Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из очерка журналистки Е. Юрьевой

АЖОГИН Вячеслав Васильевич

Родился 14.10.1945, с. Ястребиново Вознесенского района

Николаевской области

Капитан Мурманского тралового флота, в 1987-1989 годах генеральный директор Карелрыбпрома.

Окончил Мурманские мореходное училище (1966) и высшее инженерное морское училище (1984) по специальности судовождение на морских путях. С 1966 года работал матросом, помощником, старшим помощником капитана, капитаном-директором на судах Мурманского тралового флота. В 1982-1985 годах начальник отдела кадров, заместитель начальника МТФ по кадрам.

После 1989 года переехал в Петрозаводск, работал в структурах Карельского республиканского правительства (зам. министра сельского хозяйства и рыболовства), исполнительным директором некоммерческого партнерства Ассоциация рыбопромышленников «Северо-Запад».

 

Фото середины 1980-х годов

 

 

С ВЕРОЙ В КОЛЛЕКТИВ

Из очерка журналистки Е. Юрьевой

Два года подряд экипаж ППР «Глетчер» не выполнял поставленных перед ним задач. И тогда летом 1976 года капитаном-директором этого судна был утвержден Вячеслав Васильевич Ажогин. Молодому капитану было оказано большое доверие. И он его оправдал. «Глетчер» с тех пор всегда возвращался с промысла с выполненным заданием. И с тех самых пор капитан-директор Ажогин занял прочное место в ряду своих коллег, тех надежных капитанов, скромных и преданных делу, неустанными трудами которых траловый флот сохраняет и приумножает престиж старейшего орденоносного флота страны.

Вячеслав Васильевич – моряк по призванию. Еще в детстве, надев купленную бабушкой матроску, он видел себя капитаном. Его путь из Николаевской области в Мурманск, где жила к тому времени его мать – Александра Михайловна, был целеустремлённым. С одного «захода» он стал курсантом Мурманского мореходного училища имени И. И. Месяцева. Его послужной список обычный — четвертый, третий, второй помощник капитана и на крупных, и на малых судах. Памятной вехой в его моряцкой биографии стала работа старшим помощником капитана на БМРТ «Капитан Скорняков». Здесь его отметили медалью «За трудовую доблесть».. Спустя некоторое время судовой комитет выдал В. В. Ажогину рекомендацию для поступления на заочное отделение высшего инженерного морского училища

Любопытна учетная карточка Вячеслава Васильевича тех лет. С 1967 года по 1974-й там записано 15 различных поощрений. Они заняли все отведенное для них место, а также всю главу … «взыскания». Все, кто знает Ажогина, в первую очередь отмечают в его характере ту самую целеустремленность, с которой он осуществил свою мечту и которая определила весь его дальнейший путь.

Умеет капитан Ажогин ловить рыбу. Лучшее свидетельство тому – досрочное выполнение пятилетнего плана. Но рыба рыбой. Только для Вячеслава Васильевича главное – люди, его экипаж. Да будь напитан хоть семи пядей во лбу, считает он, решают дело творческий труд, рабочие руки моряков.

Характерно его выступление на партийном собрании в рейсе, который начался 30 марта прошлого года. После ремонта судна экипаж «Глетчера» был сформирован заново, преимущественно из молодых, малоопытных моряков.

– Выполнение обязательств, в конечном итоге, будет зависеть от того, насколько правильно мы сами поймем поставленную перед коллективом задачу, и от тогo, как мы, коммунисты, сумеем ее довести до каждого моряка, – сказал тогда Ажогин, имея в виду социалистические обязательства в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина.

А что значит «довести до каждого моряка»? Можно приказать. Но В. В. Ажогин предпочитает опираться на общественность. Пусть нужное слово будет сказано на рабочем собрании, заседании судового комитета, в беседе политинформатора, на занятиях в школе коммунистического труда… Дверь капитана всегда настежь, сам он частый гость в каютах моряков. Его увидишь на палубе, рыбофабрике, в «курилке». Быть среди людей – для этого он находит время и в самый «пиковый» период промысла.

А как же иначе? Разве вышли бы моряки на дополнительные ночные подвахты? А вот на «Глетчере» идут охотно – коммунисты судна, капитан-директор умеют убедить, поставить конечную цель, пробудить энтузиазм. Иным словом это не назовешь, ибо дополнительные подвахты материальных благ не сулят.

В одном из рейсов экипажу было дано большое задание по выработке тушки, а сырье оказалось малоподходящим. Из управления флота идут радиограммы, устраиваются совещания на промысле. А пока иные капитаны, получившие аналогичное задание, доказывали, что тушку делать не из чего, на «Глетчере» ее медленно, но верно изготовляли. Результат – 120 тонн продукции улучшенного ассортимента.

Первый помощник капитана А. К. Попов работает бок о бок с капитаном В. В. Ажогиным всю пятилетку. Между ними полное взаимопонимание и доверие.

– В. В. Ажогин умеет разглядеть в моряке хорошее, – говорит он, надеется на человеческую совесть, до конца может поверить в лучшие качества моряков. Бывает, к недисциплинированному моряку применены все меры воспитательного воздействия, над наказывать, все к этому склоняются, а капитан просит – давай еще раз побеседуем! Бывает, сложно складывается промысловая обстановка. Накаляются страсти. Уйду с этого корабля, скажет в запальчивости иной моряк. Но попробуй потом его спиши!

Боцман коммунист Р. С. Гильманшин не воевал, молод был. Но мера в оценке человека у него одна – пойдет ли он с ним в разведку? С капитан-директором В. В. Ажогиным, говорит он, хоть куда!

А ведь по сути В. В. Ажогин мягкий, тактичный, вежливый человек. Одернуть, окрикнуть – не в его характере, хотя в решении сложных вопросов принципиален, бескомпромиссен. И секрет его организаторских способностей, по-видимому, заключается в безграничной вере в творческие возможности экипажа, умении ставить на первый план достоинство каждого отдельного его члена.

И вот они, эти моряки: коммунисты старший мастер по добыче Э. А. Аракелян, мастер добычи М. А. Филатов, матрос-рыбообработчик Н. Я. Курбан, боцман Р. С. Гильманшин, комсомольцы моторист В. П. Смоян, рефмашинист Н. В. Малиновский, беспартийные электрик В. П. Сывак, матросы палубной команды А. А. Никифоров и Г. В. Кошкин, матросы-рыбообработчики A. Г. Олейник, Э. Р. Ильвес и Ш. Г. Мифтахов, машинист рыбомучной установки B. А. Латыпов и другие – многонациональная семья рыбаков, завершившая в минувшем рейсе пятилетку.

Учиться заочно трудно.

– В рейсе разве что на переходах за книгу сядешь, – говорит В. В. Ажогин. – Больше в отпуске наверстываю. Сейчас, когда общеобразовательные предметы закончились и идут специальные, легче. Учебные программы осваиваю в срок.

Да иначе и нельзя. Капитан – пример для молодых моряков. А еще растут у него два сына, и для них он должен быть примером.

– Как только отец после длительного рейса заходит в дом, — говорит Нелли Петровна Ажогина, – все преображается. Сыновья начинают лучше учиться, крепко подтягиваются. И сколько у нас в доме радости!

А Вячеслав Васильевич спешит в школу. Он – председатель родительского комитета в 6 «а». И когда он на берегу длительное время, его влияние распространяется на весь класс.

– Ох, как нужен отец в доме постоянно, – говорит Нелли Петровна, втайне надеясь. что перейдет муж на берег. Хотя, как дочь моряка, она понимает, что это нелегко.

Нелегко потому, что у Вячеслава Васильевича — это призвание, осуществленная мечта, что это – только начало. Впереди новые достижения, победы. Поймут отца и сыновья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...