Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 1 Температура как экологический фактор




Дипломная работа

«Жаростойкость растений разных экологических групп»

 

 

Работу выполнила:

Аббасова Алина Эдуардовна,

специальность 020400.62 - Биология

4 курс группа 5302

Научный руководитель:

Асеев Виктор Юрьевич, доцент, к. с.х. н..

 

 

Отметка о допуске к защите: ____________

 

Дата публичной защиты: _______________

 

Оценка: ____________ _____________(______________)

Подпись научного руководителя (расшифровка подписи)

 

 

Рязань 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

Литературный обзор

ГЛАВА 2

Методы диагностики и пути повышения жаростойкости

а)действие высоких температур

б)влияние высоких температур физиологические процессы

в)белки теплового шока(БТШ) и выживание растений

ГЛАВА 3

Температура как экологический фактор

ГЛАВА 4

Экологические группы растений по жаростойкости
а)ксерофиты

б)мезофиты

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность

 

То, как скажется действие тепла на растение, в первую очередь зависит от силы его воздействия(дозы и продолжительности): как кратковременная, так и стабильная продолжительная жара примерно одинаково вредно воздействуют на растение. Поэтому жаростойкость определяет степень выносливости некоторых высоких температур при их временном воздействии.

Приспособленность растений к условиям среды есть ни что иное, как результат эволюционного развития. В ходе филогенеза каждого вида растения в процессе эволюции выработались определенные потребности к условиям существования и приспособленность к занимаемой экологической нише. При изменении сложившихся условий растения путем перестроения физиологических процессов и морфологических изменений вновь приспосабливаются к условиям среды для продолжения своей жизнедеятельности. Разные экологические группы растений по-разному адаптируются к повышенным температурам. Все физиологические и биохимические процессы идут лишь в определенных температурных границах, которые,как правило, лежат в довольно узких пределах.

Исследование растений разных экологических групп на воздействие температурного фактора имеет большое физиологическое значение, так как растения проявляют устойчивость к данному явлению как результат приспособления к условиям существования.

 

Цель: изучение жаростойкости растений разных экологических групп(мезофитов и ксерофитов)

 

Задачи:

-обзор литературы по данной теме

- изучение методики исследования

-ознакомление с особенностями(ботаническими и физиологическими) растений данных экологических групп

-проведение исследований с испытуемыми видами растений разных экологических групп

-подведение итогов и практические рекомендации

 

ГЛАВА 1 Температура как экологический фактор

Пожалуй, одним из главных факторов, определяющих существование и развитие живых существ на Земле, является температурный фактор. И, соответственно, есть организмы, так или иначе зависимые от температуры окружающей среды. Одними из таких являются растения.

Растения- пойкилотермные организмы. Это значит, что температура их «тела» зависит от температуры окружающей среды. Но это утверждение не совсем полное, потому как, во-первых, растения являются ограниченными пойкилотермами, потому что могут лишь частично регулировать температуру своих тканей за счет процесса транспирации, а во-вторых, тепло, выделяемое при дыхании и используемое в процессах синтеза, не играет особую экологическую роль. Но,так или иначе, температура надземных частей растений может отличаться от температуры окружающей среды из-за обмена энергией с окружающей средой.

Так, например, растения высокогорий или Арктики, обитающие в местах, защищенных от ветра, или произрастающие вплотную к почве, несмотря на достаточно низкие температуры воздуха, имеют более благоприятный тепловой режим и могут сами активно регулировать рост и развитие. А так как мы рассматриваем некоторые наиболее важные экологические группы растений, то, чтобы дать характеристику тепловым условиям их местообитания, нужно знать, как распределяется тепло в пространстве и его динамику во времени как в общем, так и при конкретных условиях произрастания растений.

Чтобы получить общее представление о теплообеспеченности того или иного района, необходимо учитывать и применять общеклиматические показатели, такие как абсолютный минимум и максимум (самая низкая и высокая температура, зарегистрированная в данном районе), средняя температура самого теплого месяца(на преобладающей части северного полушария это июль, южного полушария-январь, в прибрежных районах и на островах- февраль и август), среднегодовая температура для данного района.

Чтобы характеризовать тепловые условия жизни растений, важно учитывать общее количество тепла того участка, где обитает данное растение, и то, как оно распределяется во времени, от чего зависят возможности вегетационного периода. Годовую динамику тепла можно проследить по среднемесячным (среднесуточным) температурам и изменению минимальных и максимальных температур. Границы вегетационного периода определяются длительностью безморозного периода, частотой и степенью вероятности осенних и зимних заморозков. Порог вегетации у растений не может быть одинаковым при их разном отношении к теплу: у холодостойких культурных видов условно принимают 5С, у культур умеренной зоны 10С, у теплолюбивых- 15С. Вместе с тепловыми характеристиками окружающей среды нужно знать также температуру самих растений и то, как и от чего она изменяется, так как именно она является фоном и опорой для физиологических процессов. Для измерения температуры растений используют электротермометры, имеющие миниатюрные полупроводниковые датчики. Чтобы датчик не повлиял на температуру измеряемого органа растения, нужно, чтобы его масса была намного меньше массы органа. Датчик также должен быть малоинерционным и быстро реагировать на изменения температуры. Применяют датчики путем прикладывания к поверхности растения или «вживления» в стебли, листья, по кору(например, чтобы измерить температуру камбия). При этом обязательно измеряют температуру окружающего воздуха(датчик затеняют).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...