по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
ПРОЕКТ Заключение ____________________________________________ – студент 2-го курса магистратуры юридического факультета Московского технологического университета (МИРЭА, МГПУ, МХТИ) по направлению «Судебная власть и судебная деятельность» инициативно провел антикоррупционную экспертизу выборочных положений Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии», по результатам которой составлен настоящий проект импровизированного заключения. Данная экспертиза проведена в рамках изучаемой дисциплины «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов» (преподаватель МТУ Шеяфетдинова Н.А.). При проведении экспертизы использовались следующие документы: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями); 3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изменениями и дополнениями); 4. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 5. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии»; 6. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 18.07.2015) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и п. 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза ряда положений Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии», а именно ч. 9 ст. 9, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 13, ч. 3 ст. 13, ч. 6 ст. 26, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (далее – ФЗ № 150-ФЗ).
I. В результате экспертизы установлено, что в ФЗ № 150-ФЗ содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «а» части 3 Методики антикоррупционной экспертизы. Так, согласно ч. 9 ст. 9 ФЗ № 150-ФЗ лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. На основании ч. 3 ст. 13 ФЗ № 150-ФЗ лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Считаю, что в данном варианте согласно п. «а» ч. 3 Методики присутствует коррупциогенный фактор, а именно - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц). В существующей редакции ФЗ № 150-ФЗ нет четкого распределения полномочий между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и его территориальным органом.
На основании ч. 2 ст. 13 ФЗ № 150-ФЗ возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. По моему мнению, согласно п. «а» ч. 3 Методики присутствует коррупциогенный фактор, а именно - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц). В данном случае отсутствуют законодательно установленные критерии, требования на основании которых принимается соответствующее решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 6 ст. 26 ФЗ № 150-ФЗ в случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия. Данная норма содержит коррупциогенный фактор, поскольку, имеет место у становление неоправданно широкого временного диапазона принятия решения (совершения действия) субъектом правоприменительной деятельности, тем самым указывая на характер исчисления сроков не в пользу заявителя, не смотря на то, что д анная норма устанавливает момент начала исчисления сроков. Так как в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) установлен общий срок рассмотрения обращений граждан (заявителей), который составляет не более 30 дней.
II.В результате экспертизы также установлено, что в ФЗ № 150-ФЗ содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «б» части 3 Методики антикоррупционной экспертизы. Так, согласно ч. 4 ст. 11 ФЗ № 150-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по обращению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или по согласованию с ним имеет право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как предусматривает ч. 1 ст. 28 ФЗ № 150-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения и т.д. Данная норма содержит коррупциогенный фактор в соответствии с п. «б» ч. 3 Методики, а именно - определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций, поскольку не предусматривает их четкой обязанности совершить соответствующее действие. Устранить данный коррупциогенный фактор (диспозитивное установление возможности совершения действия) возможно путем внесения в текст правового акта соответствующих норм, корректирующих выявленные дефекты:
«Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по обращению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или по согласованию с ним приобретает виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации». «Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, производят осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения и т.д.».
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается: 1. В ч. 9 ст. 9 ФЗ № 150-ФЗ установить четкий и исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, а также перечень обстоятельств, при наличии которых указанные лицензии выдаются его территориальными органами. 2. В ч. 2 ст. 13 ФЗ № 150-ФЗ определить закрытый перечень критериев, требований, на основании которых законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о снижении возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. 3. В ч. 6 ст. 26 ФЗ № 150-ФЗ указать срок принятия соответствующего окончательного решения, а именно «… не позднее чем через 30 дней со дня изъятия». 4. Ч. 4 ст. 11 ФЗ № 150-ФЗ изложить в следующей редакции: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по обращению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или по согласованию с ним приобретает виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации». 5. Ч. 1 ст. 28 ФЗ № 150-ФЗ изложить в следующей редакции: «Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, производят осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения и т.д.».
4 декабря 2016 года Студент ______________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|