Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы учетной политики орг-ции




Учетная политика - совокупность способов ведения бухгал­терского учета - первичного наблюдения, стоимостного измере­ния, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяй­ственной деятельности. Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключа­ется в установлении такой совокупности правил, реализация ко­торых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формиро­вание финансовой и управленческой информации, ее достовер­ность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

В вопросах учетной политики организации должны разби­раться:

• руководитель, так как он утверждает учетную политику;

• бухгалтер, который при формировании учетной политики дол­жен грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

• аудитор - с учетной политики обычно и начинается процесс проверки организации;

• налоговый инспектор - от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Таким образом, учетная политика организации - уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется про­цесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законода­тельства в реализации мероприятий, предусмотренных Програм­мой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с меж­дународными стандартами.

В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бух­галтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/95. В декабре 1998 г. издана его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) с изменениями, произошедшими в бухгалтер­ском учете за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (в редакции от 30 де­кабря 1999 г. № 107н).

Раздел I. Общие положения. Учетная политика организации оп­ределяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся методы группировки и оценки фактов хо­зяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы приме­нения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и при­емы.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владе­ния, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.

Действие Положения распространяется:

• при формировании учетной политики - на организации неза­висимо от организационно-правовых форм;

• при раскрытии учетной политики - на организации, публику­ющиё свою бухгалтерскую отчетность полностью или частич­но согласно законодательству Российской Федерации, учреди­тельным документам либо по собственной инициативе.

Филиалы и представительства иностранных организаций, на­ходящиеся на территории Российской Федерации, могут форми­ровать учетную политику исходя из правил, установленных в стра­не нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодатель­ством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу как с точки зрения перечня вопросов, решение которых входит в ком­петенцию руководства организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтер­скому учету. В п. 5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная политика орга­низации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) орга­низации и утверждается руководителем организации» (ранее со­гласно п. 2.1 ПБУ 1/94 право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю).

При этом утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синте­тические и аналитические счета, необходимые для ведения бух­галтерского учета в соответствии с требованиями своевремен­ности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных доку­ментов, а также формы документов для внутренней бухгалтер­ской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерско­го учета.

В новом положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании учетной поли­тики.

При разработке учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе не должно быть иму­щества, не принадлежащего данной организации. Прежде чем про­верять, например, правомерность включения в себестоимость про­дукции, работ, услуг стоимости материалов, амортизации оборудо­вания или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право на данное имущество.

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения ликвидации или суще­ственного сокращения деятельности, и, следовательно, обязатель­ства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). В настоящее время нельзя утверж­дать, что данное допущение выполняется всеми организациями: часть организаций, в основном относящихся к сфере производ­ства, - на грани банкротства, иные создаются для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная реаль­ность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Принятая организацией учетная политика применяется после­довательно от одного отчетного года к другому (допущение пос­ледовательности применения учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение перспектив раз­вития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действую­щего законодательства.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независи­мо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной оп­ределенности факторов хозяйственной деятельности). Это допу­щение называется также принципом начисления. Допущение вре­менной определенности факторов хозяйственной деятельности распространяется с 1995 г. на все виды операций, доходов и рас­ходов.

Учетная политика организации должна отражать:

• полноту всех факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете (требование полноты);

• своевременное фиксирование фактов хозяйственной деятельнос­ти в бухгалтерском учете и отчетности (требование свое­временности);

• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расхо­дов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не до­пуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

• в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности ис­ходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

• рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требо­вание рациональности).

При формировании учетной политики организации по конк­ретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускае­мых законодательством и нормативными актами по бухгалтерско­му учету. Если по конкретному вопросу в нормативных докумен­тах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка органи­зацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика оформляется соот­ветствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организа­цией при формировании учетной политики, применяются с 1 ян­варя года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Причем применя­ются всеми филиалами, представительствами и иными подразде­лениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (го­сударственной регистрации).

Основное условие - единство учетной политики в организа­ции. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организаций, включая вы деленные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделени­ями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кро­ме того, формирование учетной политики должно быть тесно свя­зано с налоговым учетом.

Раздел 3. Раскрытие учетной политики. Под раскрытием учет­ной политики согласно ПБУ понимается придание ее гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными при этом признаются способы ведения бухгал­терского учета, без знания и применения которых заинтересован­ными пользователями отчетности невозможна достоверная оцен­ка финансового положения, движения денежных средств или фи­нансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения учета, принятым при формировании учет­ной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгал­терской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производствен­ных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие, отвечающие требованиям, приведенным в п. 12 ПБУ 1/98.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, чем она обуслов­лена. Существенные способы ведения бухгалтерского учета рас­крываются в пояснительной записке, которую сдают вместе с бух­галтерской отчетностью организации за отчетный год. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. Это пра­вило следует учитывать при раскрытии и других показателей бух­галтерской отчетности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Раздел 4. Изменение учетной политики. Может производиться в случаях:

• изменения законодательства Российской Федерации или нор­мативных актов по бухгалтерскому учету;

• разработки организацией новых способов ведения бухгалтер­ского учета; применение нового способа ведения учета пред­полагает более достоверное представление фактов хозяйствен­ной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени досто­верности информации;

• существенного изменения условий деятельности, которое мо­жет быть связано с реорганизацией, сменой собственников, из­менением видов деятельности, иными причинами.

Не считается изменением учетной политики утверждение спо­соба ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятель­ности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изме­нение учетной политики должно быть обоснованным, оформлять­ся в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 1/98, и вводиться с 1 ян­варя (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядитель­ным документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные ока­зать существенное влияние на результаты деятельности организа­ции, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчет­ности. Информация о них должна включать как минимум причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую от­четность за отчетный год); указание на то, что включенные в бух­галтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы. Изме­нения учетной политики на год, следующий за отчетным, объяв­ляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.

Особое место в учетной политике занимают ее методологичес­кие и организационно-технические аспекты. К методологическим аспектам относятся:

1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте.

2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

3. Варианты схемы записей для отражения начисленной аморти­зации нематериальных активов.

4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяй­ственных расходов.

5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производ­ственные счета или на счет 90 «Продажи».

6. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и при­соединению материальных ценностей.

7. Метод учета материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости.

8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование се­бестоимости продукции.

9. Перечень резервов предстоящих расходов.

10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложе­ний в ценные бумаги и под сомнительные долги.

11. Порядок учета ремонта (восстановления) основных средств.

12. Варианты определения выручки от продажи товаров, продук­ции, работ, услуг.

13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).

14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.

15. Учет резервного капитала (счет 82).

16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.

17. Порядок учета курсовых разниц.

18. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и мате­риальных ценностей.

19. Варианты выбытия основных средств.

20. Варианты учета на счете 90 «Продажи».

21. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).

22. Варианты использования средств целевого финансирования (счет 86).

23. Варианты определения и распределения чистой (результатив­ной) прибыли.

24. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

25. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки».

К организационно-техническим аспектам относятся:

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организация работы бухгалтерии.

3. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и конт­роля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обяза­тельств, разработка документооборота.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Технология обработки учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с орга­нами контроля и управления.

Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обо­снованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть рас­ширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйствен­ной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу.

Согласно Налоговому кодексу РФ организации приказом ру­ководителя должны принять учетную политику для целей нало­гообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налого­обложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике для целей налогообложения следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблага­емых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета (ст.167 НК РФ).

 

26. Порядок составления актов приемки-передачи, актов на списание основных и транспортных средств

Объекты основных средств выбывают в результате:

• продажи;

• списания в случае морального или физического износа;

• передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

• ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрез­вычайных ситуациях;

• передачи по договорам мены, дарения;

• списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода собственности на указан­ные основные средства к арендатору;

• по другим причинам.

Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, том числе и главный бухгалтер.

В компетенцию комиссии входит:

• осмотр объекта, подлежащего списанию;

• установление причин списания объекта;

• выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта;

• определение возможности использования отдельных узлов, де­талей, материалов списываемого объекта;

• осуществление контроля за изъятием из списываемых объек­тов цветных и драгоценных металлов, определение их количе­ства, веса;

• составление акта на списание основных средств (форма № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, выз­вавших аварию, если они имели место).

На основании оформленных актов, которые утверждаются ру­ководителем организации и передаются в бухгалтерию, делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого ру­ководителем организации.

Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица, в обмен на дру­гой товар по договору мены, такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бух­галтерскому учету этого объекта или договора мены.

Актом (накладной) приемки-передачи оформляется перемеще­ние объектов внутри структурных подразделений и возврат арен­дуемого объекта арендодателю. В свою очередь, бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансово­го счета.

Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91 «Прочие до­ходы и расходы», субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». Рас­сматривая экономико-правовую сущность процесса учета по это­му счету, необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».

Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в дея­тельности организации.

Продажа также рассматривается как вариант выбытия основ­ных средств. Однако продажа означает передачу права собствен­ности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами. Операции, связанные с продажей основных средств, предпо­лагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые опе­рации по своей экономической и правовой природе не являются реализационными (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Таким образом, опе­рации по продаже основных средств необходимо отделить от опе­раций по их выбытию.

Пунктом 15 ПБУ 6/01 решен вопрос с суммами дооценки объектов основных средств, накопленных ранее на счете 83 «До­бавочный капитал», или выбытии основных средств. При выбытии объекта сумма его дооценки переносится с добавочного ка­питала организации в нераспределенную прибыль организации. Таким образом, суммы, накопленные на счете 83, становятся но­вым источником покрытия убытков в случае выбытия недоамор­тизированного объекта основных средств. При продаже, безвозмез­дной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств вслед­ствие морального или физического износа производится запись: Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»

Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убы­ток) - на сумму дооценки выбывающего объекта основных средств.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности организаций для всех случаев выбытия (продажа, списание, вклад в уставный капитал другой организа­ции, передача для совместной деятельности, безвозмездная пере­дача и др.) используется счет 91. Рекомендуется открыть к этому счету субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». В учебнике нами рассматривается этот вариант.

Можно использовать и альтернативный способ учета, при ко­тором отдельные операции по выбытию основных средств будут проводиться через субсчет 01-3 «Выбытие основных средств». В де­бет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании про­цедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01-3 на счет 91.

В данном случае операции в учете отражаются следующими за­писями:

Дебет сч. 01-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму первоначаль­ной (восстановительной) стоимости объекта;

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на сумму на­копленной амортизации;

Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость объекта.

В дальнейшем все расходы отражаются по дебету, а доходы - по кредиту счета 91.

Выбытие основных средств учитывается по направлениям вы­бытия (по рекомендуемому нами варианту).

Продажа основных средств:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации (списание суммы накопленной амортизации); Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кр едит сч. 01 «Основные средства» - списание остаточной сто­имости объекта.

В дальнейшем в дебет 91-3 записываются все расходы, связан­ные с выбытием основных средств, а в кредит - доходы от их выбытия:

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и др. - списание расходов, связанных с продажей ос­новных средств;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - задолженность бюджету по НДС;

Дебет сч. 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - отражена вы­ручка, причитающаяся к получению;

Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»

Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка;

Дебет сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам).

По окончании отчетного периода определяется финансовый ре­зультат. Если кредитовая сумма счета 91-3 больше дебетовой, орга­низация получила доход:

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (это саль­до ежемесячно заключительными оборотами списывается на при­быль организации проводкой: Дебет сч. 91-9, Кредит сч. 99).

В случае возникновения убытка запись по счетам имеет вид: Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит сч. 91-3 « Выбытие основных средств» - списание рас­ходов;

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отра­жение убытка.

Приведенные бухгалтерские записи оформляются до поступле­ния денежных средств на расчетный счет организации, если ее учетной политикой принят метод определения выручки от про­дажи для целей налогообложения по отгрузке.

Списание основных средств вследствие непригодности к даль­нейшему использованию:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. - списание расхо­дов по разборке объекта;

Дебет сч. 10 «Материалы» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материальные ценности, полученные в результате разборки или демонтажа списываемого объекта (учет ведется по рыночным це­нам);

Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» - списание суммы дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка.

Определение финансового результата при ликвидации ведется по счетам:

а) при получении прибыли (бывает очень редко): Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»,

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - спи­сан доход на субсчет сальдо (99-9);

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки» - отражена прибыль; 6) при наличии убытков:

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - списаны рас­ходы;

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отра­жен убыток.

Передача основных средств в виде вклада в уставный (складоч­ный) капитал других организаций:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена сумма накоп­ленной амортизации;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит с ч. 01 «Основные средства» - показана остаточная стоимость объекта;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и др. - отражены расходы, связанные с передачей средств;

Дебет сч. 58 «Финансовые вложения»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - отражена сумма вклада в совместную деятельность на договорную стоимость основных средств;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражена задолженность бюджету по НДС с суммы превышения стоимости ` объекта над оценкой вклада;

Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»

Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка.

Финансовые результаты на счетах бухгалтерского учета отражаются:

- при получении прибыли

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - списа­ны доходы;

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки» - показана полученная прибыль;

- при наличии убытка

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - списаны рас­ходы;

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - пока­зана сумма полученных убытков.

Безвоз.мездная передача основных средств: Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена сумма накопленной амортизации;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - определена остаточная стоимость объекта;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - НДС по переданным средствам;

Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»

Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» - списана дооценка по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и др. - отражены расходы, связанные с передачей средств;

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - списываются потери от безвозмездной передачи основных средств;

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму полученного убытка.

Особенности бухгалтерского оформления списания объектов в случае ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях заключаются в том, что убытки частично мо­гут быть возмещены за счет резервного капитала, страхования, виновных лиц и организаций. Поэтому списание убытка предва­рительно учитывается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», а в дальнейшем - на соответствующих счетах.

В связи с этим при выбытии основных средств используются бухгалтерские записи:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена сумма накоп­ленной амортизации;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - отражена остаточная сто­имость объекта.

Отражение сумм убытка в результате ликвидации основных средств:

Дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - определена ос­таточная стоимость основных средств;

Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»

Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка.

Отражение сумм убытка, полностью или частично отнесенно­го за счет юридических и физических лиц:

Дебет сч. 76 «Расчет с дебиторами и кредиторами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Списание убытка за счет резервного капитала (если резерв создан):

Дебет сч. 82 «Резервный капитал»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Списание убытка за счет страхового возмещения, причитающегося к получению от страховых организаций:

Дебет сч. 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (при получении денежных средств оформляется запись: Дебет сч. 51, Кредит сч. 76);

Дебет сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - сумма материалов, полученных от ликвидации средств (по рыночным ценам). Списание недостачи (полностью или частично) за счет расхо­дов организации:

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Списание полученных убытков, возникших в результате недо­стачи:

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Особых отличий в методике учета выбытия объектов основных средств между главой 25 НК РФ (ст. 323) и ПБУ 6/01 нет. В то же время имеются особенности, которые заключаются в следующем:

1. Положительная разница, определяемая на счете 91 «Прочие доходы и расходы», признается прибылью (доходом) организации, подлежащей включению в налогооблагаемую базу в том отчетном периоде, в котором осуществлена продажа имущества; при этом делается бухгалтерская запись:

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки».

2. Отрицательная разница, выведенная на счете 91, рассматри­вается как расходы организации и предварительно отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов»:

Дебет сч. 97 «Расходы будущих периодов»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

В дальнейшем расходы равными долями по месяцам списываются на финансовые результаты (счет 99) в течение срока, исчис­ленного организацией, до полного перенесения всей суммы этих

расходов. Срок определяется в месяцах в виде разницы между ко­личеством месяцев срока полезного использования этого объекта и количеством месяцев эксплуатации объекта до момента его про­дажи, включая месяц, в котором объект был продан. В этом слу­чае ежемесячно расходы списывают на убыток равными долями со счета 97 на счет 99 (дебет сч. 99, кредит сч. 97).

Таким образом, в отличие от ПБУ 6/01 расходы списываются на финансовые результаты не в момент возникновения, а в тече­ние определенного срока (налогового периода).

Пример. Расходы от продажи основных средств составили 120 тыс. руб. Разница между сроком полезного использования и мо­ментом продажи объекта составила 4 месяца.

Ежемесячно расходы списываются на финансовые результаты по 30 тыс. руб. (120 000: 4). Бухгалтерские записи:

Дебет сч. 97, Кредит сч. 91-9 - сумма отнесена на расходы будущих периодов (120 тыс. руб.);

Дебет сч. 99, Кредит сч. 91-9 - ежемесячно в течение 4 меся­цев суммы по 30 тыс. руб. относятся на финансовый результат в убыток.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...