Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несовершенная конкуренция и ее виды.




Развитие крупных производственных монополий существенно изменило рынок свободной конкуренции. Производители оказываются в неравных экономических условиях, изменяется и характер конкуренции. Между крупными товаропроизводителями разворачивается ожесточенная борьба с использованием самых разнообразных методов конкуренции.

Ценовая конкуренция – монополия, контролирующая большую долю рынка может устанавливать заниженные цены на свою продукцию с целью «выталкивания» конкурента с рынка. Проводя такую ценовую политику монополия определяет возможные потери прибыли и компенсирует их ростом продаж другой продукции по монопольно высоким ценам.

Неценовая конкуренция – повышение качества товара при таких же ценах; совершенствование системы послепродажного обслуживания; реклама; лишение конкурента сырьевых и кредитных источников; заключение долгосрочных контрактов с потребителями своей продукции.

Основные модели рынка несовершенной конкуренции:

- чистая монополия – в отрасли существует единственная фирма, осуществляющая производство данного товара или услуги; понятие «фирма» и «отрасль» тожественны; отсутствуют близкие товары-заменители; продукт данной фирмы уникален, а у покупателей нет приемлемых альтернатив; фирма-монополист контролирует основной объем предложения на данном рынке и осуществляет контроль над ценой; невозможность вступления в данную отрасль другого предприятия, так как вход в отрасль заблокирован; отсутствует конкуренция.

Чистыми монополиями могут быть и технологические монополии, и предприятия, ставшие монополистами вследствие естественного их развития, роста объемов производства и капитала, вытеснения или поглощения конкурентов, что привело к контролю над значительной долей рынка.

В экономике развитых стран нет монополий, контролирующих 100% товарного рынка, но есть ряд фирм, масштабы продаж которых приближены к этому уровню. Оставшаяся доля рынка поделена между несколькими небольшими фирмами, которые не могут составить конкуренцию крупному монополисту. Так, «Дженерал Моторс» контролирует около 80% рынка дизельных локомотивов, «Истман Кодак» производит около 90% фотопленки, алмазный синдикат «Де Бирс» контролирует 80%-85% мирового производства алмазов.

Чистая монополия может быть обусловлена и географическими факторами. Небольшой регион может обслуживаться одной адвокатской конторой, юридической фирмой, банком.

Монопольная власть – возможность влияния и определения цены производимого в данной отрасли экономической блага с целью максимизации прибыли, завоевания более выгодного финансового и экономического положения в отрасли, получение преимущественного доступа к сырью, квалифицированной рабочей силе.

Как правило, монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, каждая из которых имеет рыночную власть над определенной долей рынка.

Для оценки степени монополизации рынка используется индекс рыночной концентрации Герфендаля (Н):

Н = (Р1)2 + (Р2)2 + … + (Рn) 2

1)2, (Р2)2, (Рn)2 - процентная доля каждой фирмы на рынке.

Например, на рынке действуют 4 фирмы. Одна осуществляет производство 80% продукции данной отрасли, на долю остальных трех приходится 20% оставшегося объема в равных долях. В таком случае:

Н = 802 + 6,672 + 6,672 + 6,672 = 6533

Значение этого индекса сравнивается с допустимым уровнем монополизации в той или иной отрасли. Если расчетное значение превышает нормативное – государство принимает меры антимонопольного регулирования.

Отсутствие конкуренции в условиях чистой монополии обусловлено: необходимостью наличия крупных денежных капиталов, соответствующего оборудования, квалифицированной рабочей силы.

У фирмы-монополиста существует возможность производить продукцию в меньшем объеме, уменьшая издержки производства, одновременно увеличивая цену.

- олигополия – наличие на рынке небольшого числа продавцов; вступление в отрасль затруднено в связи с крупными масштабами производства уже существующих фирм; фирмы, работающие на этом рынке, выпускают однородную или слабо дифференцированную продукцию; взаимозависимость конкурентного поведения.

Число фирм на олигополистическом рынке обычно колеблется от 5 до 7 (в США 90% рынка сигарет контролируют 4 компании, то же в производстве холодильников, автомобилей).

Это ограничение обусловлено действием эффекта масштаба в некоторых отраслях промышленности. Так установлено, что в автомобилестроении минимальным эффективным размером производства является выпуск 300 тыс. автомобилей в год. При этом, действительно жизнеспособная фирма должна производить как минимум 2 разных модели, то есть объем ее производства должен составлять как минимум 600 тыс. автомобилей. Ясно, что осуществить затраты в несколько миллиардов $ и создать новую сильную конкурентную фирму достаточно сложно.

В данной модели сильно действует стремление к слиянию нескольких фирм, так как в случае объединения ранее конкурирующих фирм появляются новые возможности для использования эффекта масштаба, получения большей рыночной власти и диктата цен.

Характер и методы конкуренции в модели олигополии имеют свои особенности. Важнейшая из них – взаимозависимость. Деятельность 3-4 крупных фирм, контролирующих значительную долю рынка одного товара, взаимозависима. Если одна из фирм снижает цену на свой продукт и тем самым увеличивает свою долю продаж на данном рынке, это негативно сказывается на деятельности всех остальных фирм. Фирмы-конкуренты, для предотвращения снижения объема своих продаж также начинают снижать свои цены, что в итоге может привести к ценовой войне. Поэтому, любая фирма в олигополистической отрасли, планируя осуществить какие-либо изменения в своей экономической политике, обязательно просчитает наиболее вероятную ответную реакцию со стороны конкурентов.

Модель олигополии – одна из самых сложных моделей рыночной конкуренции в отношении формирования рыночной цены. Основные черты ценообразования в олигополии: стабильность, жесткость цен, усовершенствование производимого продукта, развитие технологий, рекламной деятельности, послепродажного обслуживания. Широко распространена практика «тайного соглашения» между фирмами о ценах на готовый продукт или услугу, направленная на ограничение конкуренции. Подобные соглашения уменьшают неопределенность при планировании производственной и финансовой деятельности олигополии, позволяют увеличить прибыль, еще больше осложнить вступление новых конкурентов в отрасль.

- монополистическая конкуренция - на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм; фирмы производят разнообразную специфическую продукцию; потребители могут легко найти товары-заменители и переключиться на них; новые фирмы могут достаточно легко войти в данную отрасль; монопольная власть на рынке таких фирм незначительна.

Этот вид рынка наиболее близок к рынку совершенной конкуренции. Несколько десятков конкурентов выпускают один и тот же, но дифференцированный продукт: стиральные порошки, зубную пасту, летнюю обувь. В этой модели большую роль играет торговая марка фирмы и качество продукции.

Специфика товара определяется его функциональными особенностями, упаковкой, дизайном, материалами, используемыми в производстве (искусственными, натуральными). Для потребителя это имеет большую субъективную ценность.

Типичный пример такого рынка – рынок спортивной одежды. Если фирменная одежда будет стоить очень дорого, то покупатели, предпочитающие ее, но не имеющие возможности оплатить высокую цену, смогут найти аналогичную продукцию других фирм. На таких рынках высок уровень конкуренции, вследствие легкого доступа в отрасль новых фирм. Производители реализуют свою монопольную власть максимизируя прибыль или минимизируя издержки, используют специфические свойства и качества своей продукции. У потребителя появляется возможность выбора марок, видов, стилей, качества практически любого товара или услуги. Расширение диапазона выбора создает реальную возможность для удовлетворения любых потребительских вкусов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...