Методы сбора первичной социологической информации
При сборе первичных данных в социологии используют четыре основных метода: опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент. Самым распространенным методом сбора первичной информации, с помощью которого получают почти 90% всех социологических данных, является опрос. Он предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процессы, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Опрос представляет собой вопросно-ответный способ сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение опрашиваемых (респондентов). Преимущества опроса определяются его организационными возможностями, так как организовать опрос легче, чем любой другой метод социологического исследования; дешевизной; содержательностью и универсальностью информации, которую можно получить по самым разным проблемам; возможностью максимального использования технических средств для обработки данных. Недостатки опроса вызваны тем, что на качество полученной информации влияет личность респондента – уровень его образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и др., а также личность самого исследователя – уровень его профессионализма, коммуникативные способности и т.д. Выделяют следующие виды опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос. Социометрический опрос – опрос, применяемый в малых социальных группах с целью выявления межличностных отношений между членами группы, неформальных лидеров групп. Техника данного вида опроса состоит в том, что респондентам задают вопросы, построенные по схеме типа: «Кого из членов вашей группы вы бы выбрали для...», «Как вы думаете, кто из членов вашей группы выбрал бы вас для...». Критерии отбора бывают формальные (связаны с организацией совместной деятельности) и неформальные (связаны с эмоциональными и межличностными отношениями, развлечениями, досугом). Дальнейшая обработка результатов предполагает построение различных матриц, выведение коэффициентов эмоциональной сплоченности группы, построение социограмм.
Экспертный опрос – этотип опроса, основанный на отборе компетентных лиц (экспертов) для проведения экспертной оценки. Его отличие состоит в том, что в качестве опрашиваемых к нему привлекаются лица, компетентные в той сфере теоретических знаний или практической деятельности, которая является предметной областью данного исследования. При проведении экспертного опроса не всегда представляется возможным обеспечить процедуру анонимности либо анонимность экспертных оценок не предусматривается. Экспертный опрос можно свести к четырем основным разновидностям: - разовый индивидуальный опрос (индивидуальное анкетирование и интервьюирование); --индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника); - разовый групповой опрос (совещание, дискуссия, метод деструктивной отнесенной оценки и «мозговой штурм»); - групповой многократный опрос (любой групповой опрос, направленный на решение комплекса взаимосвязанных проблем, осуществляемый в несколько туров, ступеней, серий, итераций либо непрерывно). Количество вопросов, применяемых в анкете, во многом обусловлено уровнем образования, степенью компетентности и мерой внутренней ответственности респондентов. Для сбора социологической информации также используется наблюдение. Наблюдение – это метод прямой регистрации исследователем социальных событий и условий, в которых они имеют место. Источником информации в этом случае выступают внешние проявления социальных явлений. Главным его преимуществом является то, что наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
В то же время наблюдение характеризуется определенной долей субъективизма, так как предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. По степени формализации наблюдение делится на стандартизированное, при котором исследователь сосредотачивает внимание на заранее определенных им наиболее важных элементах изучаемой ситуации, и нестандартизированное наблюдение, при котором элементы процесса, подлежащие изучению, заранее не определяются. В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают включенное и не включенное наблюдение. Наблюдение называют включенным, когда исследователь находится внутри изучаемого объекта и, осуществляя непосредственный контакт с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Классическим примером является американский социолог У.Уайт, который три года прожил в квартале итальянских эмигрантов одного из американских городов, изучая их взаимоотношения, обычаи, жаргон, адаптацию к новой культуре и т.д. Из российской практики можно вспомнить антрополога Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь аборигенов Новой Гвинеи и Папуа. Наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое (коллективу известны цели и задачи исследования). При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта; он не включается в ход событий и не задает вопросов. . . Социальный эксперимент – это метод получения социологической информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. В отличие от других методов применение социального эксперимента в социологии крайне ограничено
Для проведения эксперимента социологи создают специфическую ситуацию с направлено воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создаются две группы – экспериментальная и контрольная. Количество участников эксперимента, как правило, невелико и не превышает 10-15 человек. Сопоставление двух групп выявляет разницу в их деятельности и позволяет судить, произошли ожидаемые изменения или нет, т.е. контрольная группа служит эталоном сравнения. В отличие от других методов применение социального эксперимента в социологии крайне ограничено из-за непредвиденных последствий. Примером может служить Великая октябрьская революция 1917 года, перестройка 1990-х гг. и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|