Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 9. Советское государство и правовая система (1945-1991).

 

План лекции:

1.Развитие государственного строя в послевоенный период (1945-1964 гг.).

2.Советское государство и правовая система в 1965-1985 годах.

3. Изменения в государственном строе, политике и праве страны в 1985-1991 годах.

Разгром гитлеровской Германии поставил перед народами СССР на первый план вопросы восстановления и послевоенного развития народного хозяйства. Задача заключалась в том, чтобы в короткий срок полностью восстановить народное хозяйство освобожденных районов и превзойти довоенный уровень развития всего народного хозяйства СССР. Районы СССР, бывшие во временной оккупации, занимали накануне Отечественной войны по отношению ко всей территории СССР значительный удельный вес: в численности населения — 45%, в валовой продукции промышленности — 33%, в посевных площадях — 47%, в поголовье скота (в переводе на крупный скот) — 45% и в протяженности железнодорожных путей — 55%. Материальные издержки и потери народного хозяйства СССР, полученные в результате нападения гитлеровской Германии, означали: прямые потери имущества, т.е. основных и оборотных фондов СССР, уничтоженных или похищенных оккупантами; прямые военные расходы и дополнительные расходы, вызванные войной и перестройкой народного хозяйства; потери продукции и народного дохода в районах, подвергавшихся оккупации, вследствие прекращения производства; уменьшение народного дохода во время и после войны в связи с потерями в людях, вследствие военных операций и в связи с гибелью и истреблением оккупантами части населения СССР. Материальный ущерб, нанесенный гитлеровской Германией и ее союзниками народному хозяйству Советского Союза, выражался, прежде всего, в истреблении части советского населения в оккупированных районах. Население городов и сел освобожденных районов Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР и Карело-Финской ССР за время оккупации значительно сократилось. Всего на оккупированной врагом территории оставалось не менее 73 млн человек гражданского населения (или 37% всего населения СССР). Общее число жертв гражданского населения в период оккупации составило 13 млн 684 тыс. 692 человека. Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР гитлеровской Германией и ее сателлитами, выражался также в уничтожении и разграблении основных и оборотных фондов СССР в оккупированных районах. На территории СССР, подвергавшейся оккупации, были полностью или частично разрушены и разграблены 31 тыс. 850 заводов, фабрик и других промышленных предприятий, не считая мелких предприятий и мастерских, 1 тыс. 876 совхозов, 2890 МТС, 98 тыс. колхозов, 216 тыс. 700 магазинов, столовых, ресторанов и других торговых предприятий, 4 тыс. 100 железнодорожных станций, 36 тыс. почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, радиостанций и других предприятий связи, 6 тыс. больниц, 33 тыс. поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 656 домов отдыха, 82 тыс. начальных и средних школ, 1 тыс. 520 специальных учебных заведений — техникумов, 334 высших учебных заведения, 605 научно-исследовательских институтов и других научных учреждений, 427 музеев, 43 тыс. библиотек общественного пользования и 167 театров. Не меньший материальный ущерб был нанесен сельскому хозяйству СССР. На территории СССР, подвергавшейся оккупации, уничтожено или похищено оккупантами 7 млн лошадей из общего количества 11,6 млн лошадей, бывших в этих районах до оккупации; истреблено 17 млн голов крупного рогатого скота из общего количества 31 млн голов. Была подорвана материальная база механизации земледелия: уничтожено или похищено оккупантами 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов, 46 тыс. зерновых тракторных сеялок, 35 тыс. молотилок. Немецкими оккупантами в оккупированных районах СССР разрушены транспорт и связь, уничтожен и похищен подвижной состав. Из 122 тыс. км железнодорожной колеи, бывшей до войны на территории СССР, подвергавшейся оккупации, разрушено и разграблено оккупантами 65 тыс. км железнодорожной колеи. Повреждено 15 тыс. 800 паровозов, 428 тыс. вагонов. Оккупанты уничтожили, потопили и захватили 4 тыс. 280 пассажирских, грузовых и буксирных пароходов речного транспорта и судов технического вспомогательного флота и 4 тыс. 029 несамоходных судов. Из 26 тыс. железнодорожных мостов разрушено 13 тыс. Варварскому уничтожению путем взрывов и поджогов подвергся жилой фонд населения СССР. Из 2 млн 567 тыс. жилых домов в городах СССР, подвергавшихся оккупации, уничтожено и разрушено 1 млн 209 тыс. В целом потери имущества, т.е. основных и оборотных фондов СССР, или прямой ущерб, который нанесен государству и населению в результате разрушений и разграблений государственного, кооперативного и личного имущества за период войны на территории СССР, подвергавшейся оккупации, оцененный по довоенным государственным ценам, составлял 679 млрд руб., или 128 млрд долл. США. По отношению к национальному имуществу СССР, находившемуся до войны на территории, подвергавшейся оккупации, потери имущества составляли около двух третей. Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР, означал, кроме того: прямые военные расходы и дополнительные расходы, вызванные войной и перестройкой народного хозяйства (включая финансирование военного строительства и производства, расходы на противовоздушную оборону, эвакуацию и реэвакуацию предприятий, и выплату военных пенсий); потери доходов населения и социалистических предприятий в период Отечественной войны вследствие прекращения производства в оккупированных районах. Этот материальный ущерб, т.е. прямые военные расходы и дополнительные расходы, вызванные войной, а также потери народного дохода населения и социалистических предприятий составили за период Великой Отечественной войны 1890 млрд руб. в государственных довоенных ценах, или 357 млрд долл. США. Ни одна страна за всю свою прошлую историю и в современной мировой войне не имела таких потерь и варварских разрушений от агрессоров, какие имеет наша родина. На первой послевоенной сессии Верховного Совета СССР (март 1946 г.) был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. В качестве основной задачи закон предусматривал «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности, а затем и превзойти этот уровень в значительных размерах». Общий объем капитальных затрат на пятилетку был определен в 157,5 млрд руб. Планировалось увеличить объем промышленной продукции (по сравнению с довоенным уровнем) на 1/2, а сельскохозяйственной продукции — на 1/3. Согласно официальным данным, первая послевоенная пятилетка была успешно выполнена за четыре года и три месяца, но это только в части выпуска промышленной продукции и восстановления, разрушенного войной хозяйства. Уже в 1948 г. объем промышленного производства превзошел довоенный уровень. Таким образом, на восстановление промышленности после Великой Отечественной войны ушло всего 2,5 года (на восстановление промышленности после Гражданской войны — шесть лет). В области сельского хозяйства плановые показатели не были достигнуты, хотя были увеличены бюджетные ассигнования, развернуты работы по электрификации сельскохозяйственного производства, в деревню было направлено большое количество техники (общее количество сельскохозяйственных машин за пятилетку увеличилось более чем два раза по сравнению с 1940 г.), с 1950 г. началось укрупнение колхозов (так, если в 1940 г. было 235,6 тыс. сельскохозяйственных артелей, то в 1953 г. — только 91,2 тыс.). С 1940 по 1952 г. валовая продукция сельского хозяйства увеличилась всего лишь на 10%. Причинами отставания роста сельскохозяйственного производства в этот период являлись засуха 1946 г., уменьшение поголовья скота, низкие заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию, отсутствие материальной заинтересованности колхозников в конечных результатах своего труда, ограничения хозяйственной самостоятельности колхозов и др. Несмотря на это, Советский Союз раньше других капиталистических стран — участников Второй мировой войны отменил карточную систему снабжения населения продовольствием и промышленными товарами — уже в 1947 г. (например, в Великобритании карточная система, по которой распределялись мясо, яйца, сахар, чулочно-носочные изделия, фактически сохранялась до 1955 г.). Тогда же были отменены высокие цены в кооперативной торговле, введены единые государственные розничные цены на продовольствие и промышленные товары. Одновременно постановлением ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР от 14 декабря 1947 г. была проведена денежная реформа.

Развитие государственного строя в послевоенный период (1945-1964 гг.) После окончания войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны СССР. Власть перешла к конституционным органам государственной власти и управления, хотя стиль руководства страной мало в чем изменился. Сталин сохранил в своих руках всю полноту власти, являясь одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета министров СССР и министром обороны СССР (20 марта 1947 г.). В феврале 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет СССР, в феврале 1947 г. — в верховные советы союзных республик. Однако Верховный Совет СССР на сессии собирался нерегулярно, по одному разу в год — для утверждения бюджета СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР сократил число членов своего Президиума с 24 до 16 человек. В феврале 1947 г. каждая из палат Верховного Совета СССР утвердила Положение о комиссии законодательных предположений и образовала такую комиссию. На них возлагались обязанности разрабатывать законопроекты по поручению соответствующей палаты Верховного Совета СССР или в порядке собственной законодательной инициативы, давать заключения по представленным в Верховный Совет СССР законопроектам. Это не соответствовало Конституции СССР 1936 г., которая не определяла круг субъектов, наделенных правом законодательной инициативы — в ней лишь отмечалось, что обе палаты Верховного Совета СССР в равной мере обладают этим правом. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон об образовании Правительства СССР — Совета министров СССР. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР, а Советы народных комиссаров союзных и автономных республик — в Советы министров соответствующих республик (при этом наркоматы стали именоваться министерствами). Всего в Совет министров СССР в 1946 г. входило 49 министерств (30 общесоюзных и 19 союзно-республиканских). Первые послевоенные выборы в местные Советы депутатов, трудящихся состоялись лишь в конце 1948 г. Однако на сессии местных Советов выносились в основном мелкие, второстепенные вопросы. Сессии Советов проводились нерегулярно, активность депутатов была невысокой. Список выступающих готовился заранее. Местное население не привлекалось к работе Советов и их постоянных комиссий. Судебная система. После окончания войны судебная система СССР стала приводиться в соответствие с Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г.: была сокращена сеть военных трибуналов (утратили свои чрезвычайные полномочия); военные трибуналы на транспорте были реорганизованы в линейные суды железнодорожного и водного транспорта; с декабря 1948 по февраль 1949 г. в РСФСР и других союзных республиках были проведены выборы народных судей и народных заседателей. Важным фактором усиления независимости судей явилось Положение о дисциплинарной ответственности судей, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г. Ранее в РСФСР право привлечения судей к дисциплинарной ответственности принадлежало министру юстиции РСФСР, начальникам управления Министерства юстиции РСФСР при исполкомах краевых, областных Советов депутатов трудящихся, хотя такой порядок и противоречил закрепленному в Конституции СССР 1936 г. принципу независимости судей. По новому Положению устанавливался исключительно судебный порядок наложения судебных взысканий на судей: для рассмотрения дисциплинарных поступков, совершенных судьями, создавались дисциплинарные коллегии в краевых, областных судах, судах автономных областей, военных трибуналах округов и флотов, верховных судах союзных и автономных республик, Верховном Суде СССР. Дисциплинарные коллегии действовали в составе председателя суда или его заместителя и двух членов по назначению председателя суда и рассматривали дисциплинарные проступки, совершенные судьями нижестоящих судов. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССРнаименования Генеральный прокурор СССР. После завершения Великой Отечественной войны Вооруженные силы СССР подлежали демобилизации. 23 июня 1945 г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии». К началу 1948 г. демобилизация в основном была завершена: из рядов Вооруженных сил было демобилизовано 3,5 млн человек; в народное хозяйство поступило большое количество военной техники и другого имущества. Были реорганизованы органы управления Вооруженными силами СССР. Наркомат обороны СССР был преобразован в Наркомат Вооруженных сил, который осуществлял управление и армией, и флотом (при этом Наркомат ВМФ был упразднен). При создании Совета министров СССР Главное управление контрразведки (СМЕРШ) и его органы были преобразованы в особые отделы и подчинены Министерству государственной безопасности СССР. В этот период принимались меры по повышению боеготовности и укреплению воинской дисциплины: в 1946 г. были утверждены новый Устав Вооруженных сил СССР и новый Дисциплинарный устав. Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР). Было образовано в марте 1946 г. Из МВД некоторые подразделения были переданы в органы госбезопасности: внутренние войска (1947 г.), транспортная милиция (1947), войска по охране особо важных объектов и железных дорог (1948): спецпоселения (1950). Вместе с тем в 1947 г. МГБ СССР было лишено функции осуществления внешней разведки. Все разведывательные ведомства и службы СССР (1-е Главное управление МГБ СССР, Главное разведывательное управление Министерства Вооруженных сил СССР, разведывательные и информационные структуры ЦК ВКП(б), МИД, Минвнешторга и т.д.) были объединены в Комитете информации при Совете министров СССР (в 1951 г. внешняя разведка была возвращена в МГБ СССР). В послевоенные годы в связи с ростом преступности возникла необходимость наделения функцией предварительного расследования органов милиции. В феврале 1948 г. в составе Главного управления милиции МВД СССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные отделы. На них возлагалась задача расследования уголовных дел, возбуждаемых оперативными отделами милиции. В связи с осложнением криминогенной обстановки (одной из причин которой стала амнистия в честь победы в войне в 1945 г.) в 1947 г. на особое положение были переведены подразделения милиции Москвы, столиц союзных республик, Ленинграда, Архангельска, Мурманска и Владивостока. Подразделения милиции в этих городах строились по войсковому принципу, на них были распространены уставы Советской армии. В 1948 г. был принят новый Дисциплинарный устав милиции и Устав постовой и патрульной службы милиции. В октябре 1949 г. в целях улучшения работы и укрепления кадрового состава милиции она была передана в ведение МГБ СССР. 17 января 1946 г. был издан приказ НКВД СССР об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабах страны. Он требовал повысить качество оперативной работы с тем, чтобы добиваться предупреждения и своевременного раскрытия преступлений, не допускать формирования преступных группировок. Всем органам уголовного розыска предписывалось в двухмесячный срок пересмотреть дела по нераскрытым убийствам, грабежам, разбоям и крупным кражам, выделить для их раскрытия наиболее опытных сотрудников. Также надлежало проверить состав негласного аппарата. В марте 1946 г. состоялось совещание министров внутренних дел республик, начальников УВД краев и областей, на котором прозвучало предложение о выделении из состава милиции специальной криминальной милиции. Однако решено было пойти по пути укрепления уголовного розыска. В июле 1946 г. отдел уголовного розыска Главного управления милиции МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска. Его деятельность строилась по территориальному принципу и преследовала цель организации борьбы со всеми видами уголовной преступности в масштабах СССР. За счет сокращения должностей технического состава увеличились штаты оперативных работников. В июне 1947 г. подобная реорганизация была осуществлена и в отношении аппарата БХСС. В 1951 г. был вновь учрежден институт сыщиков в уголовном розыске (переименованного в уголовный сыск). Институт сыщиков был призван повысить эффективность борьбы с преступным элементом, активизировавшимся в военные и послевоенные годы. Комплектовались сыщики из числа офицеров милиции и органов государственной безопасности. Сыщики должны были изучать и знать повадки и жаргон уголовных преступников, способы совершения ими преступлений и места сбыта краденого, умело производить осмотр места преступления и вести слежку, соблюдать конспирацию, в совершенстве владеть научно-техническими методами раскрытия преступлений. Им разрешалось производить вербовку агентуры, предписывалось для выполнения оперативных заданий в соответствующих местах (пивных, ресторанах, скупочных и т.д.) иметь осведомителей. При совершении преступлений сыщики собирали необходимые сведения на месте и приступали к розыску преступников, широко используя средства маскировки. В связи с реорганизацией деятельности аппарата уголовного сыска институт сыщиков был упразднен приказом МВД СССР от 30 января 1954 г. Судебная система по Основам законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Законом от 25 декабря 1958 года были утверждены Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. В соответствии с Основами правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик, верховными судами автономных республик, областными, краевыми, городскими судами, судами автономных областей и национальных округов, районными (городскими) народными судами, а также военными трибуналами. Основы фиксировали цели, задачи правосудия, отмечая, что правосудие в СССР осуществляется путем: 1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций; 2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных. Основы закрепляли следующие принципы осуществления правосудия: а) равенство граждан перед законом независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности и вероисповедания; б) осуществление правосудия в точном соответствии с законом; в) коллегиальность рассмотрения дел. Во всех судах первой инстанции дела должны рассматриваться в составе судьи и двух народных заседателей. Дела по кассационным жалобам и протестам — в судебных коллегиях вышестоящих судов в составе трех членов соответствующего суда. Дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступивших в законную силу, — в судебных коллегиях Верховного Суда СССР и верховных судов союзных республик — в составе трех членов соответствующего суда. Президиум суда рассматривает дела при наличии не менее 2/3 его состава; г) независимость судей и подчинение их только закону; д) судопроизводство осуществляется на языке союзной или автономной республики с обеспечением для лиц, не владеющих языком, на котором рассматривается дело, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке; е) разбирательство ведётся открыто, поскольку законом не предусмотрено исключение; ж) обвиняемому обеспечивается право на защиту. Основы определяли, что в целях осуществления защиты действуют коллегии адвокатов, являющиеся добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Закреплялось также участие прокуроров в суде с определением их компетенции, предусматривалось участие общественных обвинителей и защитников в суде. Судебная система СССР включала суды Союза ССР и суды союзных республик. К судам Союза ССР относились Верховный Суд Союза ССР и военные трибуналы, к судам союзных республик — верховный суд союзной республики, верховные суды автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей, национальных округов, районные народные суды. Судебная система строилась в соответствии с административно-территориальным и национальным делением Союза ССР. Основы предусматривали порядок, сроки избрания и состав судов различных инстанций. В частности, состав Верховного Суда СССР представлял: а) Судебную коллегию по гражданским делам, б) Судебную коллегию по уголовным делам; в) Военную коллегию; г) Пленум Верховного Суда СССР. Верховный Суд СССР являлся, по Основам, высшим судебным органом СССР и избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Таким образом, граждане не принимали непосредственного участия в избрании состава Верховного Суда. Судьей и народным заседателем мог быть избран гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет. В отличие от Верховного Суда СССР избрание состава районных народных судов осуществлялось на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет гражданами района. Устройство и компетенция, а также порядок выборов военных трибуналов определялись положением «О военных трибуналах», в соответствии с которым военные трибуналы организовывались и действовали в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, воинских соединениях и гарнизонах. Кодификация советского права, её результаты. После Великой Отечественной войны в политической жизни страны происходили серьезные изменения, устранялись жесткие наказания, которые, возможно, были оправданны в условиях военного времени. Необходимо было сформировать и скорректировать нормы права, которые бы отражали новое состояние общественных отношений. Поэтому вполне закономерной выглядела кодификация права, осуществленная в 50–60-х годах.25 декабря 1958 года были утверждены Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, установившие, что задачи советского уголовного законодательства состоят в охране советского общественного государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств. Основы определяли принципы, общие положения уголовного законодательства, основания уголовной ответственности, действие уголовного закона во времени. В Основах содержалось понятие преступления, под которым понималось предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный и государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Структурно Основы состояли из четырех разделов: I — «Общие положения», II — «О преступлении», III — «О наказании», IV — «О назначении наказания и об освобождении от наказания». При кодификации уголовного права необходимо было ликвидировать ту законодательную базу, которая отражала существо взаимоотношения гражданина и государства, суровость меры наказания. Недопустимо было сохранять уголовную ответственность за гражданско-правовые и трудовые нарушения, что явно не соответствовало существовавшей практике жизнедеятельности в стране победившей страшного врага. Можно отметить, что произошли позитивные изменения в уголовном праве, закрепленные в процессе кодификации. Естественно, что кодексы союзных республик фактически отразили многие нормы Основ, привнеся некоторую национальную специфику, но эти особенности не оказались решающими.Кодифицировано было и гражданское право. 8 декабря 1961 года приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Необходимость кодификации также была очевидной. Административная экономика претерпевала изменения, которые должны были найти отражение в гражданском законодательстве. Основы обозначили отношения, регулируемые гражданским законодательством, определили основания возникновения гражданских прав и обязанностей: из сделок, административных актов, актов планирования; в результате открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создания произведений науки, литературы, искусства; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий. Основы определили формы социалистической собственности; регулировали положение государственной собственности, собственности колхозов и других кооперативных организаций и их объединений. Основы подчеркивали противозаконность извлечения нетрудовых доходов из личной собственности, определяли круг наследников по закону первой очереди, а установление наследников второй очереди относили к компетенции союзных республик, устанавливали ряд договоров, прав и обязательств по ним.Кодифицировано было и семейно-брачное право. В 1968 году приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье, в соответствии с которыми приняты кодексы в союзных республиках. Установлен минимальный брачный возраст — 18 лет, а по законам союзных республик он мог снижаться до 16 лет.В том же году издаются Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, закрепившие государственную собственность на землю, причем все сделки, нарушающие право государственной собственности на землю, признавались недействительными.Происходят изменения в области колхозного права: был принят Примерный Устав колхоза 1969 года, который довольно подробно регламентировал нормы колхозной жизни, взаимоотношения между колхозом и его членами.В сфере финансового права можно отметить принятие Закона СССР 1959 года «О бюджетных правах союзных республик», определившего основы взаимоотношений между союзными республиками и Союзом ССР.В 50–60-х годах был принят ряд указов и законов, регулирующих трудовые правоотношения. Среди них следует отметить Закон 1960 года «О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на 7–6-часовой рабочий день». Кодификации подверглись практически все отрасли советского права. Это было необходимостью, исходящей из особенностей политического и экономического развития СССР. Кодифицированные источники права второй половины 50-х и 60-х годов отразили изменения, происшедшие в политической жизни страны, так называемая «оттепель» в известных пределах смягчила суровые нормы права. Уголовное право. Наряду с Основами уголовного законодательства СССР и союзных республик был принят Закон СССР от 25 декабря 1958 года «Об уголовной ответственности за государственные преступления». К особо опасным государственным преступлениям относились: измена Родине, шпионаж, террористический акт, в том числе против представителя иностранного государства, диверсия, вредительство, антисоветская агитация, пропаганда войны, наказания за которые были довольно суровые. Этот же Закон определял и иные государственные преступления. Был также принят Закон СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления». Под воинским преступлением понималось предусмотренное указанным Законом преступление против порядка несения воинской службы, совершенное военнослужащим, а также военнообязанным во время прохождения учебных сборов. В дальнейшем был принят ряд законов и изданы указы об уголовной ответственности. Была отменена уголовная ответственность беременных женщин за производство абортов и заменена уголовная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах мерами административного воздействия, усилена ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников, усилена ответственность за изнасилование, взяточничество, за самовольную без надобности остановку поезда.Характеризуя последующие изменения в уголовном праве, можно отметить, что был установлен 14-летний возраст наступления уголовной ответственности, максимальный срок лишения свободы снижен до 15 лет, расширены возможности применения условно-досрочного освобождения и применения общественного воздействия, но одновременно не произошло серьезных изменений в уголовной ответственности за государственные и иные особо опасные преступления в плане смягчения наказаний. Уголовно-процессуальное право. Наступившие в уголовном праве изменения не могли существовать изолированно. Были также осуществлены изменения в уголовно-процессуальном праве (в 1958 году приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик), в частности, среди прочих задач уголовного судопроизводства констатировалась невозможность привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных лиц. Подчеркивалось, что никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом: никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.Наряду с неприкосновенностью личности можно было выделить следующие принципы уголовного процесса: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, обеспечение обвиняемому права на защиту, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.Отдельный раздел Основ посвящен участникам процесса, их правам и обязанностям. Были определены органы предварительного следствия, дознания, полномочия следователя, порядок осуществления надзора при производстве дознания и предварительного следствия; закреплены порядок предания суду, производство дел в судах первой инстанции, а также производство в кассационной и надзорной инстанциях.Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве свидетельствовали о поиске новых способов установления взаимодействия между государственно-правовыми принудительными институтами и гражданином, чья жизнь, достоинство, здоровье, общечеловеческие потребности часто оказывались вне сферы охраны со стороны права. Реформа отраслевого государственного управления СССР в 1957 – 1964 гг. Необходимость реформирования обусловливалась наличием проблемы повышения эффективности управления народным хозяйством. По мнению нового руководства страны, прежняя централизованная система сковывала инициативу предприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. В этой связи необходимо было реорганизовать систему отраслевого государственного управления.Проведённое в 1954 – 1957 гг. сокращение численности управленческого аппарата, ликвидация ненужных подразделений в министерствах и ведомствах, объединение мелких хозяйственных организаций позволило вывести из сферы управления около миллиона человек.Законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», принятым Верховным Советом СССР 10 мая 1957 г., устанавливался территориальный принцип управления промышленностью и строительством на основе экономических административных районов. В соответствии с Законом, в мае – декабре было ликвидировано 14 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Всего было упразднено 141 общесоюзное, союзно-республиканское и республиканское министерство.В союзных республиках было образовано 105 экономических административных районов. Управление экономикой и строительством в каждом таком районе осуществлялось советами народного хозяйства – совнархозами, образуемыми Советами Министров союзных республик в составе Председателя, заместителей и членов совнархоза. В непосредственное подчинение совнархозов были переданы предприятия и организации министерств авиационной, оборонной, радиотехнической, химической и других отраслей промышленности. Сами совнархозы подчинялись Совету Министров союзных республик, а также республиканскому Совету народного хозяйства.Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Но достичь эту цель не удаётся. Существенных изменений в развитии промышленности и строительства не происходит. Обнаруживались новые недостатки – расцвет местничества. Совнархозы стремились обеспечивать необходимой продукцией и сырьём «свои предприятия» в ущерб выполнению общегосударственных планов. Возникли трудности и с координацией деятельности совнархозов, и с планированием народного хозяйства СССР. Госплан СССР не обеспечивал планирования и координации деятельности 105 совнархозов.С целью устранения возникших недостатков, партия и государство проводят следующие мероприятия: 1) осуществляют укрупнение совнархозов (в РСФСР вместо 67 совнархозов создаётся 24); 2) создают Совет народного хозяйства СССР для координации деятельности совнархозов; 3) образуют Высший Совет Народного Хозяйства СССР; 4) создают государственные комитеты Совета Министров СССР по различным отраслям народного хозяйства. К 1964 г. таких комитетов насчитывалось более 40. В результате этих реорганизаций система управления стала сложной и запутанной. Возникли волокита, сложный и длительный процесс решения вопросов.11 января 1963 г. издаётся Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР в соответствие с которым капитальное строительство было изъято из ведения совнархозов и передано в подчинение Госстроя СССР. Совнархозы стали выступать в роли заказчиков, а капитальное строительство велось организациями, подчинёнными непосредственно Госстрою СССР.Таки образом, главная причина неудачного реформирования состояла в том, что с созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством не были положены социально-экономические методы, учитывавшие специфику народного хозяйства страны и менталитет народов её населявших.

Советское государство и правовая система в 1965-1985 годах. Суровым испытанием для социалистического строя стала Великая Отечественная война, завершившаяся героической победой советского народа. В короткий срок Страна Советов залечила тяжелые раны войны, значительно укрепила свой экономический, научно-технический и оборонный потенциал, упрочила свое международное положение. Социализм в нашей стране победил полностью и окончательно. Преодолевая трудности, идя неизведанным путем, советское общество шло вперед в экономическом, социально-политическом и духовном развитии. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс, окрепли социалистические общественные отношения, сформировалась новая социальная и интернациональная общность людей — советский народ. Государство диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство. Упорный труд советского народа, крупные успехи в экономике, социальной и политической сферах, науке и культуре вывели СССР на новые исторические рубежи. Исторический опыт наглядно подтвердил огромные преимущества социализма в сфере на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...