Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Циклограмма исследовательской деятельности учащихся

Система работы МБОУ «СОШ №14» (НОЦ) по интеллектуально-творческому развитию учащихся

Автор: Глыбина Ирина Васильевна, учитель МБОУ «СОШ№14» (НОЦ)

Нынешнее образование ориентировано на развитие интеллектуально развитой личности. Со­временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично раз­вивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведе­ний, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно ис­пользовать их в своей работе.

Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследо­вательской деятельности школьников. Под учебно-исследова­тельской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением уче­никами творческой, исследовательской задачи с заранее неизвест­ным результатом (в различных областях науки, техники, искусст­ва). И предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой ис­следования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.  Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потре­бителями готовой информации. Так как современная систе­ма образования ориентирует учителя не на передачу знаний в го­товом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятель­ности школьника и доведения её до уровня исследовательской ра­боты, выходящей за рамки учебной программы, возникает необходимость совместного творческого труда педагога и обучающегося.

Цель программы интеллекту­ально-творческого развития учащихся – создание условий для развития  аналитических способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности.

Поставив цель – создание условий для интеллектуального развития, мы постарались устано­вить, что же необходимо для раскрытия интеллектуально-творче­ского потенциала ребёнка. Были выделены следующие ус­ловия: организационные, информационные, методические, психо­логические, педагогические.

Содержание работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся НОЦ

Организационные условия: создание творческой группы учите­лей – руководителей исследовательских работ. Тьюторское сопровождение всего исследовательского процесса.

Информационные условия:

· Создание каталога публикаций по организации исследо­вательской деятельности;

· Создание базы данных об одарённых детях,занима­ющихся исследовательской работой;

· Создание базы данных учителей, занимающихся исследо­вательской работой;

· Создание базы данных исследовательских работ учащихся;

· Ознакомление учителей и учащихся с проводимыми кон­курсами разных уровней, требованиями к написанию исследова­тельских работ;

· Разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию исследовательской работы.

Методические условия:

· Диагностика учителей и учащихся, отражающая их отно­шение к исследовательской деятельности, технологиям развиваю­щего обучения, готовности к инновационным процессам;

· Анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями технологий развивающе­го обучения;

· Информирование педагогов о новых технологиях развивающего обучения;

· Ознакомление педагогов с теоретическими основами ис­следовательского подхода в обучении;

· Консультации по руководству исследовательской дея­тельностью учащихся;

· Создание методической копилки материалов;

· Обобщение опыта по применению технологий развиваю­щего обучения.

Психологические условия:

· Диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской дея­тельности;

· Проведение тренингов со школьниками, которые занима­ются исследовательской работой;

· Создание программы работы Интеллектуального клуба старшеклассников, являющихся связующим компонентом в системе работы.

Педагогические условия:

· Создание школьного научного общества;

· ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;

· организация и проведение школьных научных конфе­ренций;

· стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях (премии ПАО «Метафракс»);

· организация познавательных игр, конкурсов;

· организация летних профильных отрядов («МиФ»);

· проведение выставок достижений учащихся;

· организация проектной деятельности школьников (8-10классы).

Циклограмма исследовательской деятельности учащихся

Циклограмма исследовательской деятельности включает в себя следующие виды работ:

• сентябрь – создание научного общества учащихся; постановка задач и планирование работы на текущий учебный год; формирование предметных секций научного общества; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований; закрепление руководителей работ за определенными учащимися; теоретические занятия; индивидуальные консультации;

• октябрь–работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме; посвящение вступивших в члены научного общества учащихся, создание Совета НОУ; теоретические занятия; индивидуальные консультации:

• ноябрь – сбор материала по теме исследования; теоретические и практические занятия; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ;

• декабрь – сбор и систематизация материала по проблеме; теоретические и практические занятия; заседание Совета НОУ; проведение конференции по защите избранных тем; индивидуальные консультации;

• январь – сбор и систематизация материала по проблеме; заседание Совета НОУ; практические занятия; индивидуальные консультации;

• февраль – систематизация материала по проблеме; начало оформления работы; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ;

• март – завершение оформления работы; рецензирование исследования; заседание Совета НОУ; участие в школьной и районной конференциях научного общества учащихся; индивидуальные консультации;

• апрель – оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ; заседание Совета НОУ; награждение победителей; выпуск газеты «НОУшонок»;

• май – общее собрание НОУ; передача эстафеты от старших школьников к младшим; составление перспективного планирования.

При определении тематики ученических исследований учитывались следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальную выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;

6) грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы). В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности, использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов;

На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление учащихся с Положением об ученической исследовательской работе и основными требованиями к ней. Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.

После определения формулировки рабочего названия темы (с окончательным названием можно определиться только после завершения собственно исследования) учащийся-исполнитель исследования переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы), его задачи, методы и этапы, а также делается прогноз ожидаемых результатов исследования.

Для определения состояния изученности темы, уточнения цели исследования, выбора оптимальных методов работы необходимо тщательное знакомство учащихся с литературой по выбранной ими проблеме. Первоначально ученик занимается поиском литературы, получив необходимую информацию по теме у руководителя работы. Не случайно теме «Библиотека - твой помощник» посвящается одно из первых заседаний НОУ, на котором учащиеся знакомятся с правилами работы в библиотеках, получают навык ускоренного поиска необходимой информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий. Для закрепления данного навыка руководителю научного общества учащихся целесообразно организовать учебное занятие в библиотеке.

На следующем этапе работы с литературой следует обучить учащихся брать на вооружение цитируемые в изданиях работы, а также публикуемые в отдельных изданиях исчерпывающие библиографические списки по необходимой юному исследователю проблематике. Помимо этого, ученики должны научиться оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий.

В первые два-три месяца работы учащимся необходимо усвоить общие навыки работы с литературой:

1) уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;

2) конспектировать основные положения литературного источника;

3) грамотно выписывать и систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).

Итогом усвоения навыка работы с литературой должна быть способность учащихся написать фрагмент работы, который условно можно назвать «обзор литературы по проблеме исследования».

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьной конференции по защите избранных тем, ежегодно проводимой в декабре. Помимо осознания полученных на данном этапе результатов исследования, учащиеся приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии.

За два месяца до защиты ученической исследовательской работы начинаются занятия по формированию умений и навыков оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями.

После завершения оформления работы руководитель пишет рецензию на нее и сосредоточивает свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования.

При подготовке к защите следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.

Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

• актуальность и новизна исследования;

• характеристика использованных источников и литературы;

• характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

• обоснование выбора методов исследования;

• основные выводы по содержанию работы.

 Творческая модель защиты предполагает:

• оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;

• демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;

• оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

• выводы по работе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...