Судебная власть и ее роль в обществе.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Предмет и система дисциплины ПО Предмет дисциплины правоохранительные органы это -правовые нормы, регламинтирующие организацию и основы деятельностиправоохранительных органов Организация правоохранительных органов предпологает изучение их задач, системы, структуры и кадров. Деятельность правоохранительных органов детально не изучается, она изучается лишь в ее наиболее существенных чертах, т.е. Изучаются именно основы правоохранительной деятельности(например принципы правосудия, принципы организации прокуратуры и др.) В предмет учебной дисциплины прежде всего входят правовые нормы, регламентирующие российскую правоохранительную систему в настоящий период. Кроме того в предмет учебной дисциплины также входят правовые нормы, регламентирующие российскую правоохранительную систему в прошлом(исторический аспект), а также правовые нормы, регламентирующие правоохранительные органы зарубежных государств. В предмет учебной дисциплины также входят научные идеи и положения, касающихся организации деятельности правоохранительных органов.
Система учебной дисциплины – это определенная последовательность в изучении вопросов, образующих предмет учебной дисциплины. В связи с этим целесообразно выделить три части системы учебной дисциплины -Общая часть – изучаются вопросы об основных понятиях, предмете и системе дисциплины, нормативных источников курса -Особенная часть – изучаются вопросы организации деятельности российских правоохранительных органов(сначала государственных, а затем негосударственых, а среди государственных сначала судебные органы, а затем другие) -Специальная часть – изучаются вопросы организации деятельности правоохранительных органов зарубежных государств.
Правоохранительная деятельность и её основные признаки Признаки правоохранительной деятельности -Это деятельность реализуется в установленном законом порядке -Эту деятельность осуществляют лишь специальные государственные и негосударственные организации -Эта деятельность осуществляется с помощью применения мер юридического воздействия Правоохранительная деятельность – это осуществляемая в определенном законом порядке государственными и негосударственными организациями, деятельность по охране права. Правоохр.органы ПО-это гос.и негос. органы,специально созданные д/охраны права, укрепления законности и правопорядка,защиты прав и свобод граждан. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д. Основные направления ПО: 1) К контроль 2)правосудие 3) организационное обеспечение деятельности судов 4) прокурорский надзор 5)выявление и расследование преступлений 6)оказание юр. помощи.
Нормативные источники дисциплины и их классификация Нормативные источники курса – это нормативные акты, содержащие правовые нормы, регламентирующие организацию и основу деятельности правоохранительных органов. Особенности нормативных актов,регламентирующих орг-цию и основы д-ти ПО: 1) Единый федер. норматив.акт о ПО и правоохр.сис-ме,к сожалению отсутствует 2) Значит число норм.актов,регламентирующих ПО. Обусловлено это особой сложностью правоохр.сферы.Большое число ПО приводит к необх.соотв.числа норм.актов. 3) Различ.юр.сила различ.норм.актов (междунар.уровень,федер.и региональный) 4) В содержании норм.актов нас интересует прежде всего то,что касается организации ПО (напр. В УПК,ГПК,АПК,КоАП) 5) Несогласованность содержания норм.актов о ПО по отд.вопросам-вина законодателя. 6) Объем норм.актов о ПО различен. 7) До сих пор действуют «старые» норм.акты о ПО-напр.Закон «О судоустройстве РСФСР 1981 года» 8) Содержание норм.актов о ПО быстро изменяется. Для лучшего изучения содержания нпа их целесообразно классифицировать. В качестве критериев классификации могут быть избраны -юридическая сила нпа -содержание нпа Классификация нпа по их юридической силе 1. Международные правовые акты (например Всеобщая Декларации Прав Человека 1948, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950) 2.Конституция РФ(главы2 и 7) 3. Федеральные нормативные акты 3.1 федеральные конституционные законы (о судебной системе РФ, о конституционном суде РФ) 3.2 федеральные законы (1)систематизированные (УПК, ГПК и др.) 2)несистематизированные(о прокуратуре, о милиции и др.) 3.3 постановления палат федерального собрания РA (постановление верховного совета РСФСР 1991 о концепции судебной реформы в РСФСР) 3.4 указы и распоряжения президента РФ 3.5 постановления правительства РФ (постановления от 21 сентября 2006 о федеральной целевой программе “развитие судебной системы России на 2007-2011 годы”) 3.6 акты федеральных министерств(МВД РФ, Министерство Юстиции) и акты федеральных министерств и федеральных служб(ФСБ, Фед. Служба судебных приставов и др.) 3.7 акты генеральной прокуратуры РФ 3.8 акты конституционного суда РФ 3.9 акты верховного суда Рф и высшего арбитражного суда РФ
4. НПА субъектов РФ 4.1 конституция(устав субъекта РФ) 4.2 законы субъектов РФ(например законы о мровых судьях, закон о нотариате и др.) 4.3 акты законодательного органа власти субъекта РФ Классификация нпа по содержанию: 1 Общего характера 2 по судебной власти, правосудии и судах 3 об организационном обеспечении деятельности судов и органов его осуществляющих 4 о прокурорском надзоре и органах прокуратуры 5 о расследовании преступлений 6 об оказании юридической помощи Судебная власть и ее роль в обществе. Власть-в общественном ее понимании есть ср-во функционирования всякой соц.общности,заключ-ся в подчинении воли отд.субъектов,руководящ.роли в данном об-ве. Судебная власть-это способность и возможность специально уполномоченного госоргана/суда/ воздействовать на поведение органов гос.власти,органов мест.самоуправл.,должностных лиц,на обществ.организации,физ и юр.лица при помощи спец.ср-в. Осн. черты судеб.власти: 1)Судеб.власть-это вид гос.власти,поскольку судеб.власть осущ-ся только гос.органом-судом,выр-ет гос волю,установленную в зак-ве. 2) Судеб.власть осущ-ся только судом. Правосудие осущ-ся только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке представителей общественности. Преимущ-ва судеб.порядка разрешения соц.конфликтов состоят в след: 1.Суд как орган судеб.власти наиболее разумно и демократично устроен. 2. Осуществление правосудия поручено только беспристрастным,независимым профессиональным судьям. 3. Порядок д-ти суда детально разработан и имеет давнюю историю. 4. Суд нах-ся под контролем обществ.мнения. 3) Единство судеб сис-мы,котор. проявляется в: 1.единстве задач д/всех судов. 2. Установлении единой судеб.сис-мы РФ, конституции РФ и ФКЗ от 1996г «О судеб.сис-ме РФ». 3. Установлении единых правил судопроизв-ва 4. Установлении единых норм материальн.права. 5. Признание и исполнение решений судов на всей терр.РФ 6. Установление единого статуса судей. 7. Финансирование судей из ср-в федер.бюджета
4)Независ-ть судеб.власти-суды осущ-ют свои ф-ции,не испытывая какого-либо воздействия с чьей бы то ни было стороны. При осущ-ии правосудия суды не зависят от исп,законод.власти,от полит.партий и обществ.движений,их должност.лиц,от позиции сторон. Судья при рассм-ии дела должен руководствоваться законом,док-вами по делу,внутр.убеждениями и совестью. 5) Самостоятельность судеб.власти.При отправлении правосудия суды действуют без какой-либо подчиненности и все вопросы судейского корпуса решают самостоятельно. (Наличие органов судейского сообщ-ва). Решения суда не требуют какого-либо утверждения. 6) Исключительность-это наличие спец.мер юр.воздейств.(штрафы,лишение свободы,конфискации)в целях осущ-ия судеб.власти. Функции-это осн.направления д-ти судеб.власти. I. Общие: 1.регулятивная 2.охранительная. 3. Воспитательная 4. Превентивная(предупреждающая) 5. Контрольная II. Специальные: 1.Основные: -правосудия, -судеб контроль. Бывает конституционный-проверка норм.актов на соотв.Конституции, административный-проверка подзаконных актов на их соответствие зак-ву, судебный контроль-в уголов.судопроизв-ве. 2. Вспомогательные: -тезисные-толкование конституции -судеб.надзор -судеб.управление-рук-во д-тью судов -обобщение судеб.практики и статистика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|