Что такое исследовательская деятельность учащихся и зачем ею заниматься?
Как известно, дети должны ходить в школу. Там они работают на уроках, на которых усваивают необходимые сведения по школьной программе, посещают кружки и секции. Занятия в школе могут быть организованы по-разному. Традиционный путь — изложение учителем материала, а затем контроль его усвоения учениками. Но сейчас набирает популярность другой путь — когда ученики и учитель ставят перед собой вопросы, — те, которые ставили первооткрыватели законов в физике, химии, географии, экономике. И вместе ищут ответы на них. Такой путь больше захватывает учеников; материал, полученный своим трудом, запоминается гораздо лучше. Различные вариации подобного способа ведения занятий известны в образовании давно, разные авторы называют этот способ образования проблемным, или эвристическим, или выработкой критического мышления, или исследовательским. Критическое мышление — когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определенную работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению, различие заключается в том, что последнее ведет к новым инсайтам и решениям, в то время как первое выполняет функции проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок. [1] Эвристический метод — (от Εύρίςκω — нахожу) — применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель имеет в виду не только выспросить ученика относительно затверженного, но и возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. [2]
Проблемное обучение [греч. P roblēma — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. [3] В качестве примера исследовательского, или проблемного обучения можно привести деятельность Сократа. Вот как она описывается в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: Сократ ничего не писал, он вел беседы с людьми самого различного социального положения, стараясь вызвать в уме собеседника правильное понимание того дела, которого касалась беседа. Эти беседы и искусство направлять их к определенной цели Сократ называл меэвтикой, или родовспомогательным искусством, так как оно помогало собеседнику родить правильное понимание. Беседы Сократа касались всевозможных житейских случаев, которые служили ему для выяснения нравственных понятий; он беседовал с полководцами, но не гнушался и беседой с куртизанкой, которой старался внушить правильное понимание искусства нравиться. [4] Оставляя в стороне методику организации исследовательского обучения на уроках (см. например, публикации В.В.Пазынина[5]), в соответствии с темой нашей разработки, обратимся к методике выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников. Современный учитель, поставивший себе задачу идти вместе с учеником по тропе познания, выполнить и представить индивидуальную творческую работу, как и Сократ, должен использовать групповые формы работы, когда он может уделить внимание каждому ученику, обсуждая с ним интересующий его вопрос. Эти формы свойственны дополнительному образованию; наибольшим спросом среди родителей пользуются школы, где организованы многочисленные внеурочные формы работы. Еще большие возможности у учреждений дополнительного образования — центров, домов и дворцов творчества, суть работы которых — организация продуктивных занятий после школы. Среди образовательных программ, реализуемых во внеурочное время, особое место занимают программы с элементами исследовательской деятельности, в рамках которых ребята выполняют маленькие исследования. Конечно, они гораздо проще, чем работы взрослых ученых; но по своей структуре и методологии это — настоящие исследования, по духу и букве соответствующие большой науке.
В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать самостоятельно, творчески. Это особый тип мышления — исследовательский (похожие, но не тождественные наименования — эвристический, критический и т. д.). Когда у человека сформирован такой тип мышления, он способен задавать себе вопросы по поводу, как иногда кажется, обыденных вещей. Человек, обладающий таким навыком, приобретает способность критически анализировать информацию и разбираться в самых разных явлениях, например, насколько достоверна реклама, показанная по телевизору, перспективна ли фирма, в которой он собирается работать и т. д. Исследовательский тип мышления можно развивать у детей начиная с самого раннего возраста, поэтому и исследовательская деятельность может быть организована со школьниками всех возрастов, и даже с дошкольниками. Главные функции учебно-исследовательской деятельности:
На каждой из ступеней исследовательская деятельность является одним из главных средств достижения высоких метапредметных и личностных результатов обучения.
Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если он будет анализировать ее условия и искать наиболее эффективные пути ее выполнения (конечно, оставаясь в рамках своей служебной задачи). Этим определяется творческий подход в профессии. Поэтому и исследования можно организовывать как в ведущих лицеях, так и в обычных районных школах; будет различаться только уровень и сложность проводимой работы. Не только в работе — в быту, в семье, в дружеском общении способность исследовать очень полезна. Например, подмечая психологические особенности собеседника и его реакцию на те или иные слова, можно грамотно выстроить беседу и добиться желаемого результата. Современная школа должна обеспечивать школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ, это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в повседневной жизни. Для организации исследований в школе нужны специальные программы; необходим совсем другой тип взаимодействия между учителем и учеником. Значительная часть времени должна проходить в форме групповых и индивидуальных занятий, когда обсуждаются темы, структура каждой работы, составляется план. При этом проявляется так называемый «феномен научной школы», когда возникает личностный контакт взрослого и детей, он становится для них авторитетом не только в школе, но и в жизни. Если мы организовываем исследовательскую деятельность, то впоследствии она организует нас — воспроизводит ситуацию личностного контакта педагога и ребенка. При этом создается возможность индивидуальной диагностики потребностей и способностей каждого учащегося, включенного педагогического наблюдения и т. д. Учебные исследования задают среду совместной образовательной деятельности для учащегося и педагога, тем самым решая характерную для современного образования проблему, когда ученик занимается своей деятельностью, учитель — своей, а образовательный процесс, в рамках которого происходит развитие как учащегося, так и педагога, иногда связан с ними весьма опосредованно.
1. ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера,2002 г. 2. ↑ Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. 3. ↑ Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. 4. ↑ Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. 5. ↑ Пазынин В.В.. Модель исследовательского урока // Городская экспериментальная площадка «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся», серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы». М., Центр «Школьная книга», 2008. С. 125-131.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|