Глава 2. Экспериментальные исследования проблемы организации самостоятельной работы студентов начального профессионального образования на уроках информатики
Организация самостоятельной работы студентов на уроках информатики используя инструкционные карты
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их на практике. Важнейшим приоритетом начального профессионального образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества. Задача современного начального образования - обеспечить вхождение студентов в информационное общество, научить каждого обучающего пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной работой, лично значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной практической работы.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия студентов, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы студентов, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества студентов и т.д. Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп: ) овладение умением самостоятельно приобретать знания; ) закрепление и уточнение знаний; ) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; ) формирование умений и навыков практического характера; ) формирование умения применять знания в усложненной ситуации. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Таким образом, исходя из специфики предмета наиболее эффективным видом самостоятельной деятельности выступает работа формирующая умения и навыки практического характера. С помощью таких практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания. самостоятельный студент учебный методика Методика организация самостоятельной работы на уроках информатики с использованием инструкционных карт
В экспериментальном исследовании проблемы организации самостоятельной работы студентов начального профессионального образования на уроках информатики, мы рассмотрим возможность использования инструкционных карт. Использование инструкционных карт на уроках информатики позволяет повысить активность учащихся в учебном процессе, развить стремление к анализу и оценке своей работы, продвигаться дальше в выполнении практических работ, значительно сократить потери рабочего времени.
Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. Инструкционные карты являются средством организации и активизации учебно-практической деятельности учащихся. Наличие такой документации, как письменный инструктаж, позволяет каждому учащемуся в процессе выполнения учебно-практических работ многократно обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность постоянно осуществлять самоконтроль. План урока. Место проведения урока: компьютерный класс. Тема урока: «Редактирование и форматирование текста». Цели урока: Образовательные: помочь учащимся получить представление об офисном пакете Microsoft Office, познакомиться с возможностями программы Word, научить основным операциям редактирования и форматирования текста в Word, уметь самостоятельно работать по инструкционной карте, Развивающие: развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля. Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. Форма обучения: групповая. Материально-техническое оснащение: персональный компьютер, приложение Microsoft Word. I. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Актуализация знаний. Профессионалы, знакомые с Word давно, умеют выполнять работу с минимальным количеством манипуляций. Их действия не просто умелые, а эффективные, особенно при выполнении повторяющихся задач. Овладев несколькими способами выделения, замены … текста, вы сможете ускорить свою подготовку документов. Напомните, что такое редактирование и форматирование документов… На этом уроке мы продолжим знакомиться с приложением Microsoft Word.
III. Теоретическая часть. Открыть файл «Редактирование и форматирование текста». Самостоятельно в тексте найти ответы на вопросы. Ответв и вопросы записать в тетрадь Вопросы: Что такое редактирование, форматирование текста? Что необходимо сделать с текстом, для того чтобы его отформатировать? Как можно выделить текс в Word? Какими способами можно производить форматирование? (меню, панель, комбинации клавиш) Что такое абзац? Как перейти на новую строчку, не начиная новый абзац? Набор текста в окне документа начинается с места разложения курсора. При достижении правого поля текст автоматически переходит на новую строку внутри абзаца. В результате нажатия [Enter] создается новый абзац или пустая строка. Для перехода на новую строку в пределах абзаца используется комбинация клавиш [Shift]+ [Enter]. Символ конца абзаца и ряд других символов (пробелы, условные переносы, символы табуляции крытый текст) называются специальными или непечатаемыми символами. Их можно увидеть на экране, если нажать на Стандартной панели кнопку Непечатаемые знаки. Ввод текста может осуществляться в двух режимах: вставки и замены. При вводе нового текста в режиме вставки, содержащийся в документе текст, сдвигается вправо от курсора. В режиме замены старый текст удаляется и заменяется новым. Для переключения между двумя этими режимами используется клавиша [Insert]. Определить, какой режим используется в данный момент, можно по состоянию индикатора ЗАМ в строке состояния Word внизу экрана. Если индикатор отображается черным цветом, то включен режим замены, если серым - вставки. Двойной щелчок мыши на этом индикаторе также переключает режимы. Вы уже знаете, как копировать и перемещать текст с помощью меню и кнопок панели инструментов. На короткие расстояния очень просто копировать или перемещать текст с помощью метода перетаскивания (Drag and Drop). Для этого сначала необходимо выделить текст. Для перемещения перетаскивайте выделенный текст с помощью левой кнопки мыши. Для копирования необходимо либо перетаскивать текст левой кнопкой мыши с нажатой клавишей [Ctrl], либо перетаскивать текст с помощью правой кнопки мыши и затем выбрать нужную команду.
Когда речь идет об оформлении текстовых документов в первую очередь подразумевается применение различных шрифтов, в частности выделение с их помощью заголовков и ключевых понятий. Шрифт - это полный набор символов определенного начертания. Каждый шрифт имеет своё название, например Times New Roman, Arial, Comic Sans MS. Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,367 мм) (кегль - размер шрифта в путктах). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, полужирное курсивное. Можно также установить дополнительные параметры форматирования символов: подчеркивание символов различными типами линий, изменение вида символов, изменение расстояний между символами. Если планируется цветная печать документа, то можно задать различные цвета для различных групп символов. Символы - это буквы, цифры, пробелы, знаки пунктуации, специальные символы. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). Среди основных свойств символов можно выделить следующие: шрифт, размер (кегль), начертание и цвет. Простое оформление текста (например, если не используется двойное подчеркивание) осуществляется в основном с помощью панели форматирования. Панель содержит кнопки и раскрывающиеся списки, которые позволяют выбрать шрифт, его размер, начертание, подчеркивание, цвет. Если необходимо назначить параметры, доступ к которым не возможен спомощью панели, используйте команду Формат→Шрифт - откроется диалоговое окно Шрифт. В диалоговом окне Шрифт имеются три вкладки: Шрифт, Интервал и Анимация. Абзац с литературной точки зрения - это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли. В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши [ВВОД]([ENTER]). Основные параметры форматирования абзацев устанавливаются с помощью диалогового окна Абзац, которое вызывается командой Формат→Абзац. Если изменяется формат только одного абзаца, то нет необходимости выделять его целиком, достаточно поместить в него курсор ввода или выделить только фрагмент абзаца. Если же изменяется формат нескольких абзацев, то также нет необходимости выделять их полностью: достаточно, чтобы выделенный фрагмент частично охватывал изменяемые абзацы. Диалоговое окно Абзац содержит две вкладки: Отступы и интервалы и Положение на странице.
Еще один способ задания отступов - с помощью линейки. На линейке имеются четыре маркера: Отступ первой строки. Выступ. Смещает последующие строки абзаца вправо от отступа первой строки, если он сам расположен правее маркера отступа первой строки. Отступ слева. Устанавливает границу абзаца путем смещения всех его строк от левого поля независимо от остального текста. Отступ справа. Определяет смещение текста от правого поля и обычно применяется вместе с отступом слева для создания двойного отступа. Чаще всего используется при вводе цитат. Если вы забыли назначение маркера, задержите над ним указатель, и через некоторое время появится всплывающая подсказка. Также на линейке имеются индикаторы левого и правого поля и пиктограммы табуляции. Линейка форматирования позволяет быстро и наглядно управлять параметрами форматирования и получить информацию о них. Недостатком использования линейки является то, что она не позволяет задать положение с такой точностью, с какой это позволяют сделать диалоговые окна. Вопросы: Что такое редактирование, форматирование текста? Что необходимо сделать с текстом, для того чтобы его отформатировать? Как можно выделить текс в Word? Какими способами можно производить форматирование? (меню, панель, комбинации клавиш) Что такое абзац? Как перейти на новую строчку, не начиная новый абзац? III. Практическая часть. Практическая часть нашего урока будет проходить с использованием инструкционных карт (Приложение 1), Задание 1. У вас на столах лежит «Образец» - то, что должно получиться. Причем не обязательно получить точную копию, можно оформить документ по своему вкусу, но учитывая эстетические нормы, с использованием обязательных элементов. Задание 2. (Приложение 2, 3) Учащиеся выполняют задание. IV. Д/з Знать, что такое Microsoft Word и его назначение, уметь работать с текстом, используя эту программу. Дополнительное задание: найдите информацию об альтернативных офисных пакетах. V. Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся. VI. Итог урока. Подведение итога урока. Выставление оценок. На уроке мы познакомились с пакетом Microsoft Office, научились работать с приложением Microsoft Word.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|