Структура и законодательные источники курса «Правоохранительные органы РФ»
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Понятие и общая хар-ка правоохранительной деятельности органов российского государства. Правоохранительные органы в системе органов Российского государства Согласно Конституции РФ одной из приоритетных задач государства является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и безопасности, охрана законных интересов организаций и предприятий, выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений, восстановление нарушенных прав. Данными проблемами занимаются в той или иной мере все государственные органы и многие общественные организации. При этом существует система органов, которые изначально создавались для осуществления правоохранительной деятельности и имеют своей основной целью деятельность в сфере охраны права, защиты личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Признаки правоохранительной деятельности (ПОД): 1) Правоохранительная деятельность является разновидностью государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными законом государственными органами, наделенными соответствующими полномочиями и обязанностями. Отдельные правоохранительные функции могут реализовывать общественные организации, но под определенным контролем государства 2) ПОД осуществляется посредствам мер юридического воздействия, в том числе. С использованием мер юридического принуждения, регламентированных законом: - меры юридической ответственности(уголовной, административной, имущественной, дисциплинарной) - меры пресечения (подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу, домашний арест, залог и т.д.)
- меры предупредительного характера (наложение ареста на банкосвкий счет и т.д.) 3) ПОД осуществляется на основе закона, в указанных законодателем случаях – в установленной процессуальной форме 4) Стратегической целью ПОД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, законных интересов общества и государства от противоправных посягательств, обеспечение безопасности и правопорядка 5) Законные требования и решения, принятые субъектами ПОД, подлежат безусловному исполнению должностными лицами и гражданами. Противодействие ПОД может повлечь дисциплинарную, административную или уголовную ответственность 6) Решения Правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд. Т.о ПОД – это деятельность государственных органов, уполномоченных на то действующим законодательством, а так же деятельность общественных организаций, санкционированная государством, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия, как правила, в установленном процессуальном порядке, с целью охраны жизни, здоровья, собственности, прав и законных интересов граждан, юр. Лиц, общества и государства, обеспечения законности, безопасности и правопорядка. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению правопорядка и безопасности образуются государственные органы, которые в РФ включают в себя Вооруженные Силы, органы ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ФНС, МЧС, а так же органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы безопасности, действующие на основании законодательства.
Признаки правоохранительных органов: - осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, а в отдельных случаях в установленной законом процессуальной форме - подобную деятельность могут осуществлять только органы, уполномоченные государством; лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку - восперятствование законной деятельности сотрудников ПО и спецслужб недопустимо и влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность - решение данных органов, основанные на законе, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью
Структура и законодательные источники курса «Правоохранительные органы РФ» Структура учебного курса ПО: В структуре учебной дисциплины правоохранительные органы в РФ принято выделять 3 части: · общая часть (в которой изучаются основные теоретические положения данного курса, такие, как понятия и признаки судебной власти, правосудия, принципы их, судебная система и прочее). · особенная часть (в которой изучается организация и деятельность конкретных правоохранительных органов юстиции зарубежных стран) · специальная часть (в которой изучается организация и деятельность судебных и правоохранительных органов зарубежных стран) Совокупность названных вопросов образует систему учебного курса, который включает 19 тем. Учебный курс ПО тесно связан с другими учебными юридическими дисциплинами (ТГП, теория разделения властей и др.) Дисциплина тесно связана с другими процессуальными отраслями, такими, как: - уголовный процесс - гражданский процесс; Поскольку в этих дисциплинах отражаются стадии правоохранительной и судебной деятельности, принципы судопроизводства и прочие важные положения. Нормативные источники курса ПО: Нормативные источники курса – законы и подзаконные нпа, которые регулируют правосудие, прокурорский надзор, оказывают гражданам квалифицированную юридическую помощь и т.д. Главный нормативно-правовой источник –
1) КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая устанавливает основы государственного и общественного строя. -имеет отдельный раздел «О судебной власти и правосудии»; - содержит принципы деятельности судов и других государственных органов и положения, касающиеся правового статуса личности -все иное законодательство вытекает и основывается, не может противоречить Конституции. 2) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (Ф КЗ), которые издаются по вопросам специально названными Конституцией, например, ФКЗ «О судебной деятельности РФ». Данные законы принимаются в особом порядке обеими палатами Законодательного Собрания РФ квалифицированным большинством, и в отношении этих законов президент не имеет права ВЕТО. (т.е. не может их отклонить) 3) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РФ, в числе которых кодексы, основы законодательства и отдельные федеральные законы, например, уголовно-процессуальный кодекс. 4) КОНСТИТУЦИИ, УСТАВЫ И ИНЫЕ ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ. В число нормативно-правовых источников относятся так же и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ: - постановления Совета Федерации и Государственной Думы. - указы президента -постановления правительства -ведомственные нормативные акты, регламенты, инструкции, приказы, которые издают руководители правоохранительных органов, например, министры внутренних дел или генеральный прокурор. Особую группу нормативно-правовых источников составляют МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. Их можно вслед за Конституцией РФ, согласно которой, международные договоры и общепринятые нормы, принципы международного права являются частью национальной правовой системы и имеют преимущества перед национальными законодательствами. Для международных договоров характерно, что они вступают в силу после ратификации их парламентом и государственной думой. Она же может отозвать свое одобрение.Этот процесс именуется ДЕНОНСАЦИЯ. Ведомственные нормативные акты, т.е. приказы, инструкции, регламенты министерств и ведомств общего межведомственного характера должны иметь регистрацию в министерстве Юстиции, после чего, как и другие законы, публикуются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|