Кант: математика как конструктивная наука
Понятие конструктивности зарождается в античных дискуссиях о математическом методе и способе бытия математических объектов. Школа Евдокса принимает в качестве доказательства существования математического объекта указание на принципы его конструирования или возможность его анализа как определенной конструкции. Геометрические теоремы служат исключительно исследованию общих свойств конструктивных объектов. Позиция Платоновской академии, напротив, состоит в том, что математика не создает, но лишь описывает и открывает нечто объективно сущее. Кант занимает антиплатонистскую позицию и использует понятие конструкции для демаркации философии от математики. Философия определяется как дискурсивно-разумное, понятийное познание. В нем особенное рассматривается с позиции общего, а само общее - в абстрактном смысле, с помощью понятий. Математическое познание, напротив, производно от некоторого интуитивного использования разума путем конструирования понятий, в котором общее усматривается в особенном. 1 Подробный обзор конструктивистских течений см. в статье П. Яниха, ряд положений которой мы используем: Jahich P. Konstruktivismus // Enzyklopadie Philosophic; Hrsg. vonH.J. Sandkuler. Hamburg, 1999. Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 121 Поскольку этот подход носит неэмпирический характер, то математические конструкции представляют лишь количество, а не качество. При этом математическое конструирование имеет своей целью синтетические суждения априори. Конструировать понятие значит, по Канту, представить соответствующую ему форму чувственности. Она основана не на опыте, но может быть эмпирически представлена, является единичной и одновременно общей для всех возможных восприятий, которые покрываются данным понятием, и является результатом продуктивной способности воображения, или конструктивной деятельности. Конструирование математических понятий дает возможность рассматривать общее in concrete, в отдельном восприятии1. Математика «должна сперва все свои понятия представить в чувственности, а чистую математику - в чистой чувственности, т.е. сконструировать их» («mu6 alle ihre Begriffe zuerst in der Anschauung und reine Mathematik in der reinen Anschauung darstellen, d.i. sie construieren»)2.
Различение математики и философии обнаруживает специфику метода последней. Философия в отличие от математики не имеет дела с определенными синтетическими суждениями априори. В философии нет строгих определений, она дает лишь экспликации существующих понятий, тогда как математика конструирует понятия путем дефиниции. Философия не имеет дела с аксиомами в строгом смысле слова, в то время как математика способна формулировать интуитивно-аксиоматические основоположения: она «в ходе конструирования понятий в созерцании предмета связывает его предикаты непосредственно априори, к примеру, когда располагает три точки на одной плоскости»3. Философия, напротив, оперирует лишь с дискурсивными основоположениями, а не аксиомами; в ней также нет места для демонстративных рассуждений в смысле аподиктических доказательств. Демонстративно-аподиктическая достоверность может быть обеспечена лишь путем конструирования понятий в созерцании априори, как в математике. 1 См.: Кант И. Критика чистого разума. М., 1998. С. 538-542. 2 Kant I. Prolegomena. § 10. 3 «vermittelst der Construction der Begriffe in der Anschauung des Gegenstandes die Predicate desselben a priori und unmittelbar verkniipfen kann, z.B., daB drei Punkte jederzeit in einer Ebene liegen» (Kant I. Kritik der reinen Vernunft //1. Kant. Vers. Werke, Bd. Ill, Berlin 1968. S. 706f.). 122 Раздел I Категориальные сдвиги К данной позиции непосредственно восходит концепция математики как «науки путем конструирования понятий в чистом созерцании» Я. Фриза. Немецкий классический идеализм также воспринимает учение Канта о конструировании и расширяет его представления за пределы математики на область философии. Обязанное Канту понятие «интеллектуального созерцания», лежащее в основе идеи философского конструирования, играет существенную роль у Фихте и Новалиса и становится центральным мотивом философии Шеллинга.
Помимо узкого понятия конструктивности с кантовской философией связано и широкое использование термина «конструирование» в смысле создания образов (гештальтов) мира явлений. Креативно-конструктивная точка зрения опровергает трансцендентальный реализм объектов и явлений мира, показывает его необъяснимость и бессмысленность. Трансцендентальная философия, напротив, подчеркивает конструктивность миропонимания и самосознания путем указания на трансцендентальную природу способности суждения и схематизма, позволяющих применить категории к миру явлений. Немецкий классический идеализм также воспринимает учение Канта о конструировании и расширяет его представления за пределы математики на область философии. Обязанное своим появлением Канту понятие интеллектуального созерцания, лежащее в основе идеи философского конструирования, становится центральным мотивом философии Шеллинга и играет существенную роль у Фихте и Новалиса. Логический конструктивизм Б. Рассел и А.Н. Уайтхед предпринимают в «Основаниях математики» попытку под влиянием логических работ Г. Фреге свести предложения и термины математики к логике. Центральный принцип логицизма требует логического конструирования понятий, т.е. сведения всех понятий и понятийных систем к небольшому набору понятий путем дефиниций. В более поздних работах Рассел распространяет эту программу на естественные науки и психологию. Физические и психические феномены строятся из чувственных данных как логические конструкции. Работу Р. Кар-напа «Логическое построение мира» можно рассматривать как Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 123 развитие этого проекта в рамках логического позитивизма, пусть даже под видом понятия «конституирование» и на основе методического солипсизма.
Кризис оснований математики в начале XX в. выявил данную проблему применительно к антиномиям теории множеств. Рассел пытался решить ее на основе идей Фреге и теории типов, что требовало дополнительных допущений - постулата выбора, аксиомы бесконечности и аксиомы редукции, которые нуждались в независимых основаниях. Основатель интуиционизма Л.Э.Я. Брауэр предложил альтернативное решение, которое базировалось на принятии только интуитивно усматриваемых конструкций, прежде всего праинтуиции числа, в качестве фундамента математического знания. Этот подход вел к отказу от принципов классической логики (принцип исключенного третьего) и канторовской теории множеств. Вариант подобной позиции был представлен неоинтуиционизмом (Г. Вейль). Еще одну альтернативу (аксиоматическую теорию множеств) предложил Э. Цермело; она была превращена Д. Гильбертом в программу формализма. Согласно ей, понятия, предложения и выводы математики объединяются в аксиоматическую систему, для которой с помощью конструктивных методов выводится доказательство непротиворечивости. Проблемность этой позиции была показана К. Гёделем, согласно которому доказательство непротиворечивости системы аксиоматической арифметики может быть получено лишь средствами, которые сами в данной системе не формализируются. Конструктивное обоснование арифметики, анализа и логики разработал П. Лоренцен на основе операционистской, или диалогической, логики, открывающей путь к «рациональной грамматике». Логические выводы понимаются в данном контексте лишь как крайний случай успешного обоснования некоторого положения в диалоге. Лоренцен закладывает основы методического конструктивизма и конструктивистской философии науки Эрланген-ской школы1. В ней термин «конструктивный» относится к методическому введению конструктов, которые формируются без помощи как научных аксиом, так и естественного языка. Перенос 1 Loremen P., Kamlah W. Logische Propadeutik. Mannheim, 1967; Lorenzen P. LehrbuchderkonstruktivenWissenschaftstheorie. Mannheim, 1987. Раздел 1. Категориальные сдвиги конструкционистских методов на физику и философию науки осуществляется также в операционализме П.У. Бриджмена и Г. Динглера, согласно которому объекты научного знания конституируются с помощью специфических для науки методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|