Никифор, граф Феотоки, грек по происхождению, родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. При крещении был назван Николаем.
Евангелие от Иоанна, 9:1-38. Профессор Александр Васильевич Иванов (1837–1911)- русский духовный писатель, археограф. Основным трудом А. В. Иванова стали руководства по изучению Нового Завета в нескольких томах. Перед праздником обновления храма (Ин. 10:22) Иисус снова пришёл в Иерусалим и по обычаю учил в храме. Народ – поражаемый учением Его и чудесами – готов был признать в Нём ожидаемого Мессию. Однако, Иудейские вожди – ослеплённые ненавистью к Нему – не только сами не хотели признать в Нём Посланника Божия, но и определили отлучать от синагоги всех, кто признает Его Христом (9:22). Впрочем, это определение синагоги не оставило великого Учителя в Его просветительской деятельности. Именно в подтверждение того, что Он есть Свет истинный, посланный в мир просвещать людей, Иисус Христос у врат храма – у купели Силоамской – дал зрение слепому от рождения, научив прежде учеников Своих не всегда считать причиною подобных несчастий собственные грехи людей или наследственные, а видеть в них случаи к проявлению дел Божиих. Это исцеление, удивившее народ своею необычайностию и раздражившее фарисеев тем, что совершено было в Субботу, послужило поводом к спору о Лице Самого Целителя, когда Он стал известным исцелённому, а через него и всем. Фарисеи, видя в этом деле нарушение Субботы, считали Иисуса грешником, а исцелённый – предполагая, что Бог не слушает грешников и не даёт им чудотворной силы – считал Его пришедшим от Бога. За это раздражённые фарисеи выгнали его из сонмища, но обретенный Мессией, он увидел в Нём Сына Божия и поклонился Ему. Это подало повод Иисусу Христу сказать некоторым фарисеям о Себе, что Он пришёл в мир для того, чтобы Своим судом сделать слепых зрячими, а зрячих слепыми.
1. Исцеление слепорожденного представляется у Евангелиста одним из важнейших чудес Христовых, выходящим из ряда обыкновенных исцелений, и а) Потому что здесь исцелён такой человек, которого все знают как слепого – и родители, и Апостолы, и народ – и в котором никак нельзя было заподозрить никакого притворства, обмана, случайного состояния слепоты; б) Он исцелён перед всем народом, так что явление исцелённого возбуждает всеобщее внимание и к нему и к Целителю и, что ещё важней, в) Вызывает со стороны врагов Иисуса строгое разследование дела, произведённое с целию обличения Христа и приведшее к большей славе Его и к обличению их злобы и упорного сопротивления очевидной истине. 2. Хотя исцеление слепорождённого вполне обусловливалось действиями Самого Иисуса Христа, Он всё же посылает ещё исцеляемого к Силоамскому источнику, чтобы Он умылся – и по умовении слепой прозрел. Значение этого посольства к Силоамскому источнику открывается из сравнения с исцелением 10 прокаженных. Посылая страждущих то к священникам, то к Силоамскому источнику, Иисус Христос как бы хотел заставить исцелённых обратить внимание на самих себя, обдумать свое положение и оценить значение совершившагося чуда, чтобы таким образом подготовить их к вере в Мессию. С другой стороны это отправление исцелённых к законным источникам исцеления указывало, что рядом с Законом и вместо Закона явилась новая чудесная сила, спасающая человека от всех зол. Закон же являлся здесь только для подтверждения действий этой новой силы (Мф. 8:4). 3. Найдя исцелённаго, Иисус Христос спрашивает его: веруешь ли ты в Сына Божия? Этот вопрос прямо показывает, что Иисус Христос и Сам признавал Себя Сыном Божиим и от других требовал веры в Себя, как в Сына Божия. С другой стороны и Иудеи – по крайней мере, немногие из них – с понятием о Мессии соединяли понятие о Сыне Божием. Иначе и исцелённый не только бы не понял вопроса Иисуса Христа, но и возстал бы против Его объявления Себя Сыном Божиим, счел бы оное за богохульство.
4. Насколько пристрастно было отношение фарисеев к совершённому Иисусом Христом чуду, видно из того, что родители – при допросе об исцелении их сына отсылают вопрошающих к самому сыну, под предлогом, что он уже, как взрослый, сам может лучше объяснить, как совершилось его исцеление – на самом деле поступают так из боязни Иудеев, которые положили уже отлучать от синагоги тех, которые признают Его Мессией. С другой стороны это открывает нам, что в народе уже распространено было мнение об Иисусе, как о Христе (Мессии), и что синагога уже принимала свои меры против распространения этого мнения. В чуде исцеления слепорождённого открывается нам: а) Что самыя несчастия человека служат часто к славе Божией; б) Что Иисус Христос есть Свет Миру, всегда готовый просветить слепых; в) Что для возвращения зрения Он употребляет самыя незначительныя средства; г) Что неверие и предразсудок не убеждаются никакими очевидными доказательствами и ищут оснований для сомнения там, где оно обращается на главу сомневающихся; д) Что вера, напротив, находит подкрепление и утверждение для себя там и тогда, где и когда их не ожидает. Архиепископ Никифор (Феотокис) (1731–1800) – богослов, миссионер, проповедник. Никифор, граф Феотоки, грек по происхождению, родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. При крещении был назван Николаем. Неизвестность, почему слепой родился слеп от роду, решил Богочеловек Иисус, говоря, что он родился слепым, да прославится о нем Бог. Однако наказания, коими и доныне видим многих наказуемых человеков, в толикую бездну погружают неразумия нездравомыслящих и надменных, что дерзают порицать всепремудрейший промысл Бога, могуществом беспредельного. И праведников видим мы наказуемых, и грешников; и праведных спокойно и счастливо умирающих, и грешников равно же. Воистину «судеб Господних бездна многа: неиспытани судове Его и неизследовани путие Его»! (Пс.35:7; Рим.11:33) Посему «кто когда может уразумети ум Господень? или кто бысть Ему советник?» (Рим.11:34) Однако ж разум наш, который дал Бог всякому человеку, просвещаемый светом Божественного Писания, хотя некоторую может представить причину сих наказаний, коими Бог в мире сем наказует некоторых человеков.
Мы читаем Священное Писание, и даже видим, что Бог иных грешников наказывает, а иные наказания избегают и благоденствуют. Наказует Бог Фараона, Надава, Авиуда, Саула, Авессалома, Ахава, Навуходоносора и других бесчисленных; Ровоам, Авия, Амврий – люди, злобы и нечестия преисполненные – мирно покоятся и с своими опочивают отцами. То же самое и в наши примечаем времена: иные из грешников наказуются, а иные спокойно умирают. Какая бо сему причина? Та, что ежели бы Бог в сем веке наказывал всякого грешника, то добродетель бы содеваема была по принуждению, а не по произволению; тогда всяк держался бы добродетели не по собственному своему избранию, яко вещи полезной и душеспасительной, но по нужде, боясь скорого и неизбежного наказания. Посему добродетель лишилась бы тогда своего свойства или характера – быть любезною самой по себе, а Бог, по законам правосудия Своего, не мог бы увенчивать добродетельных, понеже люди тогда бы не ради любви к Нему, ни ради усердия к добру, ни ради наслаждения вечного Царствия, ниже для избежания нескончаемой муки, но ради страха чувственной и временной казни, держались добродетели. Добродетель тогда, говорю, не заслуживала бы никакого достоинства, никакой мзды, для того, что тогда человек покорялся бы законам подобным образом, и обуздывался бы как конь уздою, или вол ярмом, из коих первый боится бича, а второй стегала. Если бы Бог всех грешников наказывал в настоящей жизни, то бы будущий суд был излишен: люди же, видя воздаяние по делом во временной сей жизни, почли бы себя всетленными, и душою умирающими. Поелику же мы веруем, что Бог есть правосуднейший: то, видя некоторых грешников наказуемых в настоящей жизни, удостовериться должны, что есть и другая будущая жизнь, и что приидет день, в который Бог накажет тех беззаконников, кои пребыли ненаказанными. Но что некоторых нарушителей Божественного закона и здесь наказывает, то для того сие делает, чтобы укротить и устрашить злых и распутных, также доказать, что Он не не промышляет о всех, и не не видит дел человеческих. Ибо если бы все до одного делающие беззаконие оставались ненаказанными, то преумножился бы грех, без всякого страха: люди предались бы злым делам и промысл всемогущего Бога отвергли бы.
Но каких же грешников Бог наказывает в сей жизни, и каких оставляет ненаказанными? Иные утверждают, что Бог тех во временной наказует жизни, которых премного за премногие их злодеяния возненавидел, и премного на них прогневался: а тех оставляет ненаказанными, кои мало и не чрезвычайно согрешили. Но мы однако противное видим сему в Святом Писании. Ибо вот как свидетельствует Святой Дух о наказуемых грешниках: «егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч.3:12). А о тех, кои без наказания остаются, так пишется: «не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют, яко и тии со блудницами смесишася, и со блудниками требы жряху» (Ос.4:14). А из сего кто не видит, что грешников наказуемых в настоящей жизни, поелику мало согрешили, Бог еще любит, но наказанием ведет их к покаянию, и когда раскаются, приемлет их в сыны свои; а те, кои паки грешат и нимало не наказываются, суть неприсещаемые за тяжесть их беззаконий, и Богом оставленные? И поистине так: ибо наказуемые или раскаиваются и, приемля конечное грехов оставление, избавляются вечной муки; или, хотя и не исправляются, то по крайней мере за претерпенные ими здесь мучения уменьшается ожидающая их грядущая казнь. Сие Сам Бог утверждает: Бию, Я, говорит, жезлом грешников за их беззакония, и поражаю их ради неправд их; однако таковое наказание есть Мое присещение; ибо чрез сие изливаю на них милость Мою. «Посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: милость же Мою не разорю от них» (Пс.88:33-34). Но тем грешникам, которые никогда в сей жизни не наказываются и никогда не раскаиваются, отложена в будущем веце всякая мука: «хранится же нечестивый на день зол» (Притч.16:9). Посему некто из древних мудрых сказал: каждый человек, который знает, что он согрешил, да просит Бога, чтобы его наказал. Ибо благо нам не творити дел достойных муки: если же и сотворили что таковое, то лучше тако да накажемся, чтобы восприяв в сем мире достойное нам наказание, упокоились после в лоне Авраамовом. «Всяк убо, признающийся во грехе, да молится быти наказан. Добро бо нам не творящим достойного дела казни: аще же что мы сотворили достойное мщения, да и наказуемся тако, да зде пострадав, упокоимся по сем на лоне Авраамли». (Ориг. 776, т. 1, в бесед.).
Но мы видим, что с самыми праведными то ж самое случается. Иные, то есть, благоденствуют в настоящей жизни и славимы суть: иные же страждут и гонимы бывают. Иосиф седит на царской колеснице, но Иов – на гноищи, пораженный; Давид на престоле царском высится, Иеремия в тинный ров ввергается; Даниил Навуходоносором почитается, но Михей Седекием заушается. Сим, братие, нимало не соблазняйтесь. Ибо Богом прославляются в мире некоторые из праведников для того, чтобы люди, видя таковых, почитали добродетель, любили оную и утверждались в ней; а страждут некоторые из святых для того, чтобы искушено было великодушие их, да просветится в мире свет добродетели их, да удостоятся сугубых почестей и венцев, и терпением их да прославится Бог, Который тех праведников искушает чрез страдания, коих знает быти мужественными во страданиях, твердыми во благочестии и превосходящими прочих преуспеянием в добродетели. Тако Иова чрез многие искусил поражения. Послушайте же, что о нем свидетельствует: «внял ли еси мыслию твоею на раба Моего Иова? Зане несть, яко он, на земли человек непорочен, истинен, богочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи» (Иов.1:8). Но почему ж древле и за один только грех грешник тогда же наказывался, ныне же за то же, или еще гораздо важнейшее законопреступление, никакого не получает мщения? Некто бедный человек собирает мало дров в субботу, – и Бог за таковое его преступление повелел, да побиют его камением: «смертию да умрет человек сей, да побиете его камением весь сонм вне полка» (Чис.15:35). Ныне же коль многие, в сей самый день делая то же преступление, презирают праздники Божии? Сколько, говорю, не только собирают, рубят и носят дрова во дни святых праздников, но и сеют, и жнут, и покупают, и продают и всякое творят рукоделие? Коль многие иждивают праздничные дни не на молитву, но на пьянство, не на славословие Божие, но на празднословие, не на хождение в Церковь, но в театры, в питейные домы, в соблазнительные виталища? Коль многие ожидают праздников не для того, да исправят душу, но да развяжут узду целомудрия и да творят греховное и беззаконное деяние, однако ни камением не побиваются, ниже умирают? Мариам с Аароном, осуждая брата своего Моисея, что взял жену Ефиоплянку, два только укорительных слова сказали: «еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше?» (Чис.12:2, 10) – и се абие последовала казнь: проказа по всему телу Мариамы, бела яко снег. Сколько же ныне, в сей самый день, находится таких, кои седя пред лицем многих, не только осуждают брата своего, но и клевещут, «и полагают соблазн на сына матере своея»? (Пс.49:20) Коль многие и на самых священных мужей, яко бритву, изощряют языки свои, – однако на них и знака не бывает проказы? Оза, поелику дерзнул простерть руку свою на кивот, «поражен был, и умре там, у кивота Господня пред Богом» (2Цар.6:7); коль же многие ныне дерзостно простирают руки свои не на кивот Божий, но к самому Всесвятейшему Божественной Евхаристии таинству, – однако ниже смерть следует за таковыми, ниже какая-либо казнь? Иные, наподобие Ахара, похищают и крадут церковные Богопосвященные вещи; иные от зависти снедаются и злобствуют на братий своих паче, нежели Саул на Давида; иные же сребролюбствуют и лгут паче, нежели Гиезий; одни грешат, как во дни Ноевы, другие святотатствуют, как Анания и Сапфира; другие презирают священных особ, как Павла – архиерей Анания: однако сии не наказываются так, как те наказаны. Бог, христиане, сый всемудрейший и правосуднейший, когда люди жили и по правам естественного закона, и под законом, и под явлением благодати, для того обнаруживал различные образы казней, чтобы уверить, что Он мстит за грех и казнит согрешающих, также – да утвердит истину законов, да устрашит грешников и таким образом да отвратит от греха; но ныне, поелику довольно уже показал примеров мщения за всякое законопреступление, «всякое же преступление за ослушание праведное прият мздовоздаяние» (Евр.2:2), – долготерпит и не наказывает более всякого в настоящей жизни, вскоре по грехе, да не принудится силою своепроизвольство человеческое, но да пребудет оно свободно в избрании добродетели. Дал Он законы, определяющие казнь грешникам; утвердил оные мстительными примерами; научил, что настоящее время не есть время воздаяния: но грядет день, в оньже кийждо приимет воздаяние по делом своим. Упразднил убо Бог частые и временные наказания примеры, да пребудет человек беспринужден и да получит праведно или вечный за добродетели венец, или вечную за грех муку. Наказываются и ныне грешники, хотя не все, ни столь часто, ниже вскоре по учинении греха, как прежде: но мы, или яко глухие, не слышим, или яко слепые, не видим чувственных наказаний. Охладела горячность к вере; почему, и затыкая уши и сжимая очи, думаем, что видимые или слышимые казни не от Бога бывают посылаемы, но или по случаю, или по действию естественному. Но когда отверзем очи веры, то узрим и доныне и грешников наказуемых, как и праведников страждущих. Наказывает Бог доселе, яко Отец чадолюбивый, грешников, да обратит их к покаянию, и да уменьшит им будущую казнь, а праведников – да искусит их терпение, и соплетет им вящие венцы славы. Итак, христианине! если ты бедствуешь, или немощствуешь, или инако страждешь, радуйся; сноси великодушно и прославляй бесконечно благоутробнейшего и всемилостивейшего Бога. Ибо если ты грешник, то наказание есть бальзам на раны греха твоего: «посещу жезлом беззакония их» (Пс.88:33). Несчастия твои суть доказательством любви Божией: «егоже бо любит Господь, наказует» (Притч.3:12). Несчастие твое есть глас Божий, призывающий тебя на покаяние: «биет же сына, егоже приемлет». Страдания таковые освобождают тебя от вечной муки: «милость же Мою не разорю от них» (Пс.88:34). Если же праведен, – страдания твои соплетают тебе венец, скорби твои уготовляют тебе радость неизглаголанную, и бедствия твои – славу вечную. Привременные страдания, сравниваемые с неизреченною славою и радостию, тебя ожидающею, ничтоже суть: «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Тогда же только скорби и сетуй, когда видишь, что ежедневно грешишь, и провождаешь дни твои в богатстве и удовольствиях, никакого не испытуя несчастия. Тогда-то плачь неутешно, тогда-то изливай реки слез. Ибо за беззакония твои оставил тебя Бог: хранится же тебе казнь твоя в страшный день суда. «Хранится же нечестивый на день зол» (Прит.16:9). Вопросы: 1. Как эти слова относятся ко мне, где я в этом отрывке? 2. Как раскрывается здесь Царство Небесное, что Господь говорит о Себе? 3. Можно ли привести примеры людских страданий и проблем, через которые Господь явил своё чудо? 4. Как различить для себя уверенность в своей правоте, происходящую от гордыни (как у фарисеев) от уверенности в своей правоте при отстаивании истины (как у исцеленного)? Как понять, когда моя уверенность - «хорошая», а когда - «плохая»? 5. Получается злоба фарисейская сделала теперь уже их слепцами, что привело к “отвержению” истины и человека, который являлся свидетелем Божиих дел? Как успеть совладать с собой и понять, что не всегда то, что тебе не нравится, является ложью? Как вовремя не оттолкнуть того человека, который послан Богом для нашего душевного исцеления? 6. Только ли чудеса помогают уверовать во Христа? Стоит ли помогать тем, кто нуждается в помощи, но не просит её от нас?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|