Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины.

 

       Этот раздел хотелось бы предварить следующим: во все время существования опричнины для Грозного было характерно стремление к безусловному и очень резкому разделению мира опричнины и “обычного” мира. Это проявилось отнюдь не только в дублировании большинства приказов и служб, отдельно и самостоятельно управляющих опричниной и земщиной, но, главное, в четко различимых и последовательных попытках Грозного изъять всю опричнину и каждого опричника из общего порядка вещей, сделать их как бы “не от мира сего”. Были разделены на опричное и земское:

а) верховная власть (опричнина передавалась в личный удел великому князю, Московское же государство (земщина) должно было управляться Боярской думой);

б) территория государства (причем из уездов, взятых в опричнину, выселялись все дворяне, в нее не принятые);

в) управление (большинство приказов были разделены, что сделало возможным практически независимое управление обеими частями государства);

г) финансы (каждая из частей государства имела свои собственные источники дохода);

д) судебная власть (она также была фактически разделена: по свидетельству Штадена вскоре после учреждения Опричного двора “великий князь послал в земщину приказ: “Судите праведно, наши (т.е. опричные - В.Ш.) виноваты не были бы”(43). Источники единодушны в том, что, как судьи, так и дьяки во все время существования опричнины решали дела в соответствии с этой формулой);

е) запрет на личное общение между опричниками и земскими. Тот же Штаден писал, что “если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел никогда их навещать”(44). И дальше: “Я рассуждал тогда так: я хорошо знал, что пока я в земщине, я проиграю {всякое} дело, ибо все те, кто был в опричных при великом князе, дали присягу не говорить ни слова с земскими. Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговоре - убивали обоих, какое бы положение они не занимали. Да это и понятно, ибо они клялись своему государю богом и святым престолом. И таких наказывал бог, а не государь”(45).

       Это свидетельство подтверждается двумя другими видными опричниками - Таубе и Крузе. Дворянин, вступающий в опричнину, по их сообщениям, клялся и целовал крест не только в верности государю, великой княгине и молодым князьям - наследникам Грозного, но также “не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего”(46).

ж) внешнее отличие опричных дворян. “Живя в упомянутом Александровском дворце, словно в каком-нибудь застенке, он (царь - В.Ш.) обычно надевает куколь, черное и мрачное монашеское одеяние, какое носят братья Базениане, но оно все же отличается от монашеского куколя тем, что подбито куньими мехами. По примеру тирана также старейшины и все другие принуждены надевать куколи, становиться монахами и выступать в куколях...”(47).

       А. Шлихтингу вторят Таубе и Крузе: “Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотого сукна на собольем или куньем меху.”(48).

з) особый образ жизни опричников в Александровской слободе. Соединение в нем элементов монашеской жизни и жизни служилых дворян. “...Великий князь каждый день встает к утренним молитвам и в куколе отправляется в церковь, держа в руке фонарь, ложку и блюдо. Это же самое делают все остальные, а кто не делает, того бьют палками. Всех их называет братией, также и они называют великого князя не иным именем, как брат. Между тем он соблюдает образ жизни, вполне одинаковый с монахами. Заняв место игумена, он ест один кушанье на блюде, которое постоянно носит с собою; то же делают все. По принятии пищи он удаляется в келью, или уединенную комнату. Равным образом и каждый из оставшихся уходит в свою, взяв с собой блюдо, ножик и фонарь; не уносить всего этого считается грехом. Как только он проделает это в течение нескольких дней и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он выходит из обители...”(49).

       Схожую картину рисует и другой источник. “Когда пробивает восемь часов, идет он снова в церковь, и каждый должен тотчас же появиться. Там он снова занимается пением, пока не пробьет десять. К этому времени уже бывает готова трапеза, и все братья садятся за стол. Он же, как игумен, сам остается стоять, пока те едят. Каждый брат должен приносить кружки, сосуды и блюда к столу, и каждому подается еда и питье очень дорогое и состоящее из вина и меда, и что не может сьесть и выпить, он должен унести в сосудах и раздать нищим... Когда трапеза закончена, идет сам игумен к столу. После того как он кончает еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в застенок, в котором постоянно находится много сот людей; их заставляет он в своем присутствии пытать или даже мучать до смерти безо всякой причины...”(50).

и) организационная структура Опричного монастыря. Распределение чинов в нем.

       Таубе и Крузе писали: “Этот орден (здесь уместно подчеркнуть, что ливонские дворяне, в отличие от русских, хорошо знакомые с такими образованиями, как монашеские ордена, ясно сознавали сходство с ними корпуса опричников - В.Ш.) предназначался для совершения особенных злодеяний. (...) Сам он (Иван Грозный - В.Ш.) был игуменом, князь Афанасий Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими распределяли службы монастырской жизни. В колокол звонил он сам вместе с обоими сыновьями и пономарем. Рано утром в 4 часа должны все братья быть в церкви; все неявившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие телесной слабости, не щадятся, все равно высокого ли они или низкого состояния, и приговариваются к 8 дням епитимии. В этом собрании поет он сам со своей братией и подчиненными попами с четырех до семи.”(51).

       Теперь, прежде чем перейти от характеристики Опричного монастыря к заключающим статью выводам, хочется отметить, что обильно цитируемые выше записки иностранцев, рисующие жизнь в Александровской слободе, давно и хорошо известны историкам, выдержки из них можно найти практически в любой монографии, посвященной царствованию Ивана IV. Однако во всех этих работах Опричный монастырь используется, к сожалению, единственно как яркий пример особой извращенности царя. Лейтмотивом этого взгляда служат следующие слова А. Шлихтинга: “Как только он проделает это в течение нескольких дней (т.е. поживет жизнью монаха - В.Ш.) и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он выходит из обители и, вернувшись к своему нраву, велит привести на площадь толпы людей и одних обезглавить, других повесить, третьих побить палками, иных поручает рассечь на куски, так что не проходит ни одного дня, в который бы не погибло от удивительных и неслыханных мук несколько десятков человек”(52).

       В последнее же время известным филологом и специалистом по семиотике Б. Успенским была сделана попытка рассмотреть Опричный монастырь в другом ракурсе - в рамках некоего маскарада, “антиповедения”, выражающегося “как в переряживании, так и в кощунственной имитации церковных обрядов”(53). Б. Успенский видит в опричниках “своего рода ряженых, принимающих бесовский облик и бесовское поведение”(54), и считает, что “...опричный монастырь Грозного в Александровской слободе - когда опричники рядятся в чернеческое платье, а сам царь называет себя игуменом этого карнавального монастыря, - по всей видимости, возникает под влиянием святочных игр”(55).

       Основанием для такого понимания опричнины служит для Б. Успенского, в первую очередь, сопоставление ее со Всешутейским собором Петра I. Вряд ли эта параллель оправдана. Если, как у современников Петра I, так и у его потомков равно не вызывало сомнений карнавальное, заложенное в самом названии шутовское назначение “собора”, то в отношение опричнины ни в одном из источников нет даже намека на возможность ее “веселого” понимания.

ВЫВОД

 

Как представляется автору, сделанный анализ позволяет прийти к следующим выводам. Полувековое царствование Ивана Грозного оставило глубокий и мрачный след в истории Росcии. Насыщенная драматическими событиями жизнь первого носителя титула русского царя интересовала многих историков и писателей. Как человек и как государственный деятель Иван 4-й был личностью сложной и противоречивой. Высокообразованный покровитель книгопечатания и сам писатель, государь, сделавший много для укрепления и расширения Российского государства, он своими руками разрушал то, что им было создано и при этом жестоко преследовал тех, кому был обязан успехами внутренней политики и внешнеполитическими победами.

 Во второй половине XVI века многочисленные мнимые и реальные заговоры убеждают Ивана IV в ненадежности старых уз, связующих монарха и подданных, их несоответствии самой природе верховной власти в России. Стремясь разрешить это противоречие, Грозный пытается соединить в своих руках как светскую, так и религиозную власть и заново выстроить весь комплекс своих взаимоотношений с подданными, сделав измену ему не только изменой раба господину, вассала сюзерену, но и главное - изменой Богу и вере. Учреждение опричнины было попыткой организации части дворянского сословия России на началах военно-монашеского ордена (то же назначение, тот же путь формирования, те же юридические права и привилегии), подобного Тевтонскому и Ливонскому (царь - глава ордена, игумен опричного монастыря, опричники - монахи). К 1572 г. планы Грозного потерпели провал, идея эта была им оставлена, и упоминание об опричнине запрещено под страхом наказания кнутом, но старая политика террора, которую историки именуют опричной, продолжалась и дальше.


Литература:

 

Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- М. Изд-во АН СССР,        1963;

Бахрушин С.В. Иван Грозный,М.,1945;

Виппер Р.Ю. Иван Грозный,М.,Л.,1944;

Смирнов И.И. Иван Грозный,Л.,1944.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного,М.,1964;

Скрынников Р.Г. Начало опричнины,Л.,1966;

Скрынников Р.Г. Опричный террор,Л.,1969;

Скрынников Р.Г. Иван Грозный,М.,1975;

Шмидт С.О. Становление российского самодержавства,М.,1973.

Кобрин В.Б. Иван Грозный,М.,1989.

Платонов С.Ф. Иван Грозный, Пг.,1923;

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного, М.,1964;

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб.,1910.

Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг.,1923.

Полное собрание русских летописей. СПб.,1904,т.XIII,с.392.

Живков В.М.,Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. В кн.: Языки культуры и проблемы переводимости. Сб.ст. М.,Наука,1987,с.49.

Ефимов Н.И. Русь - новый Израиль. Казань,1912.

Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.,1937,с.68.

Ключевский В.О. Соч.,т.2,ч.2. М.,1957,с.170.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.,1981,с.123.

Королюк В.Д. Ливонская война. М.,1954,с.60.

Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника. М.,1925,с.86.

Послания Таубе и Крузе. Русский исторический журнал. Пг.,1922,кн.8,

Новое известие о России времени Ивана Грозного. “Сказание” Альберта Шлихтинга. Л.,1934,с.27.

Успенский Б.А. Царь и самозванец., с.213.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...