Технологии подготовки экскурсии
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведении. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Самый важный этап в подготовке экскурсии - отбор экскурсионных объектов, создание яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызвать у них желание вернуться в этот туристический центр еще раз. Аксиомой экскурсионного процесса является правило: "от показа к рассказу", предполагающих первичность зрительных впечатлений перед устной информацией. Далее разрабатывается технологическая карта экскурсий, как своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффективность экскурсионной методики. По намеченному плану создается текст: контрольный - для туристкой фирмы и индивидуальный, с учетом особенностей самого исполнителя - для экскурсовода. Часто текст содержаний экскурсий оперативно адаптируется на реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории. Подготовка экскурсии проходит три основных ступени: Предварительная работа, где идет разработка темы, определение целей и задач. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Поэтому каждая экскурсия должна иметь свою четкую тему. Тема объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Таким образом, тема экскурсии - это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания "банка" экскурсии. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.
После выбора темы определяется цель экскурсии. Цель экскурсии - это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. А цель в свою очередь тесно связанна с понятием "идея", так как предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея, как замысел экскурсии, как главная ее мысль неразрывно связана с темой. Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задача экскурсии в том, чтобы достичь целей путем раскрытия темы. То есть продемонстрировать заранее подробные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы. Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема. Но это редко получается. Причина: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств. Экскурсионный объект - предмет (явление), дающий представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы, искусства, вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. [2 - c.281]
В качестве объектов могут выступать: места связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью великих людей; технические экспонаты; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; археологические памятники и т.д. Познавательную ценность объекта можно определить благодаря историческим, территориальным и методическим особенностям. Так же она может быть выражена во времени - в минутах (часах) осмотра, что определяется объемом информации, содержащейся в объекте. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута, то есть наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Исходя из выбранных объектов, составляется маршрут экскурсий, как наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, позволяющий раскрыть содержание экскурсии. Маршрут - путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. Экскурсионные маршруты могут строиться по следующим принципам: хронологическому; тематическому; комплексному (тематико-хронологическому). Хронологический - показ объектов с момента их возникновения или создания. Это свойственно экскурсиям исторической, литературно-библиографической тематике. Такие принципы построения маршрута обычно посвящены жизни и деятельности выдающихся людей. [4 - с.11] Тематический принцип связан с раскрытием определенной темы в жизни города. Комплексный (тематико-хронологический) принцип присущ обзорным экскурсиям. Самое главное в маршруте - это последовательный объезд и показ объектов; наличие доступности объекта (площадки для его осмотра); место стоянки транспорта; время переезда (перехода) от одного объекта к другому (хронометраж); продолжительность экскурсии.
После объезда (обхода) составляется схема маршрута, подготавливается контрольный текст экскурсии. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержаться в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. [4 - c.11] В контрольном тексте приводятся цитаты, цифровые данные со ссылками на источники, а также материалы, которые могут составить содержание выступления, заключения и логических переходов между подтемами экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Также в этот этап разработки экскурсии входит портфель экскурсовода - комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. И завершается подготовка экскурсии составлением методической разработки - документа, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Заключительная ступень - это прием (защита) экскурсии на маршруте. Это и утверждение новой экскурсии руководителем учреждения. Здесь в основном речь идет о самом экскурсоводе и подготовке его речи.
Экскурсовод - человек, обладающий определенным талантом и способностями к экскурсионному делу, владеющий не только большим багажом знаний в предметной области экскурсии, как специалист. Но рядом личных качеств лидера и актерского мастерства, умений оратора и навыков экскурсионного дела и экскурсионных методов. [1 - c.130] Есть мнение, что экскурсия - это театр одного актера, и это во многом правильно. Таким образом, мы рассмотрели сложный процесс технологии подготовки экскурсии, требующий специальных знаний и навыков. И поняли, что экскурсия - это произведение конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению, и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. И так в первой главе мы раскрыли суть экскурсии. Но не просто дали определение, а познали экскурсию изнутри, то есть показали саму технологию создания экскурсии, где мы подробно смогли изучить все составляющие части экскурсии через технологию создания. Так же проследили, как создание экскурсии формирует характерные для нее признаки, по которым мы можем определить, что данный процесс является экскурсией. Так первая глава послужила своеобразным "скелетом", по которому будет рассмотрена вторая глава. Вторая глава в свою очередь будет рассматривать цели первой главы на примере экскурсии Невьянск-Таволги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|