Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон предложения. Неценовые факторы предложения и их действие. Ценовая функция предложения.




Тема №3. ОБЩАЯ теориЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Виды конкурентных рынков

Закон спроса, его описание и теоретическое обоснование. Ценовая функция спроса.

Спрос (D) - это платежеспособная потребность экономических агентов в товарах, в определенном объеме и структуре.

Величина спроса (Qd) - это количество товара, которое будет куплено по любой возможной цене. Каждая возможная цена выступает как цена спроса, т.е. максимальная цена, по которой потребители соглашаются купить данное количество товара.

Зависимость величины спроса от цены называют ценовой функцией спроса, а ее график - кривой спроса. Независимой переменной является цена спроса, зависимой величина спроса.

Qd = f (P), где Р - цена.

Между изменением параметров существует обратная зависимость, которая называется законом спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях снижение цены ведет к росту величины спроса и наоборот. Аналитически этот закон можно описать с помощью линейной функции вида: Qd = a - b*p, где а, в - заданные параметры. Данная зависимость может быть и нелинейной. Qd = с/р, с - заданный параметр.

Р Р

 

D Линейная кривая спроса, D Нелинейная кривая спроса,

имеет отрицательный наклон наклон отрицательный

 

0 Qd 0 Qd

Обоснование закона спроса:

1) ценовой барьер – у покупателя часто не хватает достаточно средств, чтобы купить такое количество товара по более высокой цене;

2) закон убывающей предельной полезности – полезность каждой последующей единицы товара для покупателя обычно падает и он готов купить ее по более низкой цене;

3) эффект дохода – при снижении цены покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказывая себе в приобретении всех других товаров и наоборот;

4) эффект замены – при росте цены на один товар покупатель склонен замещать его аналогичным, но более дешевым и наоборот.

 

Неценовые факторы спроса и их действие.

Общие неценовые факторы спроса:

1) Уровень реальных денежных доходов домохозяйств. По мере изменения доходов меняется структура потребления. Первая группа товаров - нормальные товары или товары высшей категории - это товары, спрос на которые меняется в том же направлении, что и доход. Вторая группа товаров - товары низшей категории или некачественные товары - это товары, спрос на которые меняется в обратном направлении от изменения дохода (хлеб, овощи, дешевые крупы).

2) Потребительские вкусы, формируемые под воздействием моды, рекламы и т.д.

3) Число покупателей.

4) Цена на сопряженные товары, т.е. товары, связанные между собой в потреблении:

а) взаимозаменяемые товары - если цена на один из них растет, то растет спрос на другой товар;

б) взаимодополняемые товары - если цена на один из них растет, то падает спрос на другой товар.

 

Р

 

 

Р0

D1

D

D2

 

Q2 Q Q1 Q

5) Потребительские ожидания относительно будущих цен, доходов и каких-либо событий. Если ожидается рост цен или доходов, то спрос на товары начнет расти опережающими темпами.

 

Закон предложения. Неценовые факторы предложения и их действие. Ценовая функция предложения.

Предложение (S) - это совокупность товаров, предназначенная для продажи в определенном объеме и структуре.

Величина предложения (Qs) - это количество товаров, которое будет предложено на рынке по любой возможной цене. Данная возможная цена выступает как цена предложения, т.е. минимальная цена, по которой производители готовы продавать данный количество товара.

Зависимость величины предложения от цены (Р) называется функцией предложения: Qs = f (P). Зависимость между данными параметрами представляет из себя закон предложения: при прочих равных условиях снижение цены ведет к снижению предложения и наоборот.

Аналитически закон можно описать с помощью прямой линейной функции вида Qs = с*р - d, где с, d - заданные параметры. Зависимость может быть и нелинейной.

Обоснование закона предложения. Главным побудительным стимулом развития производства и увеличения предложения является величина прибыли: чем она больше, тем больше предложение и наоборот.

Р Р

S S

Линейная кривая Нелинейная кривая

предложения, предложения,

имеет положительный наклон наклон положительный

 

 

0 Qs 0 Qs

Неценовые факторы предложения:

1) Цены ресурсов: чем они выше, тем меньше предложение и наоборот.

Р S2

S

S1

 

Р0

 

 

 

Q2 Q Q1 Qs

2)Технология производства: новые технологии смещают кривую предложения вправо, деградация технологий - влево.

3) Размеры налогов и субсидий (дотаций): если растут налоги или снижаются субсидии, то предложение падает (кривая смещается влево) и наоборот.

4) Цена на другие товары, которые может производить фирма: если цены на другие товары растут, то предложение данного товара падает и наоборот.

5) Число продавцов: если оно растет, то увеличивается и предложение и наоборот.

6) Ценовые и другие ожидания производителя: если ожидается рост цен или ожидания производителя пессимистичны, то предложение будет падать опережающими образом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...