Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок рассмотрения споров по налоговому законодательству

 

В целях обеспечения единой практики рассмотрения споров по налоговому законодательству Пленум Верховного Суда Республики Казахстан выпустил постановление "О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства" от 20 декабря 1999 года за №19.

Основными вопросами данного постановления стали.

Судам следует иметь ввиду, что налоговые отношения основаны на властном подчинении одной стороны другой и регулируются налоговым законодательством, состоящим из Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и иных нормативно-правовых актов, принимаемых уполномоченными органами.

Учитывая, что определенное в пп. 2 ст. 1 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" понятие законодательства включает совокупность только нормативных правовых актов, то в состав налогового законодательства Республики Казахстан не подлежат включению акты, не носящие нормативный характер (письма, разъяснения, указания). При этом указанные акты не могут расширительно толковать нормы налогового законодательства и являться основанием для возложения ответственности на налогоплательщика.

Исходя из этого, необходимо иметь ввиду, что акты налогового комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан, носящие нормативно-правовой характер, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан, недействительны и применению не подлежат.

При применении нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые отношения, следует исходить из того, что в силу ст. 1 названного Закона его нормы имеют приоритет в части регулирования налоговых отношений, и любые законодательные и иные акты, противоречащие положениям Закона, не имеют юридической силы.

В соответствии со ст. 1 ГК РК к имущественным отношениям, возникающим при применении налогового законодательства, гражданское законодательство применяется только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами.

В связи с этим, судам при рассмотрении заявлений об оспаривании актов налоговых служб и рассмотрении их исков следует определять, вытекают ли требования из отношений, регулируемых налоговым законодательством, обоснованность применения органами налоговой службы к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, нормы налогового законодательства.

Исходя из требований ст. 24 ГПК РК, предметом обжалования в суд является не только решение налоговой службы, принятое первым руководителем или его заместителем в пределах его полномочий, но и акты проверок, подписанные другими должностными лицами этих органов.

В суд также могут быть обжалованы предписания органов налоговой службы о проведении проверок, обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений закона, решения о приостановлении расходных операций организаций и граждан по их банковским счетам в банках и иных организациях, об изъятии документов, денежных и материальных средств, об ограничении распоряжения имуществом.

Споры по заявлениям граждан об обжаловании актов, действий (или бездействий) налоговых служб или их должностных лиц следует разграничивать на две категории.

Заявления граждан о признании неправомерными решений, действий (или бездействий) органов налоговых служб и их должностных лиц, не связанных с привлечением к административной ответственности, надлежит рассматривать по правилам, установленным главой 27 ГПК РК.

Заявления налоговых служб, содержащие требования о взыскании с граждан неуплаченных налогов (недоимок), санкций за их неуплату и других обязательных платежей в бюджет рассматриваются в порядке приказного производства в соответствии с нормами главы 13 ГПК РК.

Акты должностных лиц налоговой полиции, принимаемых в рамках проведения дознания и предварительного следствия, обжалуются в порядке, определяемом уголовно-процессуальным законом.

Связанные с первоначальным требованием, иски о возмещении убытков и морального вреда могут быть рассмотрены в том же производстве, что и основной иск о признании недействительными актов налоговых служб.

В соответствии с п.3 ст.26 Конституции Республики Казахстан никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Между тем, рассмотрение дел по правонарушениям, предусмотренными ст.169-2 КоАП Каз.ССР, о нарушениях правил ввоза, производства и реализации подакцизных товаров, подлежащих маркировке, отнесено к компетенции как судов, так и налоговых служб (ст. ст.216 и 237-7 КоАП Каз.ССР).

Поэтому при рассмотрении заявлений граждан по вышеуказанным основаниям, в том числе по обжалованию решений и действий налоговых служб по конфискации имущества, суды должны соотносить такие акты с требованиями ст.26 Конституции Республики Казахстан.

Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, чьи права и законные интересы нарушены, могут обратиться в суд в порядке искового производства за защитой своих прав после принятия мер к досудебному урегулированию спора в соответствии со ст. ст.136, 138 п.2 ГПК РК.

Другие граждане в силу ст.278 ГПК РК вправе оспорить решение, действие (или бездействие) органов налоговой службы, его должностных лиц непосредственно в суд.

Судам необходимо иметь ввиду, что несоблюдение налогоплательщиком установленных п.4 ст.154 и п.3-1 ст.165 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" 5- и 30-дневного сроков для обжалования решений органа налоговой службы не является основанием для отказа в принятии, рассмотрении и разрешении по существу заявленных впоследствии требований налогоплательщика о признании недействительными актов органа налоговой службы. Давая правовую оценку факту необжалования налогоплательщиком решений или действий органов налоговой службы или их должностных лиц, следует исследовать действительную волю налогоплательщика по данному вопросу и устанавливать истинные причины необжалования решений или действий органа налоговой службы в установленные для этого сроки.

Субъектами отношений по ряду налогов (налог на добавленную стоимость, акцизами т.п.) могут быть не только юридические лица, но и филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, представительства иностранных фирм-нерезидентов. Однако обжаловать акты налоговых служб они вправе от имени своих головных организаций-юридических лиц по доверенности.

Судам необходимо учесть, что не все подразделения налоговой службы являются юридическими лицами. В суде в качестве истцов и ответчиков могут выступать только юридические лица либо их подразделения по доверенности.

В силу ст. ст.160, 161 Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Занижение налогооблагаемого дохода из-за небрежности самого налогоплательщика, его работников, ненадлежащей постановки бухгалтерского и налогового учета, незнания или неправильного применения закона и т.п. не может служить основанием к освобождению от ответственности.

При этом следует иметь ввиду, что не являются налоговыми правонарушениями технические ошибки, допущенные при расчете налоговых платежей, но самостоятельно выявленные налогоплательщиком (до налоговой проверки) и своевременно доведенные им до сведения налоговых организаций.

В соответствии с п.2 ст.138 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" в случае нарушения порядка ведения налогового и бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, а также невозможности определения объекта обложения, органы налоговой службы определяют объект обложения и налог на основе прямых и косвенных методов (активов оборота, издержек производства и т.п.).

Доказательствами укрытия доходов от налогов могут быть черновые записи, неофициальная учетная документация, документы, содержащие следы неоговоренных исправлений, подчисток, которые наряду с другими доказательствами подлежат тщательному исследованию в ходе судебных разбирательств.

Все доказательства, представляемые сторонами в ходе судебного разбирательства, должны быть тщательно исследованы и соответствующим образом оценены, исходя из принципов допустимости и относимости доказательств, исключая тем самым возможность изготовления лжедоказательств.

Поскольку налоговым законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму необоснованно взысканных налоговыми службами с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций, при удовлетворении требований налогоплательщиков о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежных обязательств.

Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст.165 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" по решению суда возврат необоснованно взысканных сумм налогоплательщику производится в течение трех дней с начислением пени в размере 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком РК в день уплаты этих сумм за каждый день с момента взыскания их налоговыми органами.

Кроме того, налогоплательщиками на основании ст.9 ГК РК могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных необоснованным применением финансовых санкций. При этом должны быть соблюдены общие правила доказывания условий ответственности в виде убытков.

В случаях, когда достоверность содержащихся в актах проверки выводов вызывает сомнения, для их выяснения и устранения имеющихся противоречий, а также для получения ответов на отдельные вопросы, где необходимы специальные познания, судам необходимо назначать экономическую (налоговую) экспертизу.

 


Список использованной литературы

 

1. Кодекс Республики Казахстан от 12.06.2001 N 209-2 "О НАЛОГАХ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ В БЮДЖЕТ (НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС)"

2. Байдунсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001. № 4 с. 23-31

3. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник. /Отв. ред. профессор Е.А.Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп.. М., 1998, 816 с.

4. Гражданское право РК./Общая часть/ т. 1.Учебное пособие. /Отв. ред. Г.И.Тулеуталиева. К.С.Мауленова. - Алматы, 1988.

5. Гражданский Кодекс РК /Общая часть/ Комментарий. В 2-х книгах./ Отв. ред. М.К. Сулейменов. Ю.Г. Басин. - Алматы, 1998.

6. Данирова М.Т.Налоги и налогообложение. Учебно-практическое пособие. – Караганда, 2004. – 120 стр.

7. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004

8. Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993

9. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996

10. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002

11. Темирханов E.E. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2000

12. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422с.

13. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. –429с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...