Преступления против интересов потребителей
Обман потребителей (ст.200)
Это классическое хозяйственное, экономическое преступление, ответственность за которое предусматривалась во всех российских уголовных кодексах, однако содержание его неоднократно менялось в связи с изменениями, происходившими в сфере торговли и оказания услуг. Уголовно-правовая норма, содержащаяся в ст.200 УК, направлена на защиту прав потребителей. Согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» в ред. от 5 декабря 1995 г.,* потребитель - это гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий или имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Именно в таком значении понятие «потребитель» использовано в Уголовном кодексе. Потребителем, в смысле ст.200 УК, не являются предприниматели (физические и юридические лица), приобретающие продукцию, товары или использующие результаты работ (услуг) в целях их дальнейшей переработки либо перепродажи, а также юридические лица, приобретающие товары или использующие результаты работ (услуг) для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены (заказаны) в розничной торговле или в сфере бытового и иных видов обслуживания населения. * См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.140.
Под товарами понимаются готовые изделия, сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п., которые реализуются гражданину-потребителю продавцом по договору купли-продажи для удовлетворения его личных бытовых нужд. Работы - деятельность исполнителя, материальные результаты которой передаются гражданам-потребителям для удовлетворения их личных бытовых нужд (строительство жилых домов, пошив одежды, ремонт обуви и т.п.), а услуги - это деятельность исполнителя, не оставляющая материального результата (транспортные, консультативные, медицинские, санитарно-гигиенические, услуги связи и др.), полезный эффект (результат) которой используется гражданином потребителем для удовлетворения личной бытовой нужды.*
* См.: Разъяснение Государственного комитета РФ по антимонопольной политике н поддержке новых экономических структур от 15 августа 1994 г. «О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»// ЭиЖ. №39. Сентябрь 1994 г.
Закон предусматривает ответственность за обман потребителей при осуществлении розничной торговли и оказании услуг индивидуальным покупателям и заказчикам (населению) в коммерческих и некоммерческих организациях, осуществляющих реализацию товара или оказывающих услуги, созданных в любой, из числа предусмотренных гражданским законодательством, организационно-правовой форме и независимо от формы собственности. Обман потребителей, в соответствии со ст. 200 УК, может быть осуществлен и гражданином, занимающимся предпринимательской деятельностью в сфере торговли или оказания услуг потребителям, но лишь в том случае, если эта предпринимательская деятельность официально зарегистрирована в установленном порядке. Обман граждан при продаже им товаров и оказании услуг лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без регистрации, или при заключении разовых гражданско-правовых сделок, не являющихся предпринимательской деятельностью, в соответствующих случаях рассматривается как преступление против собственности (мошенничество). Точно так же преступлением против собственности является обман при реализации товаров или выполнении работ для организации или для индивидуального предпринимателя.
Способы совершения обмана потребителей различны и в основном непосредственно указаны в диспозиции ст. 200 УК. При обмеривании и обвешивании (недолив, недовес, недовложение и т.п.) покупателю отпускаются товары в меньшем количестве, чем он должен был получить в соответствии с оплатой покупки. Обмеривание и обвешивание могут быть совершены как при непосредственном обслуживании потребителей, так и при развешивании, расфасовке и упаковке товаров в подсобных помещениях. При обсчете покупатели и заказчики (потребители) уплачивают преднамеренно неправильно подсчитанную виновным стоимость покупки или заказа, не получают полностью или частично причитающуюся им сдачу и т.п. Возможен обсчет и при поштучном отпуске какого-либо товара. Широкое распространение получил такой вид обмана, как введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара; достаточно вспомнить продажу фальсифицированной алкогольной продукции. Между тем вопросы, связанные с качеством реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг достаточно обстоятельно регламентированы в Законе «О защите прав потребителей». Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве переданный потребителю товар (работа, услуга) должен быть пригоден для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (работы, услуги), он обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать товар, им соответствующий. И наконец, если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Категорически запрещена продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок службы или годности, но он не установлен. Перечень товаров (работ), на которые устанавливается срок годности (период, по истечении которого товар (работы) считается непригодным для использования), утверждается Правительством РФ. В него входят продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, работах, услугах. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) может совершаться письменно или устно и состоит в сообщении неверных сведений о товаре (работе, услуге) и имеющихся недостатках, пропущенных гарантийных сроках (сроках годности) или вообще умолчании о них, что затрудняет или делает невозможным его использование или же снижает стоимость товара (работ, услуг), о составе и калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ и т.п.* * Если обман потребителя относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) был связан с продажей товара (оказанием услуги), не отвечающего требованиям жизни или здоровья потребителей, что повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека и иные более тяжкие последствия, содеянное следует квалифицировать по ст.238 УК. Преступление, предусмотренное данной статьей, является посягательством не только против здоровья населения, но и против интересов потребителей. Напротив, И.В. Шишко усматривает в этой ситуации совокупность ст. 238 и 200 УК (См.: Горелик А.С., Шишко И В. Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... C. 151-152).
Введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара может быть совершено с незаконным использованием чужого товарного знака. В этом случае требуется квалификация по совокупности ст. 200 и ст. 180 УК.
Под иным обманом потребителей понимаются любые действия виновного, направленные на получение от граждан сумм, превышающих стоимость приобретенного товара или оказанной услуги. Это может быть продажа товара низшего сорта по цене высшего, завышение сложности и объема фактически выполненных работ, оформление обычного заказа как срочного, самовольное повышение цены на товар или тарифа на услугу, установленных в данном предприятии, отдельным работником этого предприятия (например, при выездной торговле), введение в заблуждение о предоставлении дополнительных услуг (доставка на дом, сборка, установка и т.д.) и др. Местом совершения преступления могут быть производственные помещения организаций, осуществляющих розничную торговлю (магазины, торговые павильоны, киоски, ларьки и др.), общественное питание (столовые, рестораны, кафе, буфеты, бары, закусочные и др.), бытовое обслуживание (телевизионные мастерские, предприятия по ремонту различных изделий, пошивочные ателье и др.), или оказывающих иные услуги населению (транспортные агентства, прачечные, бани, бюро по ремонту квартир, организации, занимающиеся продажей недвижимости и др.). Обман потребителей может быть совершен и при выездной торговле, при доставке заказа покупателю на дом, при выполнении ремонта и при расчете за него на дому, по месту жительства гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью в сфере торговли или оказания услуг, например, при пошиве одежды, обуви и т.п. Преступление признается оконченным с момента совершения обманных действий вотношении одного или нескольких покупателей и заказчиков, которых виновный обвесил, обсчитал и т.п. Само по себе превышение установленных цен и тарифов, если по ним еще не был произведен расчет с потребителем, является только приготовлением к преступлению, точно так же, как подготовка к продаже фальсифицированного товара, расфасовка товаров с недовесом и т.п. Обман потребителей - преступление, совершаемое с прямым умыслом. Состав данного преступления имеет место как при наличии корыстной заинтересованности лица, обманывающего покупателя или заказчика, так и в случае, когда обман был совершен по иным мотивам. Ответственность за обман потребителей наступает с 16-летнего возраста. Субъектом преступления могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), руководители и работники зарегистрированных организаций, осуществляющих реализацию товара или оказывающих услуги населению независимо от формы собственности, занятые как постоянно, так и временно обслуживанием покупателей или заказчиков. Действия лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией торговли, общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания, но обслуживающих покупателей и заказчиков в этих организациях по договоренности с их сотрудниками или администрацией и совершивших обман потребителей, также надлежит квалифицировать по ст. 200 УК. Служащие этих организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, организовавшие обман потребителей, а равно давшие подчиненным им по службе работникам указание об обмане, несут ответственность по ст. 200 УК, а при наличии в их действиях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями), и по этой статье.
Обязательным условием возникновения уголовной ответственности за обман потребителей является причинение материального ущерба потребителям. При этом размер ущерба имеет квалифицирующее значение. Закон различает два вида ущерба по размеру: значительный размер (ч. 1 ст. 200) - свыше одной десятой части до одного минимального размера оплаты труда (исключительно); крупный размер (ч.2 ст. 200) - не менее одного минимального размера оплаты труда, существовавшего на момент совершения преступления. При наличии единого умысла размер обмана потребителей устанавливается с учетом общей суммы, на которую был совершен обман, а не суммы, полученной обманным путем с каждого из потерпевших. При обмане потребителей на сумму в пределах до одной десятой части минимального размера оплаты труда наступает административная ответственность. Если виновный имел умысел на обман в значительном или крупном размере, но не успел его полностью осуществить по не зависящим от него причинам, преступление квалифицируется соответственно по ст.30 (покушение) и ч. 1 или ч.2 ст. 200 УК. При установлении нескольких жертв обмана доказывание единого умысла у преступника (преступников) может представлять известную сложность, хотя и теоретически, и практически это во многих случаях достижимо. Например, при реализации партии фальсифицированной алкогольной продукции или партии товара с нарушенным сроком годности. Сложнее доказывать единство умысла при установлении нескольких фактов обмеривания, обвешивания, обсчета. Однако и здесь, если, к примеру, установлено, что продавец обвесил нескольких покупателей, работая с неисправными весами, или кассир подряд обсчитал нескольких потребителей, на мой взгляд, можно утверждать о наличии единого умысла и определять общий размер обмана. Установление размера обмана весьма просто при таких его видах, как обвешивание, обмеривание, обсчет. А как определить этот размер, если потребитель был умышленно введен в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги)? Бесспорно, если потребителю был реализован заведомо негодный товар (работа, услуга), то размер обмана определяется всей суммой, полученной с потребителя за этот товар (работу, услугу). Полагаю, что так же следует поступить и при реализации потребителю в принципе годного товара, но не отвечающего той цели, ради которой он приобретался, или параметрам (качеству), которые интересовали потребителя и заставили его остановить свой выбор на этом товаре. Квалифицированный вид преступления - обман потребителей, совершенный по предварительному сговору группой лиц, имеет место в случаях, когда два или более субъекта преступления до начала совместного в качестве исполнителей его совершения вступили между собой в сговор о последующих обманных действиях. Их роли и функции по выполнению объективной стороны преступления могут быть распределены. Встречаются и случаи совершения обмана потребителей организованной группой. Так, при наличии сговора между работниками организаций, изготавливающими фальсифицированную продукцию, и работниками организаций торговли и общественного питания, реализующими заведомо фальсифицированную продукцию по цене, превышающей ее фактическую стоимость, и те, и другие участники преступления несут ответственность за обман потребителей, совершенный организованной группой. Судимость за обман потребителей как основание для квалификации нового эпизода обмана по ч.2 ст.200 УК не должна быть снята или погашена. В качестве основания для квалификации обмана потребителей по п.»а» ч.2 ст.200 УК может учитываться не снятая и не погашенная судимость по ч. 1,2 и 3 ст. 156 УК РСФСР 1960 г. (в ред. от 1 июля 1993 г.). В следственно-судебной практике встречается немало ситуаций, применительно к которым возникает проблема разграничения обмана потребителей и хищений. Обман потребителей с последующим завладением денежными суммами, незаконно полученными с покупателей и заказчиков в результате их обсчета, обвешивания, обмеривания и т.п., квалифицируется только по ст.200 УК. Незаконное завладение имуществом или денежными средствами собственника организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания или коммунального хозяйства и последующее возмещение образовавшейся недостачи за счет обмана потребителей квалифицируется как реальная совокупность двух преступлений: хищение чужого имущества и обман потребителей. Обман потребителей (в форме введения потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товаров) может быть связан с реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Если эти действия по неосторожности повлекли причинение вреда здоровью человека, содеянное становится более опасным преступлением, чем обычный обман потребителей, и преследуется по ст. 238 УК как выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|