Элементы учетной политики орг-ции
Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. В вопросах учетной политики организации должны разбираться: • руководитель, так как он утверждает учетную политику; • бухгалтер, который при формировании учетной политики должен грамотно и всесторонне обосновать ее содержание; • аудитор - с учетной политики обычно и начинается процесс проверки организации; • налоговый инспектор - от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения. Таким образом, учетная политика организации - уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/95. В декабре 1998 г. издана его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) с изменениями, произошедшими в бухгалтерском учете за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (в редакции от 30 декабря 1999 г. № 107н).
Раздел I. Общие положения. Учетная политика организации определяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы. Действие Положения распространяется: • при формировании учетной политики - на организации независимо от организационно-правовых форм; • при раскрытии учетной политики - на организации, публикующиё свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности. Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу как с точки зрения перечня вопросов, решение которых входит в компетенцию руководства организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету. В п. 5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации» (ранее согласно п. 2.1 ПБУ 1/94 право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю).
При этом утверждаются: • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; • методы оценки активов и обязательств; • правила документооборота и технология обработки учетной информации; • порядок контроля за хозяйственными операциями; • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. В новом положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании учетной политики. При разработке учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость продукции, работ, услуг стоимости материалов, амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право на данное имущество. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). В настоящее время нельзя утверждать, что данное допущение выполняется всеми организациями: часть организаций, в основном относящихся к сфере производства, - на грани банкротства, иные создаются для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная реальность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение перспектив развития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действующего законодательства. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности). Это допущение называется также принципом начисления. Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности распространяется с 1995 г. на все виды операций, доходов и расходов. Учетная политика организации должна отражать: • полноту всех факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете (требование полноты); • своевременное фиксирование фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности (требование своевременности); • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); • в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);
• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету. Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Причем применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Основное условие - единство учетной политики в организации. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организаций, включая вы деленные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики должно быть тесно связано с налоговым учетом. Раздел 3. Раскрытие учетной политики. Под раскрытием учетной политики согласно ПБУ понимается придание ее гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными при этом признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания и применения которых заинтересованными пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К способам ведения учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие, отвечающие требованиям, приведенным в п. 12 ПБУ 1/98. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, чем она обусловлена. Существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, которую сдают вместе с бухгалтерской отчетностью организации за отчетный год. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. Это правило следует учитывать при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику. Раздел 4. Изменение учетной политики. Может производиться в случаях: • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, иными причинами. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным, оформляться в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 1/98, и вводиться с 1 января (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать как минимум причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации. Особое место в учетной политике занимают ее методологические и организационно-технические аспекты. К методологическим аспектам относятся: 1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте. 2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам. 3. Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов. 4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. 5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 «Продажи». 6. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и присоединению материальных ценностей. 7. Метод учета материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости. 8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. 9. Перечень резервов предстоящих расходов. 10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги. 11. Порядок учета ремонта (восстановления) основных средств. 12. Варианты определения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. 13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98). 14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности. 15. Учет резервного капитала (счет 82). 16. Варианты создания и распределения расходов на продажу. 17. Порядок учета курсовых разниц. 18. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей. 19. Варианты выбытия основных средств. 20. Варианты учета на счете 90 «Продажи». 21. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91). 22. Варианты использования средств целевого финансирования (счет 86). 23. Варианты определения и распределения чистой (результативной) прибыли. 24. Порядок начисления и выплаты дивидендов. 25. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки». К организационно-техническим аспектам относятся: 1. Выбор формы бухгалтерского учета. 2. Организация работы бухгалтерии. 3. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля. 4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, разработка документооборота. 5. План счетов бухгалтерского учета. 6. Технология обработки учетной информации. 7. Объем, сроки и адреса представления отчетности. 8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления. Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обоснованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть расширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйственной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу. Согласно Налоговому кодексу РФ организации приказом руководителя должны принять учетную политику для целей налогообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике для целей налогообложения следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета (ст.167 НК РФ).
26. Порядок составления актов приемки-передачи, актов на списание основных и транспортных средств Объекты основных средств выбывают в результате: • продажи; • списания в случае морального или физического износа; • передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях; • передачи по договорам мены, дарения; • списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода собственности на указанные основные средства к арендатору; • по другим причинам. Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, том числе и главный бухгалтер. В компетенцию комиссии входит: • осмотр объекта, подлежащего списанию; • установление причин списания объекта; • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта; • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта; • осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса; • составление акта на списание основных средств (форма № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место). На основании оформленных актов, которые утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию, делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации. Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица, в обмен на другой товар по договору мены, такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены. Актом (накладной) приемки-передачи оформляется перемещение объектов внутри структурных подразделений и возврат арендуемого объекта арендодателю. В свою очередь, бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового счета. Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». Рассматривая экономико-правовую сущность процесса учета по этому счету, необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств». Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации. Продажа также рассматривается как вариант выбытия основных средств. Однако продажа означает передачу права собственности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами. Операции, связанные с продажей основных средств, предполагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые операции по своей экономической и правовой природе не являются реализационными (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Таким образом, операции по продаже основных средств необходимо отделить от операций по их выбытию. Пунктом 15 ПБУ 6/01 решен вопрос с суммами дооценки объектов основных средств, накопленных ранее на счете 83 «Добавочный капитал», или выбытии основных средств. При выбытии объекта сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации. Таким образом, суммы, накопленные на счете 83, становятся новым источником покрытия убытков в случае выбытия недоамортизированного объекта основных средств. При продаже, безвозмездной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств вследствие морального или физического износа производится запись: Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток) - на сумму дооценки выбывающего объекта основных средств. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для всех случаев выбытия (продажа, списание, вклад в уставный капитал другой организации, передача для совместной деятельности, безвозмездная передача и др.) используется счет 91. Рекомендуется открыть к этому счету субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». В учебнике нами рассматривается этот вариант. Можно использовать и альтернативный способ учета, при котором отдельные операции по выбытию основных средств будут проводиться через субсчет 01-3 «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01-3 на счет 91. В данном случае операции в учете отражаются следующими записями: Дебет сч. 01-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости объекта; Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств» Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на сумму накопленной амортизации; Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость объекта. В дальнейшем все расходы отражаются по дебету, а доходы - по кредиту счета 91. Выбытие основных средств учитывается по направлениям выбытия (по рекомендуемому нами варианту). Продажа основных средств: Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации (списание суммы накопленной амортизации); Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кр едит сч. 01 «Основные средства» - списание остаточной стоимости объекта. В дальнейшем в дебет 91-3 записываются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит - доходы от их выбытия: Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и др. - списание расходов, связанных с продажей основных средств; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - задолженность бюджету по НДС; Дебет сч. 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - отражена выручка, причитающаяся к получению; Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка; Дебет сч. 10 «Материалы» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам). По окончании отчетного периода определяется финансовый результат. Если кредитовая сумма счета 91-3 больше дебетовой, организация получила доход: Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (это сальдо ежемесячно заключительными оборотами списывается на прибыль организации проводкой: Дебет сч. 91-9, Кредит сч. 99). В случае возникновения убытка запись по счетам имеет вид: Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 91-3 « Выбытие основных средств» - списание расходов; Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отражение убытка. Приведенные бухгалтерские записи оформляются до поступления денежных средств на расчетный счет организации, если ее учетной политикой принят метод определения выручки от продажи для целей налогообложения по отгрузке. Списание основных средств вследствие непригодности к дальнейшему использованию: Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. - списание расходов по разборке объекта; Дебет сч. 10 «Материалы» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материальные ценности, полученные в результате разборки или демонтажа списываемого объекта (учет ведется по рыночным ценам); Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - списание суммы дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка. Определение финансового результата при ликвидации ведется по счетам: а) при получении прибыли (бывает очень редко): Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств», Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - списан доход на субсчет сальдо (99-9); Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки» - отражена прибыль; 6) при наличии убытков: Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - списаны расходы; Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отражен убыток. Передача основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций: Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена сумма накопленной амортизации; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит с ч. 01 «Основные средства» - показана остаточная стоимость объекта; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и др. - отражены расходы, связанные с передачей средств; Дебет сч. 58 «Финансовые вложения» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - отражена сумма вклада в совместную деятельность на договорную стоимость основных средств; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражена задолженность бюджету по НДС с суммы превышения стоимости ` объекта над оценкой вклада; Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка. Финансовые результаты на счетах бухгалтерского учета отражаются: - при получении прибыли Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - списаны доходы; Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки» - показана полученная прибыль; - при наличии убытка Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - списаны расходы; Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - показана сумма полученных убытков. Безвоз.мездная передача основных средств: Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена сумма накопленной амортизации; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - определена остаточная стоимость объекта; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - НДС по переданным средствам; Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - списана дооценка по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и др. - отражены расходы, связанные с передачей средств; Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - списываются потери от безвозмездной передачи основных средств; Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму полученного убытка. Особенности бухгалтерского оформления списания объектов в случае ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях заключаются в том, что убытки частично могут быть возмещены за счет резервного капитала, страхования, виновных лиц и организаций. Поэтому списание убытка предварительно учитывается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», а в дальнейшем - на соответствующих счетах. В связи с этим при выбытии основных средств используются бухгалтерские записи: Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена сумма накопленной амортизации; Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств» Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена остаточная стоимость объекта. Отражение сумм убытка в результате ликвидации основных средств: Дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - определена остаточная стоимость основных средств; Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка. Отражение сумм убытка, полностью или частично отнесенного за счет юридических и физических лиц: Дебет сч. 76 «Расчет с дебиторами и кредиторами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Списание убытка за счет резервного капитала (если резерв создан): Дебет сч. 82 «Резервный капитал» Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Списание убытка за счет страхового возмещения, причитающегося к получению от страховых организаций: Дебет сч. 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (при получении денежных средств оформляется запись: Дебет сч. 51, Кредит сч. 76); Дебет сч. 10 «Материалы» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - сумма материалов, полученных от ликвидации средств (по рыночным ценам). Списание недостачи (полностью или частично) за счет расходов организации: Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Списание полученных убытков, возникших в результате недостачи: Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Особых отличий в методике учета выбытия объектов основных средств между главой 25 НК РФ (ст. 323) и ПБУ 6/01 нет. В то же время имеются особенности, которые заключаются в следующем: 1. Положительная разница, определяемая на счете 91 «Прочие доходы и расходы», признается прибылью (доходом) организации, подлежащей включению в налогооблагаемую базу в том отчетном периоде, в котором осуществлена продажа имущества; при этом делается бухгалтерская запись: Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки». 2. Отрицательная разница, выведенная на счете 91, рассматривается как расходы организации и предварительно отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов»: Дебет сч. 97 «Расходы будущих периодов» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». В дальнейшем расходы равными долями по месяцам списываются на финансовые результаты (счет 99) в течение срока, исчисленного организацией, до полного перенесения всей суммы этих расходов. Срок определяется в месяцах в виде разницы между количеством месяцев срока полезного использования этого объекта и количеством месяцев эксплуатации объекта до момента его продажи, включая месяц, в котором объект был продан. В этом случае ежемесячно расходы списывают на убыток равными долями со счета 97 на счет 99 (дебет сч. 99, кредит сч. 97). Таким образом, в отличие от ПБУ 6/01 расходы списываются на финансовые результаты не в момент возникновения, а в течение определенного срока (налогового периода). Пример. Расходы от продажи основных средств составили 120 тыс. руб. Разница между сроком полезного использования и моментом продажи объекта составила 4 месяца. Ежемесячно расходы списываются на финансовые результаты по 30 тыс. руб. (120 000: 4). Бухгалтерские записи: Дебет сч. 97, Кредит сч. 91-9 - сумма отнесена на расходы будущих периодов (120 тыс. руб.); Дебет сч. 99, Кредит сч. 91-9 - ежемесячно в течение 4 месяцев суммы по 30 тыс. руб. относятся на финансовый результат в убыток.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|