Сущность. Роль и особенности условий работы предприятии до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиции.
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства. Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия. Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право о своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике
государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для: • увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта; • возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий; обеспечения обороноспособности государства; простого и расширенного воспроизводства; развития национальной науки и ускорения НТП; повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны; развития медицины, образования и культуры; решения проблемы занятости; решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют. Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты. Плановая или административно-командная экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде
всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин. В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана. Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители продукции, т.е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам. Если рассматривать условия работы предприятий с этой позиции, то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям не нужно было беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, — все решалось государством в лице Госплана и Госснаба. Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме: При этой схеме основой являются ресурсы; именно они являлись ограничителем объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятиях в условиях плановой экономики в основном зависел от возможностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами. Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись, предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприятия при плановой экономике было любой ценой выбить (получить) ресурсы у государства. В условиях плановой экономики предприятия не были особо заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован.У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков — все планировалось Госпланом и Госснабом. Предприятия не стремились снижать издержки на производство и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и
нормативной прибыли. Кроме того, над предприятием никогда не висел «дамоклов меч» стать банкротом. Кроме того, предприятия в материальном аспекте не были заинтересованы в повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв для выполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых усилий. Выполнение плана при административно-командной системе являлось самым важным критерием при оценке работы предприятия. По этому критерию оценивалась и деятельность руководителя предприятия. Система премирования работников предприятия также была тесно увязана с выполнением плана. При плановой экономике всегда имел место дефицит, особенно товаров народного потребления, а также преимущество производителя над потребителем. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшать качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами. С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме: В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них: • многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в воде; • распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей; • неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий; • переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборотными средствами;
• многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям; • насыщение российского рынка импортными товарами; • государство на переходном этапе не создало необходимые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает система банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраструктура. Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный период в России от плановой экономики к рыночной затянулся. Этот затяжной переходный период обусловлен также политической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение вкладов населения), так и в социальном плане. Естественно, многие из них против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно существенные политические силы, которые против рынка и за возвращение к социализму. Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положительными моментами. К положительным моментам следует прежде всего отнести: • все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает покупателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные перспективы социально-экономического развития страны; • многие предприятия поняли, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия; • рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономики здоровая конкуренция; • увеличение числа специалистов самого различного направления, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др. Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|