Тема: Социальная организация как социальная система
План
1.
Социология управления неразрывно связана с социологией организаций. Организация - это, с одной стороны, социальная категория, ас другой – средство достижения целей. Организация состоит из людей, которые строят в ней определенные отношения и взаимодействуют. Организация, являясь одной из важнейших характеристик окружающей нас действительности, изучается в разных аспектах различными науками: кибернетикой, биологией, техническими дисциплинами, экономикой, философией, социологией и др. Социология изучает организацию с точки зрения социального поведения индивидов, групп и других общественных образований. Современное понимание термина организация проявляется в следующих основных направлениях научной мысли: • внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных частей единого целого - организация как состояние; • совокупность индивидуальностей, совместно реализующих некоторую программу или заданную цель и действующих на основании определенных правил или процедур - организация как система; • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями единого целого - организация как процесс; • целенаправленное воздействие как метод изменения сложившихся состояний систем или процессов функционирования - организация как метод.
Для социальной организации важно определить ее социальные свойства. К их числу могут относиться: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала. Иными словами, организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, отношения сплоченности-конфликтности и т.д. Такой подход к социальной организации и ее элементам во многом предопределен тем, что она является одним из наиболее развитых видов социальной системы, в котором элементами являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими качествами выступают цель, управление и взаимодействие. Существуют различные подходы к пониманию социальной организации. Понятие социальной организации может относиться к трем различающимся между собой феноменам. Во-первых, оно может подразумевать искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения какой-либо определенной функции. Т.е. организация выступает как социальный институт с определённым статусом и рассматривается как автономный объект (например, орган власти, ассоц-я, предп-е и т. п.) В-третьих, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта. В этом случае организация – определённая структура, строение, т.е. для выявления его структуры и типа связей целого и его частей. В данном смысле этот термин обычно употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций. Во-вторых, означает определённую деятельность по распределению функций, координации, налаживание устойчивых связей и т. п. Т. е., организация выступает как процесс целенаправленного воздействия на объект, и значит, с присутствием фигуры организатора и организуемых.
Для адекватного определения и анализа понятия «социальная организация» целесообразно раскрыть более общее понятие «социальная система». Социальная система – это упорядоченность в определённом отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам. Структурными компонентами социальных систем являются:
Основными качествами социальной системы качествами выступают:
Таким образом, социальная организация –это разновидность социальных систем, объединений людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определённых принципов и правил (государственное учреждение, фирма, общественная организация).
2.
Важнейшей разновидностью социальных систем являются социотехнические системы, в которые наряду с человеком, входят и элементы другой природы (техника, материалы). Такие социотехнические системы в качестве целевой функции имеют производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе информационных, управленческих и т. п. Выделяют два типа социотехнических систем: 1) предприятия, занятые производством и распределением материальных ценностей и услуг; 2) учреждения, функционирующие в сфере умственного труда. С другой стороны, все социотехнические системы сталкиваются с проблемой «личность - общество». С этой точки зрения их также можно разделить на две группы: 1) занятые удовлетворением человеческих потребностей («работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления, обеспечивая рекреацию); 2) занятые в сфере общественной интеграции («работающие на целое», осуществляя социальный контроль, социальное управление).
Выделяют две группы элементов социотехнических систем (СС): внутренние и внешние. К внутренним элементам СС относятся раб сила, технологии, информация, организационная структура и др.
От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, мотивации, поведения персонала зависят результаты работы всей организации. Технологии определяют требования к уровню образования и квалификации персонала, оказывая влияние на мотивацию, методы стимулирования, нормы поведения, организационную структуру, культуру. Информационные системы, обеспечивая быструю обработку информации, оказывают большое влияние на эффективность организации.
Организационная культура - это система ценностей, убеждений, принципов, норм поведения, разделяемых членами организации, которые определяют как отношения внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. Орг культура позволяет существовать организации как единому целому, что способствует достижению целей, помогает ей выжить и развиваться.
К внешним элементам СС относятся макро- и микроэлементы. Макроэлементы включают следующие разновидности:
К микроэлементам относятся ближнее окружение системы. Если это организация, то здесь поставщики, конкуренты, потребители, финн организации, посредники и др.
3.
В связи со сложностью социальной организации необходим многомерный подход к ее изучению. Поэтому следует отметить и такую функцию организации, как участие в общественных отношениях. С этой точки зрения выделяются следующие типы организаций: - организации, партнерами которых являются другие организации; - организации, партнером которых является массовый потребитель (какие-то категории населения). Организации первого типа являются участниками межорганизационных отношений, содержанием которых являются те или иные промежуточные результаты деятельности, например хозяйственной (оптовая база и магазин, аптека и больница, предприятия, изготавливающие комплектующие изделия и конечную продукцию, и т.п.). Во втором случае организации выступают как участники организационно-массовых отношений по поводу конечного продукта, куда сходятся нити всех предыдущих связей. Поведение этой среды более неопределенно и стихийно. Организационно-массовые отношения – важнейшая форма общественного взаимодействия. Организации, функционирующие в среде этих отношений, являются источником актуальной социальной информации (об удовлетворенности, предпочтениях, напряженности и т. д.). К основным видам социальных организаций относятся:
Организации, базирующиеся на функциональном разделении труда, называются формальными.
Им присущи следующие особенности: - они рациональны (так как в основе их деятельности лежит принцип целесообразности); - они принципиально безличны; - отношения людей в них в основном служебные; - цели только функциональные (т. е. намеренно однозначны). Главной функцией формальной организации является соединение людей со средствами и целями коллективного труда. Преимуществами формальных организаций являются: 1) обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации; 2) создание целостности как единого организма. Значительное влияние на деятельность современных формальных организаций оказывают процессы роста профессионализма и развития информационных технологий. Высококвалифицированные специалисты становятся не привязанными к иерархии авторитетов. Информационные технологии вытесняют работников низкой стратификации и позволяют передать часть работ человека машине.
Под влиянием процессов роста профессионализма и информатизации в обществе в целом, а также внутренних процессов, происходящих в самой организации, в рамках формальной организации могут возникнуть и внеформальные, в которых практически нет формализированных служебных отношений. Они возникают обычно как реакция на некоторую ограниченность формальной организации. За счет функционально направленной самоорганизации происходит как бы компенсация нарушения социальных функций, важных для жизнедеятельности всей организации. Так, например, центры принятия решений могут быть объединены в сеть личных взаимоотношений. Существуют три источника внеформальной самоорганизации: - функциональная недостаточность самой формальной организации; - социальная интеграция в рамках организации; - разделение феноменов функций и личности (индивид может варьировать средства и пути выполнения своей роли в организации).
Неформальные организации обычно возникают как социально-психологические объединения, как спонтанно складывающиеся в результате длительного межличностного и внутригруппового общения системы социальных связей, норм и действий. В неформальных организациях со временем формируются собственные нормы поведения, механизмы внутригруппового контроля. Происходит распределение их членов по шкале престижа, часто не совпадающее с должностной (ранговой) структурой.
4.
Организационные основы власти по должности составляют следующие её источники: принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей. В подготовке решения принимают участие различного рода специалисты и эксперты, поэтому степень использования принятия решений как источника власти зависит от возможностей должностного лица влиять на конкретные решения Власть вознаграждения проявляется в том, что в зависимости от ожидаемого уровня компенсации трудовых усилий в форме благодарности, премии, продвижения, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает определенную степень усердия в исполнении приказов и распоряжений руководства Принуждение как источник власти определяет способность руководителя влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности и т.п. Для своего функционирования организация должна располагать различного рода ресурсами, регулирование доступности которых образуют источник власти. Власть связей строится на способности должностного лица воздействовать на подчиненных через воспринятую ими равнозначность данного лица с влиятельными людьми в организации или за ее пределами. Суть использования властных полномочий в управлении социальными отношениями, заключается в единстве групповой организации и единоначалия. Властная вертикаль единоначалия (управления сверху) всегда дополняется самоуправлением снизу, что позволяет трудовому коллективу функционировать даже при временном отсутствии своего руководителя. Эффективность руководства в значительной степени зависит от его стиля. Стиль руководства - это устойчивая манера поведения руководителя (лидера) по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации. Центральное воздействие на стиль руководства оказывают индивидуальные характеристики руководителя: • физиологические (возраст, здоровье, пол); • психологические (эмоциональность, смелость, властность, упорство, участливость, харизма); • интеллектуальные (образованность, инновационность, гибкость мышления, знание дела, проницательность); • деловые (предприимчивость, речевая развитость, честность, ответственность, работоспособность, тактичность, уверенность). Таким образом, опираясь на личные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы. Но различия стилей не безграничны, поскольку зарождаются и изменяются в границах, определяемых объективными потребностями организации. Существование множества стилей руководства вызывает необходимость их классификации по различным признакам. Наиболее распространена классификация в зависимости от характера отношений между руководителем и подчиненными. Либеральный руководитель придерживается позиции полного невмешательства в ход событий, отстраняется от решения как производственных, так и социальных проблем, полагаясь на самоорганизацию трудового коллектива и самостоятельность своих заместителей. Для авторитарного стиля характерна ориентация на результаты предмета деятельности организации и выполнения функций подразделений при полном игнорировании интересов трудового коллектива. Руководитель демократического стиля стремится к максимальному учету интересов и потребностей сотрудников в ущерб достижению производственных результатов. Организаторский стиль руководства является наиболее эффективным и максимально ориентирован на одновременный учет нужд производства и интересов сотрудников. Руководитель компромиссного стиля ориентирован на сохранение сложившегося порядка и системы управления, одинаково мало заботится о максимальном использовании производственного и творческого потенциала сотрудников, занят манипулированием факторов производства и человеческих отношений в коллективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|