Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав хозяйственных операций организации, связанных с поступлением предметов труда представлен в журнале регистрации хозяйственных операций за август месяц т.г.




ТЕМА. 6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

 

Учет процесса заготовления

Процесс снабжениясовокупность хозяйственных операций, которые связаны с обеспечением организации предметами труда и недвижимым имуществом, необходимым для осуществления хозяйственной деятельности.

Основными задачами процесса снабжения являются:

1) выявление всех затрат, связанных с заготовлением и приобретением предметов труда;

2) исчисление фактической себестоимости заготовленного имущества;

3) выявление результатов снабженческой деятельности.

Материальные ценности, необходимые для деятельности организации, приобретаются, в основном, у контрагентов, которыми являются поставщики. Предприятие заключает с каждым поставщиком договор поставки, в котором предусмотрено: объект и объем поставок, условия оплаты, оптовая цена, франко-цены, связанные с моментом перехода права собственности от поставщика к покупателю на это имущество и др.

Оптовые цены – цены, по которым одна организация продает продукцию другой или государству.

Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой, погрузо-разгрузочные и др., которые производятся собственными силами организации, а также силами сторонних предприятий. Эти расходы называются транспортно-заготовительными.

Оптовые цены вместе с транспортно-заготовительными расходами образуют фактическую себестоимость предметов труда.

Цены на предметы труда могут устанавливаться с учетом затрат по доставке продукции: места погрузки в вагоны, на пароходы, баржи и др. Для этого предусмотрены франко-цены, которые позволяют определить, какая сумма расходов по доставке оплачивается контрагентами, т.е. поставщиком и покупателем. Для покупателя – это транспортно-загото­вительные расходы, связанные с приобретением материалов, а для покупателя – расходы, связанные с продажей.

Рис. 1. Формирование франко-цен

В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на счетах: 10 «Материала», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов» и других счетах.

Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов – это перечень отдельных видов, наименований, сортов материалов, используемых предприятием. Каждому отдельному наименованию материалов присваивается постоянный номер, который называется номенклатурным номером. Во всех документах, которыми оформляется движение материалов, указывается не только их наименование, но и этот номер. Номенклатура материалов, потребляемых в производстве, очень разнообразна и достигает огромного числа наименований.

Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого предмета труда практически невозможно. Поэтому текущий учет материалов ведется по твердым учетным ценам: оптовые цены поставщика или плановая себестоимость.

Свободные (договорные) цены, государственные регулируемые цены устанавливаются при заключении договоров на поставку предметов труда. На их основе ведутся расчеты с поставщиками, они указываются в первичных документах.

Учетные цены содержатся в номенклатуре-ценнике. В качестве таких цен может быть плановая себестоимость, средне покупные цены, При их расчете в основу положена договорная цена и планируемая величина транспортно-заготовительных расходов.

К бухгалтерскому учету производственные запасы принимаются по фактической себестоимости.

На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления предметов труда может осуществляться одним из двух способов.

1. При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается оптовая стоимость приобретенных материалов. Для учета транспортно-загото­вительных расходов (ТЗР) специальный субсчет «Транспортно-загото­вительный расходы», который открывается к счету 10 «Материалы». Фактическая себестоимость предметов труда складывается из суммы оборотов по дебету счета 10 «Материалы» и субсчета «Транспортно-заготовительные расходы».

Порядок формирования фактической себестоимости предметов труда рассмотрим на примере.

Остатки по счетам по состоянию на 01.08. т.г.

№ счета Наименование счетов Сумма
10-1 Материалы по оптовым ценам поставщика, согласно договора 12.000
10-ТЗР Транспортно-заготовительные расходы  

Состав хозяйственных операций организации, связанных с поступлением предметов труда представлен в журнале регистрации хозяйственных операций за август месяц т.г.

№ п/п Содержание хозяйственных операций Проводка Сумма
дебет кредит
  Акцептован счет поставщика за поступившие в текущем месяце материалы: договорная стоимость материалов 10–1 60 30 000
Железнодорожный тариф, оплаченный поставщиком за счет покупателя Итого 10-ТЗР 60 2000 32 000
  Оплачен с расчетного счета счет поставщика     32 000
  Предъявлен и утвержден авансовый отчет подотчетного лица за расходы, связанные с получением на железнодорожной станции и доставкой материалов на склад покупателя 10-ТЗР    
  Начислена заработная плата за погрузо-разгрузочные работы 10-ТЗР    
  Начисления на заработную плату 10-ТЗР    
  Материалы отпущены в производство для изготовления продукции по оптовым ценам поставщика   10–1 27 000
  Сумма транспортно – заготовительных расходов, приходящаяся на отпущенные в производство материалов определяется по расчету (см. расчет ТЗР)   10-ТЗР  

Для определения фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство необходимо рассчитать абсолютную (в руб.) и относительную (в %) величину ТЗР. Транспортно-заготовительные расходы рассчитываются ежемесячно. В целом по счету «Материалы», по субсчетам, учетным группам материалов или по отдельным номенклатурным номерам.

,

где ТЗРо – транспортно-заготовительные расходы в сольда по состоянию на 01.08.т.г.;

ТЗРп – транспортно-заготовительные расходы, сложившиеся в отчетном месяце;

Мо – остаток материалов по оптовой стоимости 01.08.т.г.;

Мп – оптовая стоимость материалов, поступивших в текущем месяце.

 

По данным примера размер ТЗР составляет:

.

Следовательно, транспортно-заготовительные расходы, которые включаются в затраты отчетного месяца составляют 2905 руб. (27 000 руб. ´ 11,76%).

Обобщенные сведения о наличии и движении материалов за отчетный месяц можно представить в табл.

Обобщенные сведения о наличии и движении материалов
за отчетный месяц

№ п/п Показатели Учет. ст-ть (договорная) ТЗР (+) Фактич. с/сть мат-лов
         
  Остаток на 01.08.0т.г. 12 000   12 427
  Поступило за месяц: о поставщиков расходы подотчетных лиц погрузо-разгрузочные расходы 30 000 – – 2 000 200 1893 32 000 200 1893
  Итого 30 000   34 093
  Всего (1 + 3) 42 000   46 520
  % ТЗР: 4.520 / 42.000 = 11,76 %      
  Материалы отпущены в производство для изготовления продукции 27 000   29 905
  Остаток на конец месяца 15 000    

Учет процесса снабжения применительно к данному примеру пред­ложен на рис.

Калькуляция себестоимости приобретенных материалов может быть представлена двумя статьями:

Твердая учетная цена, обусловленная договором – 30 000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы – 4093 руб.

Итого фактическая себестоимость – 34 093 руб.

 

2. При втором способе применяются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

На счете 15 собираются все затраты по приобретению предметов труда, а на счете 10 отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются фактические расхода по приобретению предметов труда. С кредита этого счета в дебет счета «Материалы» списывается стоимость поступивших на склад организации материалов по твердой оценке. Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», так как показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учетных цен.


Пример

16 января ООО «Сатурн» получило на склад 100 банок масляной краски. Согласно учетной политике организации, материалы отражают по учетным ценам. Учетная цена 1 банки краски - 140 руб.

18 января «Сатурн» получил счет-фактуру от поставщика краски. Согласно счету-фактуре, общая стоимость материалов составила 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.). Кроме того, был получен счет-фактура от транспортной компании на оплату услуг по доставке краски на сумму 2360 руб. (в том числе НДС - 360 руб.).

Бухгалтер ООО «Сатурн» должен сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 - 15 000 руб. (17 700 - 2700) - отражена покупная стоимость краски на основании счета-фактуры поставщика;

Дебет 19 Кредит 60 - 2700 руб. - отражен НДС по оприходованной краске;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 2700 руб. - НДС по оприходованной краске принят к вычету;

Дебет 15 Кредит 60 - 2000 руб. (2360 - 360) - отражены транспортные расходы, связанные с доставкой краски на склад;

Дебет 19 Кредит 60 - 360 руб. - отражен НДС, указанный в счете-фактуре транспортной компании;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 360 руб. - НДС, указанный в счете-фактуре транспортной компании, принят к вычету.

 

Дебет 10 Кредит 15 - 14 000 руб. (140 руб. х 100 ед.) - оприходована краска по учетной цене;

 

Таким образом, по кредиту счета 15 формируется информация об учетной цене материалов, а по дебету - об их фактической себестоимости.

В нашем примере учетная цена партии краски составила 14 000 руб., фактическая себестоимость - 17 000 руб. (15 000 + 2000).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...