Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-оценочные средства

Фонд оценочных средств дисциплины

Массовая музыкальная культура

 

 

Направление подготовки

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

Профиль

«Музыковедение»

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

 

 

Фонд оценочных средств составлен на основании ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, рабочего учебного плана, рабочей программы дисциплины

 

 

Обсужден и утвержден на заседании кафедры истории и теории музыки

 

Протокол № 2от «22» сентября 2016 года.

 

И.о. заведующего кафедрой

истории и теории музыки

канд. иск., доцент Вихорева Т.Г. __________

 

Автор-составитель – канд. иск., доцент Королева А.В.

 

 

Рецензенты: канд., иск. доцент Гаврилова В.С.

 


 

Паспорт Фонда оценочных средств дисциплины Массовая музыкальная культура

 

Дисциплина «Массовая музыкальная культура» входит в вариативную часть учебного плана и является дисциплиной по выбору.

Предварительные компетенции

Для освоения дисциплины «Массовая музыкальная культура» обучающиеся используют знания, умения, практический опыт, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История музыки», «История», «Философия», «Фортепиано», «Русский язык и культура речи», «Народное музыкальное творчество», «Гармония».

 

Формируемые компетенции, знания, умения, практический опыт, критерии оценки

Таблица 1.

 

Формируемые компетенции Этапы формирования Знания, умения, практический опыт Критерии оценки на всех уровнях формирования компетенций
способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ОПК-3);   готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5).       4-5 семестры (очное отделение) 4-6 семестры (заочное отделение) В результате изучения дисциплины студент должен: знать: историю эстрадной, джазовой и рок-музыки; основные методы научного исследования музыкального произведения; уметь: применять теоретические знания при анализе произведений, относящихся к массовой музыкальной культуре, рассматривать явления массовой музыки в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; подбирать материал для исследования в области массового музыкального искусства на базе материалов сети Internet, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его; владеть: профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом, применяемым при изучении массовой музыки; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений; развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению.   -умение проявить свои знания в области изучаемого материала, как в рамках устной беседы, так и письменного ответа; -умение самостоятельно, логично и последовательно излагать и интерпретировать материалы учебного курса; -готовность к творческому осмыслению и интерпретации изучаемых стилей и направлений, сложившихся на протяжении исторического развития массовой музыкальной культуры; -способность к анализу стилей и направлений, складывавшихся в рамках развития массовой музыки. Умение аргументировать свою позицию с точки зрения музыкально-слуховых представлений; -овладение основными терминами и понятиями изученного курса, умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.  

 

План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок изучения дисциплины

Таблица 2.

Очное отделение:

Семестр Текущий контроль Промежуточный контроль
4 семестр Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар  
5 семестр Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар Экзамен

 

 

Заочное отделение:

Семестр Текущий контроль Промежуточный контроль
4 семестр Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар  
5 семестр Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар  
6 семестр Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар Экзамен

 

Текущий контроль

Текущая аттестация студентов по дисциплине «Массовая музыкальная культура» проводится в соответствии с Положением о текущем и промежуточном контроле знаний и промежуточной аттестации студентов факультета высшего профессионального образования и является обязательной. Текущая аттестация по дисциплине «Массовая музыкальная культура» представлена следующими формами: проверка конспектов, тестирование, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация.

Формы и виды текущего контроля. Таблица 3

 

Форма контроля Краткое описание, содержание Сроки проведения Компетенции Критерии оценки
Проверка конспектов Проверка конспектов – оценивание педагогом качества самостоятельного изучения студентом предложенной литературы по изучаемой теме. Проверке подвергается полнота охвата студентом предложенного для изучения материала, умение профессионально грамотно и емко изложить и усвоить основные положения данной научной работы В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Качество самостоятельной работы;   Умение применять получаемые в процессе изучения дисциплины навыки и умения в практической деятельности  
Тестирование Тестирование – форма текущего контроля, предполагающая проверку качества усвоения студентом учебного материала по изучаемой теме (тематическому разделу). Проводится в письменной форме, включает как вопросы с вариантами ответов, так и вопросы, предполагающие аналитический подход к изученным явлениям В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Количество верных ответов. Отлично – 95-100 %. Хорошо – 84-94% Удовлетворительно – 72-83% Неудовлетворительно - ниже 72%  
Устный опрос Устный опрос – форма текущего контроля, которая позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, полученных по прохождении темы (тематического раздела) курса; во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи. Устный опрос может быть как индивидуальным, так и фронтальным. Во время индивидуального опроса отвечает один студент, остальные оценивают качество ответа, будучи готовыми продолжить и (или) дополнить его. Во время фронтального опроса организуется беседа, в которую преподаватель включает всех студентов. В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Умение логично и аргументировано излагать учебный материал, собственные оценочные суждения по предлагаемым вопросам   Владение навыками устной речи и публичных выступлений, способность участвовать в свободной дискуссии по вопросам, выносимым на обсуждение.
Письменный опрос Ответы на заранее сформулированные вопросы преподавателя в письменной форме. В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Количество верных ответов.   Владение навыками письменной речи.
Викторина Проверка усвоения студентами музыкальных произведений. Письменная фиксация прослушанных фрагментов. В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Количество верных ответов, полнота описания музыкального фрагмента. Оценка «отлично» определено 100-80% звучащих примеров, безошибочно указаны все параметры музыкальных фрагментов Оценка «хорошо» определено от 70-80% звучащих примеров, или более указанного количества, с допущением небольших неточностей при описании фрагментов. Оценка «удовлетворительно» верное определение 50-60 % звучащего материала или более указанного количества с теми или иными неточностями при описании. Определение менее половины звучащих фрагментов неудовлетворительно.
Реферат Реферат – форма текущего контроля, направленная на углубление текущих знаний студентов в рамках курса. Реферат представляет собой доклад на определённую заранее тему, включающий как обзор соответствующих литературных и других источников, так и изложение основных идей и положений тех исследовательских работ, на основе которых он составлен В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Соответствие содержания заданной теме. Логичность структуры последовательность и грамотность изложения материала, соответствующее оформление цитат и иного заимствованного материала. Соблюдение сроков и требований к оформлению реферата.
Доклад (доклад-презентация) Доклад (доклад-презентация) представляет собой устное сообщение, дополняющее какую-либо тему в рамках курса. В докладе могут быть затронуты проблемные аспекты, связанные с тем или иным ракурсом, расширяющим "поле" изучаемой темы. В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Содержание и его соответствие теме; логика изложения и структурирования материала, способность делать обобщения, оформлять материал с использованием современных компьютерных технологий; результативность работы с литературными, энциклопедическими источниками и Интернет-ресурсами. демонстрация владения базовыми знаниями, исследовательскими навыками; соблюдение временного регламента навыки публичного выступления, форма подачи материала.
Семинар Семинар – форма текущего контроля, в рамках которой в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам (обсуждения) темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов. Основными видами семинаров являются: а) семинар, направленный на углублённое освещение основных методов изучения дисциплины; б) семинар, предполагающий глубокую проработку отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы; в) семинар исследовательского типа, в рамках которого могут быть затронуты некоторые частные проблемы науки о музыке для углубления их разработки. В течение всего срока изучения дисциплины ОПК-3, ОПК-5 Соответствие содержания выступления заданной теме.   Логичность структуры последовательность и грамотность изложения материала.   Наличие элементов научно-исследовательского поиска в процессе проработки вопросов семинара.

 

Промежуточный контроль

Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Массовая музыкальная культура» проводится в соответствии с Положением о текущем и промежуточном контроле знаний и промежуточной аттестации студентов факультета высшего профессионального образования, рабочим учебным планом направления подготовки 05.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство и является обязательной. Промежуточная аттестация по дисциплине «Массовая музыкальная культура» представлена экзаменом. Экзамен форма промежуточной аттестации, котораявключает в себя устный ответ студента по предложенным билетам, а также викторину из фрагментов ранее изученных произведений. В процессе экзаменационного ответа педагогом могут быть предложены дополнительные вопросы по ранее пройденным темам, что позволяет проконтролировать качество усвоенного студентом в течение семестра учебного материала.

Формы и виды промежуточного контроля. Таблица 4.

 

Форма контроля Содержание Сроки проведения Компетенции
Экзамен Ответы на вопросы экзаменационных билетов, итоговая викторина. 5 семестр (очное отделение) 6 семестр (заочное отделение) ОПК-3, ОПК-5

Шкала оценивания:

 

В основе оценки знаний по данной дисциплине лежат следующие основные требования:

– освоение содержания учебного курса в комплексе профессиональных знаний, умений и навыков;

– логически стройное и аргументированное изложение содержания тем;

– умение соотносить теоретические знания с практическими навыками;

– систематическая самостоятельная работа студента.

Ответ на экзамене заслуживает оценки «отлично» в том случае, если студент обнаруживает знания, в полной степени отвечающие предъявляемым к ответу требованиям. Оценка «отлично» отражает свободную ориентацию в проблематике предлагаемой темы. Студент уверенно демонстрирует приобретенные навыки и отвечает на все вопросы преподавателя, в том числе и дополнительные; обнаруживает знания, полученные при изучении не только учебной, но и монографической литературы, а также владеет специальной терминологией и профессиональной эрудицией. По форме ответ, претендующий на оценку «отлично», должен излагаться уверенно, логически стройно и грамотно.

Оценка «хорошо» характеризует ответ, в целом удовлетворяющий вышеперечисленным критериям, но вопросы темы раскрыты в узком объеме и студент лишь частично ответил на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за то, что ответ учащегося не обнаруживает достаточные знания в объеме данной учебной программы и показывает поверхностную осведомленность в ответах на дополнительные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие знаний по данной дисциплине и за невыполнение требований промежуточной и итоговой форм отчетности.

Оценка ответа представляет собой среднеарифметическое из всех оценок, выставляемых за ответ по каждому предложенному вопросу. Определенную роль могут оказывать такие факторы, как отношение к учебным занятиям (посещение лекций, семинаров), оценки, полученные в течение семестра, общий уровень музыкальной подготовки, культурный уровень в целом.

 

 


Контрольно-оценочные средства

 

2.1. Примерные образцы заданий для текущего контроля

Примерный перечень произведений для прослушивания

· композиции К. Шульце

· альбомы группы “Рink Floyd”

· альбомы группы “Веаtles” ()

· композиции Саймона и Горфанкла

· композиции Дж. Милза

· фрагменты из рок-опер:

· А. Журбина

· А. Рыбникова

· Р. Гринблата

· И. Барданашвили

· И. Калныньша

· Г. Купрявичуса

· “В ритме сердца” А. Петрова

· “Любовь Д'Артаньяна” М. Вайнберга

· “Дульсинея Тобосская” Г. Гладкова

· “Сестра Керри” Р. Паулса

· “Свадьба Кречинского” А. Колкера

· “Неистовый гасконец” К. Караева

· Первая симфония А. Шнитке

· Четвертая симфония А. Эшпая

· Вторая симфония С. Слонимского

· Четвертая симфония И. Калныньша

 

Примерный список вопросов для самостоятельной проработки (подготовка рефератов, докладов, докладов-презентаций)

· Зарождение джаза: имена и идеи;

· Русский рок 1990-х: особенности развития

Рекомендуемая литература для конспектирования:

1. Андрущенко Е. Мюзиклы Э.Л. Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты, Жанр, Стилистика. Исследование. Ростов-на-Дону, 2007.

2. Цукер А. Единый мир музыки. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз» - Л.: 1990.

4. Кампус З. Мюзикл – Л.: 1983.

5. Конен В. Рождение джаза – М.: 1984

6. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла – М.: 1982

7. Музыка быта в прошлом и настоящем – Ростов-на-Дону, 1996

8. От фольклора до джаза: Сб. статей – Ростов-на-Дону, 2002.

9. Сохор А. О массовой музыке // Вопросы социологии и эстетики Т. 1 – Л.: 1980.

10. Конен В. Этюды о зарубежной музыке – М., 1975.

11. Поп-музыка: взгляды и мнения: сборник статей – М., 1977.

12. Роланд П. Рок и поп: словарь М., 2003.

13. Сыров В. Старые и новые реалии массовой культуры // История отечественной музыки второй половины ХХ века СПб., 2005. С. 514-540.

Проблематика семинарских занятий

Семинар 1. Отечественная рок-музыка.

1. Представители рок-андеграунда.

2. Советский рок-абсурдизм

3. Взаимоотношения отечественной рок-музыки с западным роком

 

Семинар 2. “Третье направление”. Камерно-эстрадный жанр

1. “Третье направление” - путь синтеза массовой и академической музыки.

2. Предпосылки возникновения жанра камерной эстрады и его истоки.

3. Поэтические предпочтения камерной эстрады.

4. Способы и формы интерпретации поэтического текста.

5. Драматургия песни и камерно-вокального цикла.

6. Связь со зрелищными искусствами: театром, кино, телевидением.

 

Семинар 3. Тенденции отечественной массовой музыки 90-х годов.

1. Массовая музыка в системе рыночных отношений. Формировани отечественного шоу-бизнеса и поп-индустрии.

2. Новые экономико-технологические условия “производства” популярной музыки и е исполнителей.

3. Визуально-сценический облик современной эстрады.

4. поп-музыка на телевидении. Видеоклипы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...