Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммерческое наименование как способ индивидуализации производителей товаров.

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.

Знаки товаров и услуг (торговая марка).

Гражданский кодекс определяет торговую марку следующим образом: «торговой маркой может быть какое-либо обозначение или какое-либо комбинация обозначений, которые пригодны для выражения товаров (услуг), которые производятся (оказываются) одним лицом, от товаров (услуг), которые производятся (оказываются) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, литеры, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов» (ст.492 ГК Украины).

Парижской конвенцией по охране промышленной собственности выработано несколько важных базовых принципов в отношении товарных знаков: введен национальный режим охраны товарных знаков и правила их регистрации.

Путем Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков открылась возможность предоставления единого товарного знака для национальной и международной регистрации, который будет признаваться всеми странами-участницами, что в значительной степени помогает снизить стоимость затрат.

Существенное значение играет в данной сфере и Соглашение ТРИПС, положения которого направлены на усиление роли обладателей товарных знаков.

В зависимости от способа идентификации может выделить отдельные виды знаков:

словесные знаки, которые являются наиболее эффективными, которые легко воспринимаются и на слух, и визуально. Среди словесных знаков, как пишет П.П.Крайнев, «часто встречаются имена великих людей – Наполеон, Колумб, Хмельницкий и т.д., … для обозначения торговых марок, но такую возможность можно вывести из п.5 ст.6 Закона. Если можно использовать имя известного лица с его разрешения, то, очевидно, можно использовать и имя человека давно умершего, если разрешения спросить уже не у кого».[1] Среди словесных знаков выделяют два типа. Первый тип – словесные знаки, в которых охраняются только само слово (например, Славутич). Другой тип – это знаки, выполненные в особенной шрифтовой манере. У этих знаков охраняется шрифт, характер расположения букв, их относительный размер, фон и т.д.;

изобразительные знаки для торговых марок могут быть художественные, графические, и т.д. Изобразительный знак должен обладать некоторыми признаками, в частности он должен быть в обязательном порядке новым. В содержание данного признака включается оригинальность знака, которая позволит отличить его от других знаков. Другим признаком является признак возможности маркировки товаров или услуг;

это объемные знаки. Применение объемных знаков встречается не очень часто - это может быть форма бутылки, куска мыла. Применение объемных знаков встречается не очень часто - это может быть форма бутылки, куска мыла. Самым характерным примером является форма бутылки «Кока-колы»;

это комбинированные знаки, которые объединяют словесное и изобразительное обозначение, и которые имеют смысловое значение. Как пишет П.П.Крайнев данные знаки подразделяются на три вида: «1) обозначения, в которых преобладает словесная часть; 2) обозначение, в которых имеет место совмещение словесного и изобразительного обозначения с целью их совместного воздействия; 3) обозначения, в которых преобладает изобразительная знаков. Знаки обслуживания отличаются от торговых марок только лишь назначением – первые должны отличать услуги одних лиц от других, которые их предоставляют, от таких же услуг других лиц;

коллективный знак является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками».

Субъекты прав на торговую марку.

Гражданский кодекс Украины устанавливает, что имущественные права интеллектуальной собственности на торговую марку принадлежат обладателю соответствующего свидетельства, обладателя международной регистрации, лицу, торговую марку которого признано в установленном порядке хорошо известной, если иное не установлено договором.

Торговая марка может быть зарегистрирована на имя юридического или физического лица, а также объединения лиц и их правопреемников. Иностранные юридически и физические лица также могут быть субъектами прав на торговую марку.

Гражданский кодекс Украины предусматривает, что к имущественным правам субъектов прав на торговую марку являются: право на использование торговой марки; исключительное право разрешать использовать торговую марку; исключительное право препятствовать неправомерному использованию торговой маркой, в том числе запрещать такое использование (ч.1ст.495 ГК Украины).

Использованием торговой марки признается применение ее на товарах и при оказании услуг, для которых ее зарегистрировали, на упаковке товаров, в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, во время показа экспонатов на выставках, в проспектах. Признается использование торговой марки в Интернете, а также воспроизведение доменных имен.

Собственник имущественных прав на торговую марку вправе на основании лицензионного договора передать данные имущественные права иным лицам.

При подаче заявки следует выполнить определенные формальности. Так, заявка должна относиться к одному знаку. Заявка должна быть составлена на государственном языке и содержать следующее документы: а) заявление о регистрации; б) изображение заявляемого обозначения; в) перечень товаров и услуг, для которых заявитель испрашивает регистрацию знака, сгруппированных по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знака (ч.4 ст.7 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».

В совокупность необходимых документов включается и заявление, которое должно содержать фамилию, имя и отчество заявителя (заявителей), если заявка подает юридическое лицо, то следует указать юридический адрес такого заявителя.

Знак для товаров и услуг может быть заявлен в каком-либо цвете или сочетании цветов. В таком случае, в заявлении должен быть указан данный цвет или сочетание цветов. К заявлению могут быть поданы цветные изображения данной торговой марки в нескольких экземплярах.

Для подачи заявки необходимо оплатить соответствующий сбор.

 

Коммерческое наименование как способ индивидуализации производителей товаров.

Гражданский кодекс Украины не дает четкого определения понятия «коммерческого наименования», п.1 ст.489 ГК Украины только указывает, что правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно дает возможность отличать одно лицо среди иных и не вводит в заблуждение потребителей относительно действительной его деятельности.

В юридической литературе выработаны специальные правила в отношении определенных элементов коммерческого (фирменного) наименования: 1) использование в коммерческом наименовании ряда слов, указывающих на виды специфической деятельности, возможно, только если лицо действительно зарегистрировано в качестве субъекта такой деятельности (слова «банк», «кредитная организация» могут указывать только лица, обладающие лицензией на совершение банковских операций); 2) использование в коммерческом наименовании ряда географических названий возможно только после получения соглашения соответствующего органа; 3) некоторые факты действительности должны находить свое отражение в коммерческом наименовании.

На основании изложенного, можно выделить основные признаки, которые присущи коммерческому (фирменному) наименованию: коммерческое наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.

Право на коммерческое наименование приобретается с момента государственной регистрации юридического лица. В соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», регистрирующий орган должен проверить указываемое в документах фирменное наименование с тем, чтобы оно не совпадало с коммерческим наименованием уже зарегистрированных юридических лиц. Таким образом, происходит проверка коммерческого наименования на новизну.

Субъекты прав на коммерческое наименование.

Нормальный экономический оборот возможен только при условии идентификации субъекта. Коммерческое наименование по своей природе призвано идентифицировать юридическое лицо, поэтому принадлежать данное право может только юридическим лицам. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обычно приобретают и осуществляют права и обязанности под собственными именами, что, общему правилу, является достаточным для их индивидуализации.

Достаточно актуальным является вопрос о моменте возникновения у юридического лица права на коммерческое наименование. Гражданский кодекс Украины определяет, что «право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование является действительным с момента первого использования этого наименования» (ч.2.ст.489 ГК Украины). Подобное положение свидетельствует об отсутствии регистрации коммерческих наименований. Однако Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» закрепляет возможность осуществлять резервирование наименований юридических лиц государственным регистратором на территории соответствующей административно-территориальной единицы (п.1ч.1.ст.6 Закона).

Содержание права на коммерческое наименование составляет его сущность, которая заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным коммерческим наименованием. Право на коммерческое наименование возникает с момента его первого использования. Право на коммерческое наименование является исключительным, абсолютным, бессрочным, неотчуждаемым.

 

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а пользователь, в свою очередь, обязуется использовать указанные права с соблюдением ограничений, возложенных на него законом или договором, и уплачивать установленное вознаграждение.

 

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, взаимным возмездным.

Положения о коммерческой концессии определены в украинском законодательстве в новых ГК и ХК. Следует отметить, что концессия использовалась на территории бывшего СССР, достаточно вспомнить о создании, начиная с конца 80-х годов на основе “Интуриста” отелей, входящих в известные мировые гостиничные сети (“Шератон”, “Кемпински”), фотоателье (“Кодак”, “Фуджифильм”). Подобного рода деятельность широко распространена в странах с развитой экономикой, где она известна под названием “франчайзинг”. Франчайзинг как особый вид договора появился в 19 веке в США, а затем распространился по всему миру. Основное его назначение состояло в том, чтобы распространить влияние известных производственных, торговых, обслуживающих и иных коммерческих обществ на такие сферы экономики, в которых филиалы или дочерние компании оказываются нерентабельными. И тогда возникает идея передачи только “маски” предпринимателя (средств его индивидуализации - фирмы, товарного знака), а не имущественных ценностей на основе особого договора, франчайзинга. Этимологический термин “франчайзинг” восходит к французским корням: “франшиза” - льгота, привилегия.

Цель коммерческой концессии - содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем.. Таким образом, договор коммерческой концессии интересен не сам по себе, а в связи с тем, что он призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг.

Согласно ст. 407 ХК принципами концессионной деятельности являются:

- выбор концессионера на конкурсной основе;

- комплексное и оплатное использование объекта концессии, участие государства, органов местного самоуправления в частичном финансировании объектов концессии социального назначения;

- обеспечение прав и законных интересов потребителей продукции (услуг), которые предоставляются концессионерами и т.д.

Элементы договора коммерческой концессии - правообладатели и пользователи, предмет, цена, срок, форма и содержание.

Правообладатель - это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Естественно, он должен быть надлежащим образом легитимирован как обладатель этих прав. Правообладатель должен быть предпринимателем.

Пользователь - лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Он также должен быть предпринимателем.

Предмет договора - исключительные права, принадлежащие правообладателю. к этим правам законом отнесены (ст. 1116 ГК Украины) право на фирменное наименование, на коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания. Иными словами, речь идет об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности.

Ценой договора коммерческой концессии является вознаграждение, которое полежит уплате правообладателю пользователем.

Форма. Согласно ст. 1118 ГК договор коммерческой концессии заключается в письменной форме. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации органом, который осуществил гос. регистрацию правообладателя, если правообладатель иностранный субъект, то регистрация осуществляется по месту регистрации пользователя.

Содержание:

Обязанности правообладателя: обеспечить государственную регистрацию договора; предоставлять пользователю постоянное техническое и консультационную помощь; контролировать качество товаров (работ, услуг).

Обязанности пользователя: использовать торговую марку или иное по назначению; обеспечить соответствующее качество товаров (работ, услуг); придерживаться инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение должного использования переданных им прав; не разглашать секреты производства или иную конфиденциальную информацию.

Ответственность правообладатель несет субсидиарную при условии, что предъявляются к пользователю в связи с некачественностью товаров (работ, услуг), проданных пользователю.

По требованиям, которые предъявляются к пользователю как производителю правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...