Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антикризисные меры правительства РФ в сфере социальной защиты населения




социальный антикризисный помощь финансовый

Антикризисные меры правительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.

Комплекс намеченных действий в социальной сфере имел своей целью:

обеспечить нижнюю границу потребления для нетрудоспособных, а также временно потерявших работу;

стабилизировать материальное положение участников системы минимальных социальных гарантий;

не допустить увеличения численности населения, живущего за чертой прожиточного минимума;

способствовать замедлению темпов роста безработицы;

смягчить снижение доходов трудоспособного населения.

Приведенный перечень направлений показывает, что основной задачей было предотвращение роста бедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой части пенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризис наступил, одновременное ощутимое повышение базовой части пенсии на 15%, и страховой части - на 8%. На Рисунке 1 показана динамика среднего размера базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.

 

Рисунок 1 - Динамика среднего размера базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии

 

Несмотря на сокращение доходов бюджета, в 2010 г. были предприняты дополнительные меры по повышению жизненного уровня пенсионеров. Пенсионный капитал, заработанный человеком до начала пенсионной реформы т.е. до 1 января 2002 г., переоценивается с увеличением на 10%, и за каждый год работы в советский период (до 1991 г.) прибавка составит 1%. Пересчет пенсий коснется 36,5 млн чел.

Вторая задача по реализации антикризисных действий в социальной сфере нацелена на устранение ситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности - для этого вводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате, пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами будет не меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. На повышение пенсий и социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн р. бюджетных средств Пенсионного фонда РФ.

Социальные доплаты, позволяющие поднять уровень пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, получили с 1 января 2010 г. почти 5,7 млн неработающих пенсионеров, в том числе 3,2 млн чел. - из федерального бюджета, а 2,470 млн чел. установлена региональная социальная доплата. Такое разделение связано с разбросом значения регионального прожиточного минимума пенсионера вокруг среднего по РФ. Если пенсионер проживает в регионе, где прожиточный минимум ниже, чем в среднем по стране, он получает федеральную доплату.

В условиях ухудшения экономической ситуации государство, включив социальную защиту населения в число приоритетных направлений антикризисной программы, при общем сокращении бюджетных расходов не только выполнило ранее взятые социальные обязательства, но и дополнительно увеличило финансирование социальной сферы.

Все социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, в первую очередь пакет государственных пособий на детей, материнский (семейный) капитал, а также выплаты, производимые в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, были проиндексированы с учетом прогноза инфляции. На данные цели было выделено 12,7 млрд р. С 1 января 2009 г. все социальные выплаты были проиндексированы на 8,5%, с 1 апреля 2009 г. - на 13%. В результате, размер пособия по уходу за первым ребенком составил 1873 р., за вторым и последующими детьми - 3746 р., пособие при рождении ребенка достигло 9989 р. Материнский капитал в результате индексации с 1 апреля 2009 г. составил 312,16 тыс. р.

Увеличены выплаты по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а также материнский капитал: все они проиндексированы с 1 января 2010 г. на 11%. Верхний предел пособия по беременности и родам составит около 35 тыс. р. (в 2009 г. - 25,39 тыс. р.), исходя из максимального (415 тыс. р.) размера заработной платы, с которой будут начисляться страховые взносы. При меньшей заработной плате пособие по беременности и родам будет устанавливаться в размере 100% от суммы заработка (ранее - 40%). Максимальное пособие по уходу за ребенком составит 13,833 тыс. р. (в 2009 г. - 7,492 тыс. р.). Размер материнского капитала достигнет 343,378 тыс. р.

Таким образом, сохраняются достигнутые результаты по поддержанию уровня жизни нетрудоспособного населения и продолжится реализация намеченных ранее направлений социальной политики в области развития системы пенсионного обеспечения и помощи семьям, имеющим детей.

Среднедоходные слои этот процесс затронул по двум направлениям. С одной стороны, работу теряет управленческий персонал: менеджеры среднего и высшего звена, лица творческих профессий, дизайнеры, специалисты по рекламе, по связям с общественностью, занятые в издательском бизнесе и т.п. Это - лица, имевшие уровень материального достатка выше среднего, высокие жизненные притязания и определенный общественный статус, возраст, близкий к среднему, не готовые к радикальным переменам.

Другая часть среднего класса - ИТР и высококвалифицированные рабочие кадры, работавшие в реальном секторе экономики, среднего и выше возраста, и низкого уровня профессиональной и территориальной мобильности. Проблемы «белых воротничков» сосредоточены, в основном, в крупных городах, где существует достаточно рабочих мест по многим видам экономической деятельности, а уровень безработицы изначально был ниже среднего. Беды же второй категории распространены по всей территории, как было показано выше, особенно в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности, концентрируясь в промышленных центрах, имеющих градообразующие предприятия.

Для снижения социальной напряженности в связи с ситуацией на рынке труда Правительство Российской Федерации разработало комплекс специальных мер, действующих одновременно по нескольким направлениям.

В оперативном режиме контроль за состоянием рынка труда проводится с помощью еженедельного мониторинга увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий на сокращенный рабочий день.

Для информирования работников во всех субъектах РФ организованы консультационные пункты и телефонные «горячие линии», а также специальный информационный портал «Работа в России» с еженедельным обновлением перечня вакансий, объединяющего официальную информацию 85-ти региональных служб занятости и 2450 муниципальных центров занятости населения. Эта работа призвана содействовать занятости безработных, незанятых граждан и граждан, подверженных риску увольнения.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство предусмотрен ряд мер организационного характера:

в 2009 г. в 2 раза уменьшены по сравнению с предложениями квоты на привлечение в субъекты РФ иностранных работников;

запланировано организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах;

предусмотрена материальная поддержка на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. чел.;

намечено оказание адресной помощи при переезде в другую местность 15 тыс. чел.;

предполагается направление на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел.

Обеспечение занятости выпускников школ, вузов и средних специальных учебных заведений, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса - особая задача, требующая законодательного решения, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что в свою очередь способствует трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Предполагается также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. (В августе 2009 г. уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет составлял 16,6%, а ее доля в общей численности безработных - 23,5%.

Но основным направлением поддержки занятости является финансовое. С начала 2009 г. в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице: минимальная величина пособия по безработице составляет 850 р., максимальная - 4,9 тыс. р. Объем бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление активных программ содействия занятости безработных, увеличен на 33,95 млрд р., из них 29,8 млрд р. ассигнованы на социальную поддержку граждан, официально признанных безработными. Фонд оплаты труда федеральных бюджетников с 1 декабря 2008 г. увеличился на 30%. Основной эффект реализации этой меры пришелся на 2009 г. В целях поддержания уровня доходов работников бюджетных организаций предусмотрено включение расходов на их заработную плату в перечень расходов, защищенных от сокращения. В 2010 г. субвенции субъектам Федерации на проведение мероприятий по повышению уровня занятости стали на 15% больше.

Обеспечение населения жильем относится к числу тех перспективных направлений социальной защиты, реализацию которых предполагается продолжить в рамках антикризисной программы с целью смягчения социальных и территориальных различий.

На фоне кризисных явлений проявилась позитивная тенденция в области государственной жилищной политики. С начала жилищной реформы государством был выбран рыночный подход к решению жилищного вопроса в сочетании со специальными программами и проектами, направленными на защиту и целевую поддержку интересов отдельных категорий населения. В условиях кризиса правительству пришлось обратить более пристальное внимание на проблему жилищного строительства, причем не только как на способ удовлетворения определенных потребностей населения, но и как на вид экономической деятельности, способствующий развитию смежных отраслей: промышленности строительных материалов, производства строительной техники, создания инженерной и бытовой инфраструктуры. По программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которых проживали 5 922 чел.

В качестве антикризисных мер предусмотрена поддержка промышленности строительных материалов и отдельных строительных компаний. Внушительный пакет мер, адресованных непосредственно населению, продолжает начатые направления жилищной политики. К ним относятся: реализация федеральной целевой программы «Жилище» (суммарно - 61,4 млрд р.), а именно выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан: реализация государственных жилищных сертификатов (для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил РФ; выезжающих из районов Крайнего Севера), обеспечение жильем молодых семей, всех ветеранов Великой Отечественной войны (субвенции субъектам РФ - 35,0 млрд р.).

Предусмотрено стимулирование спроса населения на жилье, помимо реализации временных антикризисных мер по поддержанию ипотечного кредитования, налоговыми послаблениями. Увеличена сумма имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн р. Кроме того, организациям разрешено включать в состав расходов суммы, внесенные в возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.

Поддержание системы жизнеобеспечения населения, которая охватывается понятием социальной инфраструктуры, также относится к числу всеобъемлющих социальных гарантий.

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, постоянно опережающий общий индекс потребительских цен, влечет за собой непрерывное увеличение расходов государства на помощь семьям, которые не в состоянии полностью оплачивать эти услуги из своих текущих доходов.

Общее ухудшение хозяйственной ситуации еще больше обострило состояние ЖКХ как отрасли и положение населения как важнейшего потребителя ее услуг. За 10 мес. 2009 г. тарифы на услуги ЖКХ в среднем увеличились на 19,1%, в том числе на холодное водоснабжение и водоотведение - на 23%, горячее водоснабжение - 24,4%, газоснабжение -24,2%, электроснабжение - на 25,1%.

Антикризисная программа поддержки ЖКХ предполагает как дальнейшее развитие и продолжение ранее выбранных направлений (разработка комплекса мер по реформированию ЖКХ на 2009-2011 гг. и формирование системы адресных субсидий для населения), так и новые меры, в частности, бюджетное субсидирование капитального ремонта жилого фонда.

Непосредственное использование бюджетных средств в качестве антикризисных мер уже приносит положительные результаты. Общий объем средств, предусмотренный для предоставления финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ с 2008 по 2011 г., составил 240 млрд р. Часть этих средств предполагается, согласно принятому решению о реализации антикризисных мер выделить на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общую сумму 55,02 млрд р. Общий объем осваиваемых финансовых средств с учетом долевого финансирования регионов составляет 116,0 млрд р. Выполнение региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 млн чел.

Несмотря на совокупное сокращение спроса, удовлетворение таких базовых потребностей населения, как образование детей и поддержание здоровья, также осталось в числе приоритетов социальной политики государства даже в условиях кризиса.

Степень социальной защищенности населения всегда служила, с одной стороны, свидетельством политической ориентации государственной власти, с другой - показателем уровня экономического развития. В условиях кризиса государство не только выполнило ранее взятые обязательства по поддержанию уровня жизни отдельных групп населения, в первую очередь малообеспеченных, но и распространило свою защиту на все население, сохранив ранее обозначенные приоритеты социальной политики и продолжив, а по некоторым направлениям даже усилив, бюджетное финансирование. Ускоренный рост бедности и ее переход в застойную форму был предотвращен. Это позволило избежать роста социальной напряженности, сдержало проявления социальной апатии и ухода от действительности.

Усилия власти по сохранению социальной сферы, которое рассматривается как основной положительный итог 2009 г., и их намерения продолжить намеченные меры вселило в население доверие к ее способности организовать и возглавить наметившийся перелом в экономической ситуации и постепенный переход к росту [11,12].

Проанализируя проблемы системы социальной защиты населения и пути их решения, необходимо рассмотреть перспективы ее развития.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...