Глава 2. Совершенствование механизма правового регулирования оказания услуг в области таможенного дела
Несоблюдение требований, предъявляемых к осуществляемой юридическими лицами деятельности в сфере таможенного регулирования, влечет наложение санкций как нематериального (например, лишение свободы, лишение права заниматься определенной деятельностью), так и материального характера (например, конфискация, штраф). В отличие от частных правоотношений, ответственность в публичном праве, как правило, наступает независимо от воли потерпевшей стороны и размера понесенного ущерба. Отмечается, что в таможенных правоотношениях основной гарантией защиты законных прав и интересов как участников внешнеэкономической деятельности, так и таможенных органов в целом, является, в первую очередь, предупреждение совершения профессиональными субъектами при реализации коммерческих услуг правонарушений. В рамках настоящего раздела подробно изучена ответственность юридических лиц - субъектов таможенных правоотношений. В результате совершения правонарушений и наложения санкций, регламентированных таможенным и административным законодательством, управомоченные субъекты лишаются права на осуществление деятельности в сфере таможенного дела. К числу таких мер ответственности относится, например, отзыв Свидетельства о включении в соответствующий Реестр. Согласно положениям Таможенного кодекса Российской Федерации перечень оснований, по которым Свидетельство о включении в соответствующий Реестр может быть отозвано, носит исчерпывающий характер. К примеру, неоднократное привлечение к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодательством предусмотрен общий порядок исключения юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. При этом подчеркивается, что исключение юридического лица из соответствующего Реестра не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем.
Особое внимание автором в данном разделе отведено институту таможенного контроля, играющего немаловажную роль в реализации таможенными органами задач по соблюдению законодательства субъектами таможенных правоотношений и пресечению возможных правонарушений. Совершенствование механизма оказания услуг должно реализовываться одновременно в нескольких направлениях. Одним из таких направлений должно быть совершенствование национального законодательства и приведение в соответствие с международным законодательством, в частности с Киотской конвенцией. К примеру, автор полагает целесообразным рассмотреть возможность внесения в Таможенный кодекс ряда изменений, носящих общий характер, с целью унификации терминологии (например, внесения понятия "таможенная процедура", "грузовая декларация" и др.). Другим направлением совершенствования рынка осуществления таможенных услуг представляется необходимость усовершенствования механизма реализации таможенного контроля. В этом вопросе важным аспектом работы таможенных органов является отказ от сплошного контроля в пользу системы, позволяющей управлять рисками, что соответствует международным требованиям и стандартам. В основе данной системы лежит принцип выборочности, использование оперативной информации правоохранительных органов и специальных служб, информатизация и аналитическая работа таможенных органов по выявлению и предупреждению правонарушений в области таможенного дела, основными критериями которой являются, к примеру, нарушения, имеющие устойчивый характер.
Исследование показало, что неотъемлемой частью дальнейшего развития системы управления рисками является использование информационных технологий, имеющих двоякое значение: регулирование применения в качестве сбора и обработки информации уполномоченными органами, а также регулирование отношений между субъектами предпринимательской и иной деятельности, в частности, деятельности юридических лиц, уполномоченных на осуществление услуг в таможенной сфере. Заключение
На основании проведенного анализа сделан вывод, что реализация таможенного контроля в полной мере распространяется и на юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного дела. Так, по мнению диссертанта, осуществление контроля за деятельностью таможенных брокеров (посредников) представляется наиболее необходимым, поскольку перед таможенными органами стоит задача - вывести российский институт таможенных брокеров (представителей) на уровень развития, сопоставимый с уровнем таможенных посредников европейских стран, а также максимально увеличить объемы товаров, оформляемых таможенными брокерами (посредниками). Еще одним важным направлением совершенствования рынка таможенных услуг, на взгляд диссертанта, является формирование современной таможенной культуры в соответствии с выделяемыми типами культуры экономического развития общества, включающих культуру выживания, культуру обмена, культуру потребления и коммуникационную культуру. В настоящее время культура российской таможни находится на второй стадии и нуждается в переходе на третью. Второй этап развития таможенной культуры характеризуется "открытием границ". Таможня при этом работает в режиме своеобразного фильтра,пропускающего людей и товары, разрешенные к перемещению, и, напротив, задерживающего товары, запрещенные к ввозу или вывозу. Третий же этап развития культуры таможни характеризуется прежде всего приоритетной ориентацией на интересы клиентов, усиление связи с ними и развитием информационной инфраструктуры.
Переход к третьему этапу развития культуры таможни во многом будет способствовать лучшему пониманию интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также приближению к общепринятым мировым стандартам, в частности, принятым в сфере оказания услуг в области таможенного дела. Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении последних лет нашим государством уже проведена большая работа по адаптации механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ВТО, призванной формировать культуру мировой торговли. В рамках сказанного можно выделить уже реализованные в этом направлении меры: признание принципа свободы торговли, право каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки и др. По мнению диссертанта, формирование современной таможенной культуры, как одного из направлений совершенствования механизма рынка таможенных услуг, предполагает осуществление мероприятий, направленных на совершенствование правоохранительной деятельности таможни, преодоление низкой правовой культуры, "культа таможни" в общественном сознании и политической практике, преодоление консерватизма таможенной деятельности и др. Литература
1. Аруев М.К. Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела // Бизнес в законе. 2008. № 2. 2. Григорьева Е.В. Использование системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. - М.: МАРТИТ, 2006. № 19 (41). Право. 3. Денисова М.С. Правовой статус участников оказания услуг в сфере таможенного регулирования // Стратегия и факторы инновационного развития социально-экономических систем. - М.: Издательство РАГС, 2006. 4. Денисова М.С. Правовое регулирование оказания услуг в сфере таможенного регулирования // Стратегия и факторы инновационного управления социально-экономическими системами. - М.: Издательство РАГС, 2006. № 2. 5. Денисова М.С. Правовой статус таможенного перевозчика // Новое в экономике и управлении. - М.: МАКС Пресс, 2006. 6. Денисова М.С. Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг // Новое в экономике и управлении. - М.: МАКС Пресс, 2008. № 17.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|