить  в  мире с собой и другими людьми. Главное, чтобы  подход Карнеги  не шёл  вразрез  с  вашими представлениями о жизни. Важно любить людей и себя и тогда можно будет не заучивать наизусть предписания Карнеги, а просто жить так, как чувствует ваше сердце. И  тогда  общение  будет  приносить  не  только  пользу, но  и  радость.

Библиографический список

1.Битянова М.Р. Социальная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.

2.Зыкова А.Б. Проблема общения в философии М. де Унамуно. История Философии № 1 Москва 1997.-230с.

3. Нортова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.

4.Казаринова Н. В., В. М. Погольш. Межличностное общение - СПб.: Питер, 2001. — 512 с.

5.Карнеги Д. «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей;

Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить», перевод с английского В.П. Зинченко, Ю.М. Жуков\, Москва,1990

6.Леви Владимир. Азбука здравомыслия- М.:Метафора, 2006.- 739с.   

7.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка −М.: Азбуковник, 1998.-944с.

8.Резников Е. Н. Межличностные отношения. - М.: Инфра-М, 1999.-687с.

9.Столяренко А.М. Социальная психология. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 543 с.

10. www.encyclopedia.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...