Контрольно-оценочные средства
Фонд оценочных средств дисциплины
Массовая музыкальная культура
Направление подготовки
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Профиль
«Музыковедение»
Квалификация (степень)
Бакалавр
Фонд оценочных средств составлен на основании ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, рабочего учебного плана, рабочей программы дисциплины
Обсужден и утвержден на заседании кафедры истории и теории музыки
Протокол № 2от «22» сентября 2016 года.
И.о. заведующего кафедрой
истории и теории музыки
канд. иск., доцент Вихорева Т.Г. __________
Автор-составитель – канд. иск., доцент Королева А.В.
Рецензенты: канд., иск. доцент Гаврилова В.С.
Паспорт Фонда оценочных средств дисциплины Массовая музыкальная культура
Дисциплина «Массовая музыкальная культура» входит в вариативную часть учебного плана и является дисциплиной по выбору.
Предварительные компетенции
Для освоения дисциплины «Массовая музыкальная культура» обучающиеся используют знания, умения, практический опыт, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История музыки», «История», «Философия», «Фортепиано», «Русский язык и культура речи», «Народное музыкальное творчество», «Гармония».
Формируемые компетенции, знания, умения, практический опыт, критерии оценки
Таблица 1.
Формируемые компетенции
| Этапы формирования
| Знания, умения, практический опыт
| Критерии оценки на всех уровнях формирования компетенций
|
способность
применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ОПК-3);
готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5).
|
4-5 семестры (очное отделение)
4-6 семестры (заочное отделение)
| В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
историю эстрадной, джазовой и рок-музыки;
основные методы научного исследования музыкального произведения;
уметь:
применять теоретические знания при анализе произведений, относящихся к массовой музыкальной культуре,
рассматривать явления массовой музыки в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;
подбирать материал для исследования в области массового музыкального искусства на базе материалов сети Internet, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его;
владеть:
профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом, применяемым при изучении массовой музыки;
методами и навыками критического анализа музыкальных произведений;
развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению.
| -умение проявить свои знания в области изучаемого материала, как в рамках устной беседы, так и письменного ответа;
-умение самостоятельно, логично и последовательно излагать и интерпретировать материалы учебного курса;
-готовность к творческому осмыслению и интерпретации изучаемых стилей и направлений, сложившихся на протяжении исторического развития массовой музыкальной культуры;
-способность к анализу стилей и направлений, складывавшихся в рамках развития массовой музыки. Умение аргументировать свою позицию с точки зрения музыкально-слуховых представлений;
-овладение основными терминами и понятиями изученного курса, умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.
|
План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок изучения дисциплины
Таблица 2.
Очное отделение:
Семестр
| Текущий контроль
| Промежуточный контроль
|
4 семестр
| Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар
|
|
5 семестр
| Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар
| Экзамен
|
Заочное отделение:
Семестр
| Текущий контроль
| Промежуточный контроль
|
4 семестр
| Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар
|
|
5 семестр
| Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар
|
|
6 семестр
| Проверка конспектов, тест, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация, семинар
| Экзамен
|
Текущий контроль
Текущая аттестация студентов по дисциплине «Массовая музыкальная культура» проводится в соответствии с Положением о текущем и промежуточном контроле знаний и промежуточной аттестации студентов факультета высшего профессионального образования и является обязательной. Текущая аттестация по дисциплине «Массовая музыкальная культура» представлена следующими формами: проверка конспектов, тестирование, устный опрос, письменный опрос, реферат, доклад, доклад-презентация.
Формы и виды текущего контроля. Таблица 3
Форма контроля
| Краткое описание, содержание
| Сроки проведения
| Компетенции
| Критерии оценки
|
Проверка конспектов
| Проверка конспектов – оценивание педагогом качества самостоятельного изучения студентом предложенной литературы по изучаемой теме. Проверке подвергается полнота охвата студентом предложенного для изучения материала, умение профессионально грамотно и емко изложить и усвоить основные положения данной научной работы
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Качество самостоятельной работы;
Умение применять получаемые в процессе изучения дисциплины навыки и умения в практической деятельности
|
Тестирование
| Тестирование – форма текущего контроля, предполагающая проверку качества усвоения студентом учебного материала по изучаемой теме (тематическому разделу). Проводится в письменной форме, включает как вопросы с вариантами ответов, так и вопросы, предполагающие аналитический подход к изученным явлениям
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Количество верных ответов.
Отлично – 95-100 %.
Хорошо – 84-94%
Удовлетворительно – 72-83%
Неудовлетворительно - ниже 72%
|
Устный опрос
| Устный опрос – форма текущего контроля, которая позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, полученных по прохождении темы (тематического раздела) курса; во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи. Устный опрос может быть как индивидуальным, так и фронтальным. Во время индивидуального опроса отвечает один студент, остальные оценивают качество ответа, будучи готовыми продолжить и (или) дополнить его. Во время фронтального опроса организуется беседа, в которую преподаватель включает всех студентов.
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Умение логично и аргументировано излагать учебный материал, собственные оценочные суждения по предлагаемым вопросам
Владение навыками устной речи и публичных выступлений, способность участвовать в свободной дискуссии по вопросам, выносимым на обсуждение.
|
Письменный опрос
| Ответы на заранее сформулированные вопросы преподавателя в письменной форме.
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Количество верных ответов.
Владение навыками письменной речи.
|
Викторина
| Проверка усвоения студентами музыкальных произведений. Письменная фиксация прослушанных фрагментов.
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Количество верных ответов, полнота описания музыкального фрагмента.
Оценка «отлично» определено 100-80% звучащих примеров, безошибочно указаны все параметры музыкальных фрагментов
Оценка «хорошо» определено от 70-80% звучащих примеров, или более указанного количества, с допущением небольших неточностей при описании фрагментов.
Оценка «удовлетворительно» верное определение 50-60 % звучащего материала или более указанного количества с теми или иными неточностями при описании.
Определение менее половины звучащих фрагментов неудовлетворительно.
|
Реферат
| Реферат – форма текущего контроля, направленная на углубление текущих знаний студентов в рамках курса. Реферат представляет собой доклад на определённую заранее тему, включающий как обзор соответствующих литературных и других источников, так и изложение основных идей и положений тех исследовательских работ, на основе которых он составлен
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Соответствие содержания заданной теме.
Логичность структуры
последовательность и грамотность изложения материала, соответствующее оформление цитат и иного заимствованного материала.
Соблюдение сроков и требований к оформлению реферата.
|
Доклад (доклад-презентация)
| Доклад (доклад-презентация) представляет собой устное сообщение, дополняющее какую-либо тему в рамках курса. В докладе могут быть затронуты проблемные аспекты, связанные с тем или иным ракурсом, расширяющим "поле" изучаемой темы.
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Содержание и его соответствие теме;
логика изложения и структурирования материала, способность делать обобщения, оформлять материал с использованием современных компьютерных технологий;
результативность работы с литературными, энциклопедическими источниками и Интернет-ресурсами.
демонстрация владения базовыми знаниями, исследовательскими навыками;
соблюдение временного регламента навыки публичного выступления, форма подачи материала.
|
Семинар
| Семинар – форма текущего контроля, в рамках которой в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам (обсуждения) темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов. Основными видами семинаров являются: а) семинар, направленный на углублённое освещение основных методов изучения дисциплины; б) семинар, предполагающий глубокую проработку отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы; в) семинар исследовательского типа, в рамках которого могут быть затронуты некоторые частные проблемы науки о музыке для углубления их разработки.
| В течение всего срока изучения дисциплины
| ОПК-3, ОПК-5
| Соответствие содержания выступления заданной теме.
Логичность структуры
последовательность и грамотность изложения материала.
Наличие элементов научно-исследовательского поиска в процессе проработки вопросов семинара.
|
Промежуточный контроль
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Массовая музыкальная культура» проводится в соответствии с Положением о текущем и промежуточном контроле знаний и промежуточной аттестации студентов факультета высшего профессионального образования, рабочим учебным планом направления подготовки 05.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство и является обязательной. Промежуточная аттестация по дисциплине «Массовая музыкальная культура» представлена экзаменом. Экзамен – форма промежуточной аттестации, котораявключает в себя устный ответ студента по предложенным билетам, а также викторину из фрагментов ранее изученных произведений. В процессе экзаменационного ответа педагогом могут быть предложены дополнительные вопросы по ранее пройденным темам, что позволяет проконтролировать качество усвоенного студентом в течение семестра учебного материала.
Формы и виды промежуточного контроля. Таблица 4.
Форма контроля
| Содержание
| Сроки проведения
| Компетенции
|
Экзамен
| Ответы на вопросы экзаменационных билетов, итоговая викторина.
| 5 семестр (очное отделение)
6 семестр (заочное отделение)
| ОПК-3, ОПК-5
|
Шкала оценивания:
В основе оценки знаний по данной дисциплине лежат следующие основные требования:
– освоение содержания учебного курса в комплексе профессиональных знаний, умений и навыков;
– логически стройное и аргументированное изложение содержания тем;
– умение соотносить теоретические знания с практическими навыками;
– систематическая самостоятельная работа студента.
Ответ на экзамене заслуживает оценки «отлично» в том случае, если студент обнаруживает знания, в полной степени отвечающие предъявляемым к ответу требованиям. Оценка «отлично» отражает свободную ориентацию в проблематике предлагаемой темы. Студент уверенно демонстрирует приобретенные навыки и отвечает на все вопросы преподавателя, в том числе и дополнительные; обнаруживает знания, полученные при изучении не только учебной, но и монографической литературы, а также владеет специальной терминологией и профессиональной эрудицией. По форме ответ, претендующий на оценку «отлично», должен излагаться уверенно, логически стройно и грамотно.
Оценка «хорошо» характеризует ответ, в целом удовлетворяющий вышеперечисленным критериям, но вопросы темы раскрыты в узком объеме и студент лишь частично ответил на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за то, что ответ учащегося не обнаруживает достаточные знания в объеме данной учебной программы и показывает поверхностную осведомленность в ответах на дополнительные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие знаний по данной дисциплине и за невыполнение требований промежуточной и итоговой форм отчетности.
Оценка ответа представляет собой среднеарифметическое из всех оценок, выставляемых за ответ по каждому предложенному вопросу. Определенную роль могут оказывать такие факторы, как отношение к учебным занятиям (посещение лекций, семинаров), оценки, полученные в течение семестра, общий уровень музыкальной подготовки, культурный уровень в целом.
Контрольно-оценочные средства
2.1. Примерные образцы заданий для текущего контроля
Примерный перечень произведений для прослушивания
· композиции К. Шульце
· альбомы группы “Рink Floyd”
· альбомы группы “Веаtles” ()
· композиции Саймона и Горфанкла
· композиции Дж. Милза
· фрагменты из рок-опер:
· А. Журбина
· А. Рыбникова
· Р. Гринблата
· И. Барданашвили
· И. Калныньша
· Г. Купрявичуса
· “В ритме сердца” А. Петрова
· “Любовь Д'Артаньяна” М. Вайнберга
· “Дульсинея Тобосская” Г. Гладкова
· “Сестра Керри” Р. Паулса
· “Свадьба Кречинского” А. Колкера
· “Неистовый гасконец” К. Караева
· Первая симфония А. Шнитке
· Четвертая симфония А. Эшпая
· Вторая симфония С. Слонимского
· Четвертая симфония И. Калныньша
Примерный список вопросов для самостоятельной проработки (подготовка рефератов, докладов, докладов-презентаций)
· Зарождение джаза: имена и идеи;
· Русский рок 1990-х: особенности развития
Рекомендуемая литература для конспектирования:
1. Андрущенко Е. Мюзиклы Э.Л. Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты, Жанр, Стилистика. Исследование. Ростов-на-Дону, 2007.
2. Цукер А. Единый мир музыки. Ростов-на-Дону, 2004.
3. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз» - Л.: 1990.
4. Кампус З. Мюзикл – Л.: 1983.
5. Конен В. Рождение джаза – М.: 1984
6. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла – М.: 1982
7. Музыка быта в прошлом и настоящем – Ростов-на-Дону, 1996
8. От фольклора до джаза: Сб. статей – Ростов-на-Дону, 2002.
9. Сохор А. О массовой музыке // Вопросы социологии и эстетики Т. 1 – Л.: 1980.
10. Конен В. Этюды о зарубежной музыке – М., 1975.
11. Поп-музыка: взгляды и мнения: сборник статей – М., 1977.
12. Роланд П. Рок и поп: словарь М., 2003.
13. Сыров В. Старые и новые реалии массовой культуры // История отечественной музыки второй половины ХХ века СПб., 2005. С. 514-540.
Проблематика семинарских занятий
Семинар 1. Отечественная рок-музыка.
1. Представители рок-андеграунда.
2. Советский рок-абсурдизм
3. Взаимоотношения отечественной рок-музыки с западным роком
Семинар 2. “Третье направление”. Камерно-эстрадный жанр
1. “Третье направление” - путь синтеза массовой и академической музыки.
2. Предпосылки возникновения жанра камерной эстрады и его истоки.
3. Поэтические предпочтения камерной эстрады.
4. Способы и формы интерпретации поэтического текста.
5. Драматургия песни и камерно-вокального цикла.
6. Связь со зрелищными искусствами: театром, кино, телевидением.
Семинар 3. Тенденции отечественной массовой музыки 90-х годов.
1. Массовая музыка в системе рыночных отношений. Формировани отечественного шоу-бизнеса и поп-индустрии.
2. Новые экономико-технологические условия “производства” популярной музыки и е исполнителей.
3. Визуально-сценический облик современной эстрады.
4. поп-музыка на телевидении. Видеоклипы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: