Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Верность и измена идеалам, принципам

Верность и измена в любви.

 

1.А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Татьяна — любимая героиня А.С.Пушкина. Нежная, честная, открытая, она, как и любая женщина, хочет любви. Придумав для себя образ возлюбленного, начитавшись романов («…Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё…»), она представила, что именно Онегин — её любимый. Героиня всем сердцем полюбила Онегина («Татьяна любит не шутя…»). Разочарование всегда болью отзывается в душе человека. Получив, в сущности, отказ, Татьяна страдает от отсутствия взаимности. Она продолжает любить Онегина. Это автор показывает во время встречи героев через несколько лет. Но уже многое изменилось, а самое главное — Татьяна замужем. Казалось бы, вот он, рядом, её возлюбленный, признаётся в любви,говорит о силе своих чувств. Однако героиня остаётся верна мужу. Она не способна на предательство в отношениях, не может сделать больно близкому человеку. Она не выбрала путь измены, оставшись чистой духовно и нравственно. Верность всегда связана с такими качествами личности, как ответственность, долг, исполнение своих обязанностей. Героиня понимает это, оставшись верной мужу («Но я другому отдана и буду век ему верна…»).Можно долго спорить о том, нужно ли было жертвовать любовью ради семейных отношений, ровных, спокойных, построенным только на уважении, но не на любви со стороны Татьяны. Её путь- путь верной, порядочной, честной жены. Это заслуживает уважения.
2.А.Н.Островский «Гроза»
Сложную душевную драму переживает героиня пьесы А.Островского «Гроза» — Катерина. Оказавшись в доме Кабановых, она хотела и в нём жить так, как это было в её родительском доме, наполненном любви и уважения близких друг другу, без лжи и обмана («…Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…») Однако увидела в новой семье совсем другое: со стороны свекрови — высокомерие, стремление диктовать свои условия, напрасные обвинения («…Напраслину-то терпеть кому ж приятно!..»); со стороны Тихона она не чувствовала поддержки, хотя понимала, что тот любит её по – своему. «Отчего люди не летают так, как птицы?»- не случайно задаёт Катерина этот вопрос. Ей хочется свободы, открытости во взаимоотношениях. Измена героини, её тайные встречи с Борисом — это результат неудовлётворённости в семейных отношениях, желание любви, взаимопонимания. Всем сердцем полюбила героиня Бориса(«Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой;…») Конечно, любая измена — это грех. Ложь, обман всегда становятся явными. Героиня понимает это, страдает. Её трагический конец — результат восприятия ею греховности своих поступков. Оправдываем ли мы Катерину? Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. Каждый человек сам строит свои отношения в семье. Что лучше: верность без тепла, душевности, спокойствия или измена с её кратковременным, но счастьем? Верность и измена — это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба — он и она. Во многом в трагедии Катерины виноват её муж — Тихон. Автор заставляет читателей задуматься о том, что и верность, и измена, к сожалению, возможны в семье. Но всегда нужно помнить главное — жизнь надо прожить не во лжи.
3. И.Бунин «Тёмные аллеи» Произведения И. Бунина о любви часто наполнены грустью, потому что влюблённые расстаются. Любовь если и проносит им счастливые минуты, но лишь на короткое время. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви — к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной. Она хозяйка постоялого двора, «богата, крута», энергична, полна сил,однако одинока, потому что где-то в глубине её души теплится огонёк любви, этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту, свою горячку». А что же герой? Для него отношения с Надеждой — мимолётное увлечение красавца-барина к горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о героине. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Ни о каком взаимопонимании с ним не может быть и речи. Как горько осознавать, что счастье было так близко. Как видим, измена любви Николаем делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.
Вывод. Таким образом, верность в любви делает её настоящей, крепкой, приносящей счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Верность и измена идеалам, принципам

 

1.А.С.Грибоедов «Горе от ума »
Быть верным своим принципам, идеалам, взглядам в обществе, в котором все настроены против, имеют другие ценности — это непросто. А.Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», оказался именно в такой ситуации. Фамусовское общество с его стремлением к наживе, продвижению по служебной лестнице любой ценой, с его низкопоклонством, лестью чуждо герою. Он чувствует себя здесь одиноким. Мало того, общество ополчилось против него, считая его сумасшедшим («Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож…) Конечно, разве можно иметь взгляды, столь противоречивые, чем их. Но Чацкий остаётся верен себе. Вот некоторые из его принципов: стремление служить делу, а не лицам («служить бы рад, прислуживаться тошно…»); оценка человека не по его служебному и материальному положению, а по тому, каков он как личность; стремление быть честным, открытым, всегда говорить правду в лицо; быть независимым (Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий. Зачем же надобно?) Да, трудно такому человеку в жизни. Но он честен перед своей совестью («…к чему обманывать себя мне самого…»), не изменяет своему выбранному пути, не идёт на поводу у общества, взгляды которого совершенно чужды ему, не угождает, не льстит, как это делает Молчалин. Чацкий вызывает уважение и восхищение читателей. Страшно угодничество, подхалимство, свойственное Молчалину и другим представителям фамусовского общества. Они-то уж не изменяют себе, чётко идут по своему пути, используя любые средства, лишь бы добиться цели – знатности, богатства, положения в обществе, опустошая при этом свою душу, становясь жестокими, коварными людьми. Верность облагораживает человека, делает его чище. Измена всегда ведёт к нравственной деградации.
2.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв — один из главных героев произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Воспитанный в семье, в которой понятия честь, совесть, порядочность – это не просто слова, а основа жизни, он становится достойным сыном своего отца. В трудные жизненные ситуации попал Гринёв: пленение Пугачёвым, обвинение в предательстве,- но герой с честью вышел из них, потому что не изменил своим нравственным принципам, был верен им до конца («…Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести…»). В итоге — счастливый конец, семейная жизнь с любимой Машей, незапятнанная честь. Другой же персонаж повести — Швабрин — с лёгкостью изменил присяге, данной императрице, нарушил моральным законы. Он перешёл на службу к бунтовщику, силой и обманом хотел женить на себе Машу («…он обходился со мной очень жестоко»,-скажет Маша Гринёву), клеветал на Гринёва. Такой человек заслуживает резкого осуждения. «Береги честь смолоду!»- именно эта пословица, народная мудрость взята А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему произведению. В ней заключён очень важный смысл: человек должен быть верен до конца жизни тем моральным законам, которые общество выработало своей многотысячелетней историей, жить по которым учат человека с раннего детства.
3. А.П.Чехов. «Ионыч» Тема нравственного падения человека, деградации души — одна из основных в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Герой произведения в начале и в конце повествования — это два совершенно разных человека, да и зовут-то их по-разному: Дмитрий Старцев и Ионыч. Что же произошло с молодым юношей, «лучшим из людей», по мнению Екатерины Ивановны, окончившим медицинское учреждение, желающим приносить пользу людям, лечить их? А произошло то, что должно произойти, если человек изменяет идеалам юности. Деньги, шелест купюр в кармане со временем сделали героя чёрствым, жёстким, эгоистичным человеком. Ему совершенно безразлична судьба больных, они его даже раздражают своими жалобами. Главное — получить заветные деньги, ездить на тройке с колокольчиком, быть богатым (у него «уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…»), всеми почитаемым человеком. Духовное обнищание произошло с героем: он ничем не интересуется, живёт один, главная его страсть — считать деньги, подученные им за день. Да, измена себе, своим принципам, целям делают человека нравственно низким. Верность свойственна сильной личности, способной преодолевать трудности, живущей по законам справедливости и добра. Этого, к сожалению, нет у Ионыча.
Вывод. Нравственные принципы — эта основа, которая делает человека настоящей личностью, заслуживающей уважения. В их основе лежат честь, совесть, порядочность, милосердие и многое другое. Остаться верным этим принципам, чётко выделить для себя жизненные идеалы и следовать им — непростое дело. Много соблазнов бывает на пути человека. Но тем и отличается благородный, высоконравственный человек от беспринципного, безнравственного, что он находит в себе силы идти по верному пути в жизни, не изменять себе, не сворачивать по дороге лжи, обмана, да и просто эгоизма. Верность в данном случае делает человека личностью, уважаемой в обществе, счастливой и самодостаточной. А измена приводит к осуждению окружающих, непониманию, даже презрению. Быть верным именно нравственным принципам учат читателей произведения классиков литературы. Как здесь не вспомнить слова из лирического отступления из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»! «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

 

 

3. Верность и измена Родине, народу.

 

 

1.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». «Началась война, то есть совершилось противное человеческой природе событие»,- так написал Л.Толстой в одном из своих романов. «Севастопольские рассказы» — это первое произведение в русской литературе, в котором так реалистично, открыто показана война со всеми её ужасами, смертями («Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда.. «)Молодой писатель, офицер Л.Н.Толстой сам лично участвовал в Крымской войне, именно её он описал в рассказе- оборону Севастополя в 1854 и в 1855 годах. Как по-разному вели себя люди на войне! Восхищает мужество защитников города, которые спокойно, без суеты, делают своё дело. Верность Отечеству — это их сущность, основа личности («И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине. «) Каждый из защитников- герой: и бойцы, погибающие во время боя, и санитарки, спасающие солдат, и жители, роющие окопы, делающие любую работу для спасения города. Сколько отважных офицеров стояло на защите Севастополя. Многие – и солдаты, и офицеры — героически погибли. Мужество и героизм проявили они на войне, верность родине. Даже отступая, оставляя город, защитники его с ненавистью думали о враге, в душе уверенные, что вернутся сюда, но уже за победой Но были и такие, для которых война — это возможность быстро получить очередное воинское звание, продвинуться по служебной лестнице (таким показан, например,офицер Михайлов). Даже такие мысли – это уже измена своей воинской чести, званию офицера («…всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтоб получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Война поверяет человека, народ, страну. Насколько сильны они, стойки. Верность, преданность стране, любовь к Отечеству – залог мужества, а измена — путь к предательству, пусть моральному.
2.М.Шолохов «Судьба человека»
Великая Отечественная война. Она была тяжёлым испытанием для страны, народа, каждого человека в отдельности. Именно в военные годы проявились главные черты личности. Испытания выявили сущность человека. Одни стойко всё выдержали, остались верны стране, народу. Другие, ради спасения своей жизни, изменяли всему тому, что было, казалось, так дорого, становились предателями, выживая за счёт жизни других. Об этом — рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Автор показал, как на войне проверялся каждый. Главный герой Андрей Соколов проявил лучшие черты своего характера: смелость, стойкость, выносливость, преданность Родине, близким любимым. Даже немецкий плен со всеми его ужасами не сломил его. Не случайно даже немецкий офицер Мюллер удивился стойкости русского солдата («Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат…») Потеряв на войне семью, Андрей сохранил в душе любовь, которую отдал мальчику Ванюше, сделав его жизнь счастливой. Мы восхищается героем. Именно такие люди и спасли нашу страну от фашизма, все они — настоящие герои, верные своей Родине. Однако были и изменники, те, кто предательством, жизнью других вымаливал у врагов возможность существовать. Вспомним сцену в плену, когда один из солдат готов был выдать командира, потому что не желал умирать. Жестокая смерть от рук своих ждала его, страшный, незавидный конец («…До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель…» Это слова Соколова после убийства предателя) Андрей Соколов- человек с большой буквы. Именно такие люди, верные Родине, и спасли страну, защитили её. Им мы благодарны за мирное небо, да и за своё рождение, за возможность жить на этой прекрасной земле.
3.В.Быков «Сотников» Человек на войне — это тема произведений В.Быкова. Он не показывает больших сражений, атак, а пытается понять, почему именно так повёл себя герой в той или иной ситуации, почему один из героев повести «Сотников» стал героем, а другой — предателем. Что движет поведением людей в нечеловеческих условиях? Автор подводит к выводу, что основа мужества, героизма – это верность человека родине, народу. Именно она является той силой, которая помогает пережить трудности, страдания, боль, сохранить человеческое достоинство даже перед лицом смерти. Именно таков Сотников. Скромный, вроде бы неприметный боец, он шаг за шагом шёл к своему подвигу. Вызвался идти за продуктами для отряда, хотя мог и не идти, так как был болен. Сколько в нём внутренней силы, стойкости! Как достойно он принял смерть, не став предателем. (И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им. Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть). Рыбак же, всю жизнь изворачивавшийся, и здесь, в плену, решил вести себя так же. Спастись, жить — ради этого он готов на всё. («З десь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства»). Но адская машина смерти уже закрутила его в своём механизме. Идти на сделку с фашистами не получилось. Совершив первое предательство, став полицаем, он совершает следующее, казня своего боевого товарища Сотникова («Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов»). Человек на войне всегда делает выбор: быть с народом, переживать с ним все тяготы военных лет, оставаться верным Отечеству или изменить всему этому ради возможности жить. И от этого выбора зависит, кем он станет: героем, как Сотников, которого, как и миллионы других солдат, помнит страна, гордится ими, или предателем, как Рыбак.
Выводы. Человеку свойственно делать выбор в жизни. Особенно в годы, когда несчастье обрушивается на всю страну. Верность идеалам, на которых он воспитан, ценностям, внушённым им с раннего детства в семье, школе, патриотизм — всё это становится той силой, которая позволяет ему вместе с народом пережить испытания. Тех, кто изменил всему этому, кто остался за чертой порядочности, чести, отделил себя от народа предательством, в любом случае ждёт страшная участь- не жизнь, а прозябание, ненависть и презрение народа. Над этим заставляют задуматься читателей писатели, создающие произведения о войне, чтобы каждый сделал верные выводы, понял, что только верность – стране, народу, семье, близким, самому себе — это залог счастья. А измена — это позор, презрение людей, а значит, не жизнь, а существование в вечном страхе, во лжи.

 

 

СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ

o Смелость и трусость на войне

o Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов

o Смелость и трусость человека в отдельности и всего общества в тоталитарном государстве.

1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один стал предателем, а другой –героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа. В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий, трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас. Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.
2. М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Жить и всю жизнь дрожать, бояться, как бы не вышло чего, как бы не случилось что-то страшное. Именно так прожил всю жизнь герой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Он хорошо усвоил слова отца:«…коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».Вот пискарь и смотрел в оба, никого к себе не приглашал, отгородился ото всех, всего боялся, как бы рыба большая его не съела. Но самое интересное то, что себя-то пискарь считал мудрым (отсюда название сказки), ведь он нашёл способ обезопасить себя. На самом же деле это не «премудрость», а глупость, приведшая к бесполезному существованию. С сарказмом называет автор героя «премудрым», подчёркивая этим всю никчемность его жизни. А жизнь- то уже прошла. Пискарь в конце и сам понял, что это было «болезненное существование». Вот и ждёт он смерти, когда же она окончательно освободит его от всего этого: «… Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет…». Жить, трусливо по ночам выглядывая из своей норы, — что может быть ужаснее? «Пискарь»- от слова пищит, герой попискивает, прячась в норе. «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». Даже щука не захотела съесть его, поэтому умер он, скорее всего, сам, «…потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» Жанр сказки помог автору ярче показать тип людей, которые ограждают себя от трудностей жизни, пытаются жить в своём микромире, ничем вокруг не интересуясь, всего боясь, стремясь быть невидимыми, незаметными (пискарь «…жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…»,- т ак пишет о нём автор) Эта жизненная и душевная трусость никогда не сделает людей счастливыми. Страшно, если раскаяние придёт к ним, как и к пискарю, уже в конце жизни, скорее даже не раскаяние, а осознание того, что жизнь прожита зря.
3. М.А.Шолохов «Судьба человека»
Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми. Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого! Смелость – это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста («…я за тебя отвечать не намерен «), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой – предательство, душевная гибель, смерть других людей. Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.
4.В.Быков «Сотников»
Что делает на войне одного человека смелым, решительным, а другого — трусом? Почему одни становятся героями, а другие — предателями народа? Над этим размышляет В.Быков в своём произведении «Сотников». Показывая судьбу двух героев на войне — Сотникова и Рыбака, он отмечает, что смелым и трусом человек становится не случайно в любой обстановке, а тем более на войне. В основе всех поступков лежат те нравственные принципы, та духовная основа, которая свойственна каждому человеку. Что дорого, что ценно в этой жизни: жизнь близких, народа, свобода страны или боязнь умереть, стремление выжить любой ценой, даже ценой предательства? Именно это двигало поступками героев. Сотников, всегда стремившийся к справедливости, ёщё до войны никогда не подводивший своих товарищей, проявил смелость на войне, сражаясь за страну, понимая, что от него зависит судьба людей тех, кто рядом (партизан, ждущих его с продуктами, Дёмичихи с детьми, старосты, не сообщившего немцам о них). Он всё берёт на себя, пытается хоть в последние минуты спасти тех, кому грозит гибель. Не о себе, не о своей жизни думает он, а о других. Хотя, конечно, и ему, как и всем, хочется жить. Но он думает о том, как достойно встретить смерть, не быть трусом, а проявить решимость и смелость в последние минуты своей жизни. Погибают Сотников, Демичиха, староста, никого не пощадили враги. Иные принципы у Рыбака. Он всегда отличался стремлением уйти от наказания, вывернуться. Так и на войне он словно продолжает эту игру, игру с жизнью: идёт на сделку с фашистами, думая, что и здесь в очередной раз ему как-нибудь удастся спастись, убежать, думая, что «чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит…». Но предательство приводи к душевной смерти, трусость — к нравственному опустошению. Именно он казнит Сотникова, своего бывшего товарища. Назад, к своим товарищам, своему народу уже нет пути. Смелость и трусость… Человеку свойственно выбирать между ними. Как поступит человек перед лицом смерти? Как писал автор, «…д а, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?» Не дать страху преодолеть себя, не стать трусом, выстоять — вот цели смелого, решительного человека, способного не сломиться перед лицом смерти, остаться верным нравственным идеалам, людям, самому себе.
А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
Страшно жить в тоталитарном государстве, когда попираются все права человека, когда он становится маленьким винтиком в огромном механизме адской машине, превращающей человека в одного из массы, лишая его индивидуальности. Страх может сковать почти всё общество, когда люди начинают бояться каждого шороха, звука приближающихся шагов, шума остановившейся в ночи машины у дверей дома, когда проявляют обыкновенную трусость, видя, как арестовывают ни в чём не повинных людей, но молчат. О периоде сталинских репрессий написал А.И.Солженицын роман «Архипелаг ГУЛАГ». Сколько судеб проходит перед глазами читателей, поражающихся несправедливости, жестокости и унижениям, которые пришлось испытать людям! Боязнь и страх словно сковывали людей. Страх быть арестованным, страх перед неизвестностью, после ареста, страх за судьбу близких — всё это испытывал каждый, за которым приезжали представители НКВД. А ещё в душе каждого теплилась надежда, что всё это случайность, что всё скоро закончится, каждый думал, что он-то уж точно не виноват, а невиновных арестовывать не будут, скоро во всём разберутся. Но как наивны были их надежды! Автор писал, что во многом виноваты сами люди: надо было возмущаться, кричать, сопротивляться. «Если бы люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, — а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, молотками, кочергами, с чем придётся?..Органы быстро бы недосчитались сотрудников и подвижного состава, и, несмотря на всю жажду Сталина, — остановилась бы проклятая машина! Если бы… если бы…» Легко управлять народом, который боится, который молчит и не сопротивляется беззаконию. Да, страх миллионов людей, наряду со многими другими причинами, привёл к тоталитаризму. Но не все молчали. Были и такие, которые гордо смотрели следователям в лицо, до конца оставались решительными, бросая в глаза мучителям смелые взгляды, кто не подписывал ничего, что свидетельствовало об их, якобы, шпионстве. Автор о многом заставляет задуматься читателей: и о беззаконии, которое может допустить народ, боясь говорить правду, и о необходимости совместно выступать против любого рода несправедливости, о необходимости защищать свои права, проявляя смелость, решительность. Страх порождает трусость, боязнь что- либо предпринять и ради своей свободы, и ради справедливости в обществе вообще. А этого нельзя допускать!

 

 

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Для чего человек живёт, чему стремится посвятить свою жизнь, какими путями он идёт к достижению свой цели? Эти философские вопросы пытается осветить А.С.Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Цели «фамусовского общества» — достижение материального благополучия, высокого положения, продвижение по карьерной лестнице. В принципе, цели-то неплохие. Достойное место среди людей желает занять каждый человек, стремящийся интересно, насыщенно прожить жизнь. Однако средства, избираемые «фамусовским обществом», низкие. Яркий пример тому — А.Молчалин, человек, который ради продвижения по службе, денег, благополучия готов пойти на всё. Он пытается всем угодить, нравиться, льстить, лицемерить. Герой хорошо усвоил уроки своего отца, который учил сына угождать всем: «Во- первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья; Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была». Если для достижения цели нужно сыграть роль влюблённого человека — он и это средство использует, ловко обманув Софью в искренности своих чувств, мечтая жениться на ней, породниться с влиятельным Фамусовым. Что ж, скорее всего, какие-то средства всё же приведут его к желаемой цели. В этом уверен Чацкий, говоря о герое: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…» Цель Чацкого – достойно прожить жизнь. Он хочет служить Отечеству честно, без лести и угодничества («…Служить бы рад, прислуживаться тошно…»), мечтает об искренней любви, стремится быть честным, иметь свою позицию, принципы и не изменять им, как бы они ни противоречили обществу. Да, его цель и средства благородны, однако какой гнев вызывают они в обществе! «Горе от ума» испытывает Чацкий, непонятый окружающими, признанный ими сумасшедшим. Но именно так, по мнению автора,надо жить- честно, достойно. Да и не одинок герой, есть такие, как он, не подчиняющиеся ложным ценностям. Их нет среди персонажей пьесы, но о них упоминают герои произведения. Это и двоюродный брат Скалозуба (“…крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать ”), и племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор…”, и вся передовая молодёжь, представляющая «век нынешний», ведь именно от её лица говорит Чацкий («Где, укажите нам,отечества отцы…») Так что не все такие, как Молчалин и ему подобные. Выбрать достойную цель в жизни, использовать для её достижения соответствующие средства, не ошибиться, не пойти по пути мнимых ценностей — это так важно, чтобы стать личностью, быть честным перед самим собой и людьми. Именно к этому выводу приходят читатели пьесы А.С.Грибоедова.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
«Цель оправдывает средства». К герою поэмы Н.В.Гоголя Чичикову так подходят эти слова! Цель поставлена героем чётко (она уже в детстве была указана его отцом: «больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…») - богатство, знатность, положение в обществе. Шаг за шагом идёт герой к своей цели. Уже в школьные годы он использует определённые средства для её достижения, занимается накопительством: продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил из воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. А позже любые махинации, если они приводили к деньгам или продвижению по службе, для героя были хороши. Вспомним, как ловко он обманул начальника, пообещав жениться на его дочери. Но после получения очередного чина забыл об этом («…надул, надул, чертов сын!») Казалось, что может быть ужаснее продажи «мёртвых душ», а Чичиков продаёт их, не брезгуя ничем, ведь это может принести ему значительный доход. Даже светское общество, развращённое погоней за деньгами, не понимает героя, и ему чужд такой метод наживы. Чичиков может найти подход к любому, буквально очаровать собой всё общество. Входя в доверие к помещикам, он совершает противозаконные сделки. И всё бы хорошо, если бы не Коробочка, решившая в городе узнать, не продешевила ли она при продаже мёртвых душ, если бы не Ноздрёв с его прямотой, прилюдно поинтересовавшийся, как идут дела с покупкой этих душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько возможностей, и, кто знает, может, очередное сомнительное предприятие ему удастся. Конечно, автор надеялся, что может измениться человек. Не случайно он написал 2-ой том, в котором показал положительных героев. Но сам Н.Гоголь понял, что слишком нереальными получились герои, что очень трудно изжить в людях их пороки, поэтому он сжёг этот том. Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом должен думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы быть уважаемым и достойным человеком в обществе.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Цели человек ставит в своей жизни постоянно — от небольших, ежедневных до жизненных, составляющих сущность всего, что он делает. Хорошо, если эти цели приносят радость, успех, удачу не только человеку, но и окружающим. Если же они эгоистичны, то страдают все, и в первую очередь сам человек. Так и герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников тоже ставит цель – проверить себя, кто он — «тварь ли дрожащая» или «право име ет». О каком «праве» рассуждает в своей теории герой? О праве личности на преступление ради великих целей, ради спасения человечества. Размышляя о «необыкновенных людях», он считает, что они могут «…разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». И здесь все средства хороши — вплоть до убийства, которое он и совершает, убив Алёну Ивановну, старуху-процентщицу. Однако преступление тем и страшно, что тянет за собой другое — гибель сестры процентщицы – Лизаветы, ради которой, казалось, и совершал герой убийство, пытаясь спасти её и других от этой отвратительной женщины. Но идея, теория Раскольникова возникает в его уме лишь под тяжестью безвыходности лично своего положения и положения Дуни, сестры, которая хочет ради брата выйти замуж за нелюбимого Лужина. То есть идея спасения человечества оказывается, в сущности, идеей спасения самого себя. Совершив преступлении, герой понял, что отгородил себя от людей, оказался «по ту сторону добра и зла». Пройдет немало времени, чтобы Раскольников до конца осознал чудовищность своей теории, когда любовь Сони возродит его к жизни. Читая роман, каждый делает выводы о том, что <
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...