Основные задачи и принципы прогнозирования национальной экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-экономическому развитию РБ.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Главная цель прогнозирования – достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение уровня жизни народа Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: 1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы; 2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; 3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований. Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь. 9. Система планирования и прогнозирования нэ С целью преодоления негативных тенденций в стране после распада СССР были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы. Гос регулирование соц-эконх процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом гос управления эк-й в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное план-е выполняет 3 функции: 1. информац – планами и прогнозами гос-во информирует субъекты хоз-я о предпочтит-й эк политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы; 2. стабилизац-ю – дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правит-ва; 3. согласительную – позволяет правительству и негос субъектам хоз-я достигать единства по ключевым вопросам эк политики в ходе взаимных консультаций.
Нац собранием РБ в апреле 1998 г. был принят Закон «О гос прогнозировании и программах соц-эк развития рб», который определяет систему гос прогнозов и программ соц-эк развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель – достижения устойчивого эк роста, высокой степени занятости, внешнеэкон равновесия и повышение уровня жизни народа. Система гос прогнозов соц-эк развития рб включает: 1)на долгоср перспективу – Нац стратегию соц-эк развития рб на 15 лет и Основные направления соц-эк развития рб на 10 лет; 2)среднеср перспективу – Программу соц-эк развития рб на 5 лет; 3)краткоср перспективу – годовой прогноз соц-эк развития рб. Гос прогнозирование соц-эко развития рб на долгосрочную перспективу определяет соц-эк и научно-технич политику гос-ва на перспективу. Программа соц-эк развития РБ на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода и утверждается Президентом РБ. На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы, которые включают: основные показатели соц-эк развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика гос-ва в предстоящем году; характеристику целевых программ РБ и межгос программ, финансирование которых планируется из республ бюджета; перечень республ гос нужд, а также гос заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для республ гос нужд;государственную инвестиционную программу; 10. Система органов государственного управления: законодательные, исполнительные, судебные.
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата. В соответствии с Конституцией Правительство(Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д. Система госуд. управ. РБ, построенная по функц-но-отраслевому и территор-ому принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов, 7 госуд-ых организаций, подчиненных Правительству РБ. Перечень госуд-ых органов управления и иных госуд-ых организаций, подчиненных Правительству РБ, действующий в настоящее время. Министерства и госуд. комитеты являются респуб-ми органами госуд. управления (функциональными или отраслевыми), проводящими госуд. политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других респуб. органов госуд-го управления РБ. В центральных аппаратах министерств, госуд. комитетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу РБ.
Структурные подразделения местных исполнит-х и распоряд-х органов, обеспеч-их реализацию на своей территории госуд. политики в отдельных отраслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления. Необходимо отметить, что сложившаяся система госуд-го управл. экономикой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления. Формирование в РБ социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффект-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|