Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения рыночного равновесия




ТЕМА 9. Рыночное равновесие

Рыночная цена – важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества.

Механизм формирования равновесной цены и саморегулирования рынка, соотношение рыночного равновесия и экономической эффективности – проблемы, которые будут рассмотрены в данной теме.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Формирование рыночной цены.

Вопрос 2. Нарушения рыночного равновесия.

Вопрос 3. Рыночное равновесие и эффективность производства.

 

Формирование рыночной цены

До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при

каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Цена (Р) Объем спроса (QD) Объем предложения (QS) Состояние рынка Давление на цены
      S>D (излишек) Понижающее
      S>D (излишек) Понижающее
      S=D (равенство) Отсутствует
      D>S (дефицит) Повышающее
      D>S (дефицит) Повышающее

 

Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену.

Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед. Когда спрос превышает предложение, возникает дефицит и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.

Только при цене, равной 4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадает, достигается наибольший объем оборота и ни один из участников рынка не заинтересован в том,

чтобы менялась действующая цена.

Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной (Ре), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным (). При равновесии:

QD = Q S = Ре × Qе.

Построив на основании данных табл. 9.1 на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 9)


 

Рис. 9.1. Рыночное равновесие

При цене равновесия (Ре) спрос равен предложению и равновесный объем равен .

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (Р 1), то (предложение больше спроса) возникает излишек, равный Q 1 Q 2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию, и вынуждены снижать цену, тем самым, повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

При цене ниже равновесной (Р 2) спрос больше предложения, возникает дефицит, равный Q 3 Q 4, который порождает конкуренцию между покупателями, и они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рынок выступает как саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильностью рынка.

Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара, – это частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов, которая во многом зависит от характера распределения доходов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.

Итак, мы рассмотрели механизм формирования цены, но что такое цена, какова ее внутренняя сущность? Вопрос о сущности, о природе цены является камнем преткновения для многих поколений экономистов теоретиков.

Согласно воззрениям одних экономистов, цена – это денежное выражение стоимости. Стоимость же создается в процессе производства, она объективна и поддается эмпирическому измерению. Формой выражения стоимости и является цена.

Другие экономисты отрицают существование внутренней, присущей товару стоимости, полагая, что стоимость (ценность) – понятие субъективно-оценочное. Объективно же существует только цена товара – пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.

Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теорий стоимости (цен), поэтому она называется теорией неоклассического синтеза. Согласно этой теории:

– рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;

– спрос определяется предельной полезностью товара;

– предложение – издержками производства;

– издержки производства характеризуют стоимость ресурсов, используемых при производстве данного товара.

Таким образом, в цене в концентрированном виде отражается соотношение потребности общества в данном товаре и объеме ограниченных ресурсов, которые выделяются для удовлетворения этой потребности.

Сформировавшаяся под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет ряд важнейших функций, позволяющих ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.

Основные функции цены:

– уравновешивающая – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;

– информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям.

– регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к сокращению производства. Таким образом, в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства.

– стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

 

Вопросы для самопроверки

1. При каких условиях рынок находится в равновесии?

2. Дайте определение равновесной цены и равновесного объема.

3. Как соотносится фактическая цена и цена рыночного равновесия, если на рынке возникают: а) излишек, б) дефицит?

4. Объясните механизм ликвидации излишков и недостатков (дефицитов) на рынке.

5. Что такое частичное и общее рыночное равновесие?

6. Что такое цена, какова ее внутренняя сущность?

7. Какие функции выполняет рыночная цена?

 

Нарушения рыночного равновесия

В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 9.2).

При увеличении спроса (рис. 9.2, а) и цена, и равновесный объем возрастают (Р 2 > Р 1 и Q 2 > Q 1); при снижении спроса (рис. 9.2, б) и цена, и равновесный объем сокращаются (Р 2 < Р 1 и Q 2 < Q 1).

Рис. 9.2. Изменение спроса и его воздействие на цену, и равновесный объем

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесное количество продукции: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем возрастет; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Изменения предложения и его воздействие на равновесную цену и равновесный объем

Увеличение предложения (рис. 9.3, а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем (Р 2 < Р 1, но Q 2 > Q 1); уменьшение предложения (рис. 9.3, б) увеличивает цену и снижает равновесный объем (Р 2 > Р 1, но Q 2 < Q 1).

При одновременном изменении спроса и предложения значения равновесного объема и равновесной цены зависят от:

– направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);

– соотношения в изменении спроса и предложения.

Так, например, если предложение увеличится больше, чем сократится спрос, то равновесный объем увеличится, в то время как цена снизится; если предложение увеличится меньше, чем сократится спрос, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д.

В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.

Мгновенное равновесие – возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне резко увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

Краткосрочное равновесие – при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется " нормальной " рыночной ценой.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если спрос увеличится/уменьшиться, а предложение постоянно?

2. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если предложение увеличится / уменьшится, а спрос постоянен?

3. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если предложение увеличится в большей степени, чем сократится спрос?

4. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем, если спрос увеличится в большей степени, чем сократится предложение?

5. Объясните, что такое мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? При каких условиях оно возникает?

6. Как соотносятся цена мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...