ТЕМА 6. Общая характеристика рыночного хозяйства
Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка. Сущность рынка. Основные теоретические трактовки сущности рынка. Рынок в либеральной экономической теории. Монетаризм о рынке. Неоклассические представления о рынке. Рынок явился результатом естественно-исторического развития обмена и тех условий, которые породили товарное хозяйство, и возник 67 тыс. лет назад. Развивался и продолжает развиваться в настоящее время. С политико-экономической точки зрения рынок есть категория товарного хозяйства. Образование рынка произошло в результате длительной экономической эволюции, обусловленной поиском людьми решения извечной экономической дилеммы: "ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека". Адам Смит в своем труде "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) отмечал, что возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Поэтому первая предпосылка зарождения рыночных отношений - ограниченность экономических ресурсов. Это объективный закон, диктующий необходимость соответствующего субъективного поведения человека в системе хозяйствования. Ограниченность ресурсов сужает границы производственных возможностей, но этот же закон побуждает человека искать пути преодоления этих границ. Вторая предпосылка - разделение труда. Ограниченность ресурсов побудила людей еще в первобытном обществе понять, что разделение труда - обязательное условие для повышеішя его производительности. Именно поэтому и произошло первое общественное разделение труда между скотоводческими и земледельческими племенами. Разделение труда и специализация позволяют преодолеть границы производственных возможностей. Современная мировая экономическая система является своеобразным продуктом все возрастающих масштабов разделения труда и углубления специализации.
Третья предпосылка - обмен результатами труда. Обменивая одни товары на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. Однако необходимость в обмене одного продукта труда на другой не возникла бы, если бы офаниченность ресурсов не вела к разделению труда и специализации на выполнение отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. Не будь возможности обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения самых минимальных потребностей. Это привело бы к замедлению прогресса и развития цивилизации. Рыночный принцип обмена продуктами труда возможен только между обособленными собственниками. Поэтому четвертой предпосылкой рыночной экономики является частный интерес и частная собственность. Участники рыночного обмена, преследуя свои частные интересы, удовлетворяют потребности людей. Стремление к прибыли в условиях конкурентной среды заставляет субъектов хозяйствования снижать издержки и цены; повышать качество продукции; определять неудовлетворенные потребности людей с тем, чтобы организовать производство новых товаров и услуг. В результате растет благосостояние общества в целом. Эту взаимосвязь называют принципом "невидимой руки", который был открыт Адамом Смитом. Экономика - это постоянное движение товаров между субъектами. Кажется, стихия и хаос неизбежны, а люди должны жить в неуверенности, под угрозой неминуемых срывов. Однако в столь сложной экономической системе имеется определенный порядок, все процессы подчиняются объективным закономерностям: производители и потребители товаров общаются на языке цен и с его помощью решают важнейшие для всей нации экономические проблемы.
Таким образом, наиболее существенными чертами рынка являются: - множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что и как производить, кому и как реализовывать продукцию; - множество независимых потребителей, самостоятельно реиіающих, у кого покупать продукцию; - добровольный обмен факторами производства и экономическими благами; - установление цен под влиянием спроса и предложения; - конкуренция, свободный перелив капитала; - необходимость государственного регулирования для устранения недостатков рыночной экономики (экология, бедность, монополии и др.) Понятие рынка многогранно, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно изменяло свое содержание. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение и в современной экономической литературе. Так, французский экономист-математик Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, к ней добавляются новые черты. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальности, ибо формируется новая структура общественного производства - сфера обращения. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в советской экономической литературе. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения. Последнее гораздо шире, ибо включает не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Для рынка безразлично, кто выступает в виде рыночных субъектов - рабовладельческие эргастерии или латифундии, феодальные поместья или крестьянские, ремесленные хозяйства, частные капиталистические предприятия или государственные, кооперативные, акционерные и другие формы хозяйств, основанные на различных формах собственности. В этом смысле он безразличен к формам собственности и это обусловливает характер категории рынка как инвариантной, т.е. безразличной к конкретному социальному содержанию функционирующей экономической системы. Однако абсолютизировать внеисторичность рынка неправомерно, ибо это только одна сторона его характеристики. Дело в том, что рынок функционирует в определенной экономической системе, что не может не вызвать специфику в формах его проявления (а именно: специфику рыночных субъектов в размерах и формах регулирования рынка, удельного веса рыночных отношений во всей системе организации рынка и др.).
В последнее время все чаще появляются определения рынка как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже товаров, но и социально-экономические отношения (собственности, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать его в системе национальной экономики или экономической системы в целом как самостоятельную подсистему. На рынке как самостоятельной подсистеме имеют место: - отношения производства (продолжение производства в сфере обращения), распределения (по доходам рыночных субъектов), обмена (собственно акты купли-продажи) и потребления; - отношения собственности, реализация экономических интересов и организации рыночной деятельности; - отношения регулирования экономики, конкуренции и др. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер в кн.: Основы маркетинга) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (У. Джевонс в кн. А.Маршалла «Принципы политической экономии»). Но такие определения рынка нельзя считать полными, так как они не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей и посредников как продавцов, потребителей и посредников как покупателей) и отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он проникает во все большей степени в само производство - покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения его факторов в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка. Весьма важен воспроизводственный аспект характеристики рынка. Это понятие расширяется и воспринимается как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форма реализации движения его составных частей. В результате появляются такие определения рынка, как: совокупности экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме, или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ.
Между определением рынка как сферы обращения и совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений - наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором - на отношения, выражающие сущность категории «рынок». Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человеческого общества, рынок включает обязательно исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. И то, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, свидетельствует о том, что в природе совершенство вообще недостижимо. История развития рынка позволяет выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами: 1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними; 2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; 3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала; 4) абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.); осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов - продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации; 5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.); 6) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами; 7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции; 8) отсутствие монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства в функционирование рынка. Цивилизованный (регулируемый) рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на «нет». Отсюда заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражало реальность, либо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок в административной экономике был серьезно деформирован. В современной экономической литературе встречаются следующие определения рынка: -рынок - система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара; -рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения; -рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал стихийного, конкурентного и организующего, монопольного. Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей с разными условиями производства, индивидуальными характеристиками товара. Они конкурируют для обеспечения собственных интересов. Организованность, монопольное начало предполагают наличие узкой группы производителей конкретного товара, элементы сговора, определенное единообразие требований, стандарты качества; упорядоченные, согласованные, предвиденные действия. Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями. Рыночный механизм, где происходит оптимальное сочетание конкуренции и монополизма, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывает худших. Нормальные условия для функционирования рынка и последующего его развития. Такими условиями являются: 1) наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, абсолютный доступ всех хозяйственников к конкуренции и свобода выхода из нее; 2) достаточное количество производителей (не менее 15 - 20 изготовителей однотипной продукции); 3) свобода выбора партнеров по хозяйственным связям; их равновесие, самостоятельность, независимость и ответственность; возможность самостоятельно заключать контракты и договоры, размещать и принимать заказы; производство на так называемый (условно) неизвестный рынок; возможность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирование и др.), т.е. свободная купля-продажа; 4) право рыночных субъектов самим устанавливать цены (это не жесткое условие, либо классический рынок как бы задает извне "невидимой рукой" цену покупателям и продавцам); наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, но не устраняющая рынок; 5) свободное маневрирование ресурсами; их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию; свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка как обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики; 6) полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка; 7) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.
Рынок как система отношений. Субъекты рыночных отношений. Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разлого рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство. Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы: - с позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, - с позиций форм собственности - на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности; на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг. Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, oн является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства. Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства — средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.
Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция. Рыночный механизм включает ряд элементов, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы. Человек выходит на рынок покупать необходимые товары и услуги, чтобы удовлетворить свои потребности. Совокупность покупателей материальных благ – товаров – формирует спрос на эти товары, следовательно, постоянно возрастающие потребности являются основой формирования спроса. Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Хлеб, одежда, билет в театр - в принципе всё мы покупаем на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т.е. формирует предложение. Предложение есть желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке. С желанием здесь все ясно. Способность же предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому не всегда, тем более не везде, эта способность столь значительна, чтобы удовлетворить потребности всех людей. Таким образом, на рынке встречаются производители (предложение), с одной стороны, и потребители (спрос) - с другой. Следовательно, рынок - это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают сделку (покупают - продают). Формулировок рынка много, но суть одна – встреча производителя и покупателя, спроса и предложения, в результате этого взаимодействия осуществляется купля-продажа товаров. При встрече, заключении сделки, торговле их результатом является определение цены товара, денежного выражения его стоимости. Если по цене стороны договорились – значит, сделка (купля-продажа) состоялась. Цена - важнейшая категория рынка, его главное орудие. Понятие цены известно всем, касается всех, является предметом разговоров всех. Потому что изменение цен, их динамика есть не что иное, как распределение и перераспределение общественных доходов. Одних производителей или покупателей она может разорить, других – обогатить, доходы одних передать другим. Таким образом, категория рынка связана с категорией цены в такой степени, что мы имеем полное основание сказать – цены управляют рынком. Наконец еще одной - особой - категорией рынка является конкуренция, без которой рыночная система вообще не может существовать (см. подробно гл. VII). В итоге основу рыночной системы составляют четыре элемента: спрос, предложение, цена, конкуренция. Соотношение на рынке спроса и предложения определяет цену, и наоборот - установлением той или иной цены регулируется и устанавливается определенное соотношение спроса и предложения. Эта взаимосвязь и взаимозависимость особенно четко действуют при совершенной, развитой рыночной системе. В условиях же несовершенного или усеченного рынка эти взаимосвязи проявляются не так однозначно, не так определенно и ясно.
Виды рынков и их классификация (по экономическому назначению продукта, по соблюдению законности и др.). Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка: По объектам: - рынок товаров и услуг (потребительский рынок); - рынок рабочей силы; - рынок средств производства (капитал); - рынок ценных бумаг, валюты; - рынок научно-технических разработок, патентов; - рынок информации; - рынок средств обращения; - рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви); - рынок лицензий и др. По субъектам: - рынок покупателей; - рынок продавцов; - рынок государственных учреждений; - рынок промежуточных продавцов-посредников. В пространственном разрезе выделяют: - местный (локальный) рынок; - региональный рынок; - внутренний рынок; - внешний рынок; - национальный рынок; - мировой рынок. По формам контакта различают: - рынки на личном контакте; - рынки на безличностном контакте. По уровню насыщения: - равновесный рынок; - дефицитный рынок; - избыточный рынок. По степени зрелости: - неразвитый рынок; - развитый рынок; - формирующийся рынок. По степени ограниченности конкуренции: - свободный рынок; - монополистический рынок; - олигополистический рынок. По соответствию действующему законодательству: - легальный рынок; - нелегальный рынок; По отраслям: - автомобильный рынок; - компьютерный рынок и т.д. По характеру продаж: - оптовый рынок; - розничный рынок. С учетом ассортимента товаров: - замкнутый рынок (товары только одного производителя); - насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей); - рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей); - смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).
Инфраструктура рынка. Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX века). В сороковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура -это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); 6) информационные технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; 9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; 10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; 11) таможенная система; 12) профсоюзы работающих по найму; 13) коммерческо-выставочные комплексы; 14) система высшего и среднего экономического образования; 15) аудиторские компании; 16) консультативные (консалтинговые) компании; 17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; 18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями. Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры переживают в Республике Казахстан период постепенного становления и развития. В недалеком прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребностей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. Функции инфраструктуры рынка следующие: - облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; - повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; - организационное оформление рыночных отношений; - облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики. Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка. Консалтинговые компании. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке. Учебные заведения. Этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет. Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В настоящее время используется несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны": - зоны свободного предпринимательства (ЗСП); - зоны свободной торговли; - экспортно-производственные зоны (ЭПЗ); - производственные зоны в регионах; - свободные порты; - свободные банковские зоны. Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком, как правило, на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату и др.).
Функции рынка. Рыночные отношения оказывают воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и санирующую функции. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в «гигантский компьютер», выдающий данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Посредиическая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат в себе неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь ту их величину, которую согласен оплатить покупатель. Следовательно, на рынке формируются цены товаров. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между издержками и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях. Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами. Тем не менее, рынок дает ответы на главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система. Ему присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рьшок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Перечисленные функции рынка являются основополагающими. Вместе с тем, исследователи выделяют дополнительно ряд функций: Стимулирующая функция. Посредством ее он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Социальная функция. Рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления. Функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене; Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величины заработной платы труда отдельного производителя с общественным "эталоном" при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении ценности товара; Функция демократизации хозяйственной деятельности состоит в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей-конкурентов. Дополнительно выделяют еще и такие функции рынка, как: - активизация экономических интересов; - повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу; - сведение производительных сил в единую систему; - стимулирование эффективности экономической деятельности; - зависимость производства от потребительского спроса; - создание условий для эффективной кооперации труда.
Достоинства и недостатки рыночной экономики. Опыт развитых стран показал, что современная рыночная система имеет ряд преимуществ по сравнению с другими экономическими системами. Среди них можно отметить следующие: 1. Эффективное распределение ресурсов на производство необходимых обществу товаров. Рынок выполняет распределительную функцию. 2. Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации. Достаточно иметь данные о цене на продукт и об
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|